Роль налогов в потреблении и накоплении. Рациональные ожидания и их накопление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны).
Налоги как экономическая категория являются исходными и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Содержание

1. Теоретическая часть…………...……………………………………………….3
1.1. Роль налогов в потреблении и накоплении………………...………..3
1.1.1.Понятие и сущность налогов……………………………...….3
1.1.2. Принципы налогообложения, их интерпретации…………..4
1.1.3. Элементы налога и способы взимания налогов…...……....11
1.1.4. Функции налогов…………………………………………….15
1.1.5. Система выплаты налогов…………………………...…...…16
1.1.6. Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера………….…..17
1.1.7. Основные виды налогов в Российской Федерации…….….20
1.1.8. Налог как метод мобилизации доходов………………...….21
1.1.9. Роль налогов в формировании финансов государства……23
1.1.10. Заключение……………………………………………...….25
1.2.Рациональные ожидания и их накопление…………………….....…26
1.2.1. Определение рациональных ожиданий………………....…26
1.2.2. Основные подходы к теории рациональных ожиданий…..27
1.2.3. Иллюстрация РО при помощи кривой Филлипса…….…...29
1.2.4. Адаптивные и рациональные ожидания………………...…31
1.2.5. Инфляционные ожидания в экономической политике…...31
1.2.6. Недостатки концепции ТРО………………………….……..33
1.2.7. Влияние ТРО на макроэкономическую теорию……….......34
1.2.8. Заключение……………………………….…...…………..…35
2. Практическая часть………………………………...…………………………36
2.1. Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджета………………………………………………………………………..…36
Список использованной литературы………………………………..………….57

Вложенные файлы: 1 файл

КР по Эк. теории.docx

— 426.95 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
Тверской Государственный Технический Университет 
(ТвГТУ)

 

 

Институт      ДПО и П    

Кафедра      Менеджмент                                            

Специальность     Производственный менеджмент 

Группа      ТПМ-117                                        

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
По дисциплине: Экономическая теория 
На тему: «Роль налогов в потреблении и накоплении. Рациональные ожидания и их накопление.» 
Вариант №27.

 

 

Выполнил:     Прогин Р. В. 
подпись      

 

Проверил:    Богачев О. А. 
подпись   

 

 

 

 

 

Тверь 2012

Содержание:

 

1. Теоретическая часть…………...……………………………………………….3

1.1. Роль налогов в потреблении и накоплении………………...………..3 
  1.1.1.Понятие и сущность налогов……………………………...….3 
  1.1.2. Принципы налогообложения, их интерпретации…………..4 
  1.1.3. Элементы налога и способы взимания налогов…...……....11 
  1.1.4. Функции налогов…………………………………………….15 
  1.1.5. Система выплаты налогов…………………………...…...…16 
  1.1.6. Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера………….…..17 
  1.1.7. Основные виды налогов в Российской Федерации…….….20 
  1.1.8. Налог как метод мобилизации доходов………………...….21 
  1.1.9. Роль налогов в формировании финансов государства……23 
  1.1.10. Заключение……………………………………………...….25 
 1.2.Рациональные ожидания и их накопление…………………….....…26 
  1.2.1. Определение рациональных ожиданий………………....…26 
  1.2.2. Основные подходы к теории рациональных ожиданий…..27 
  1.2.3. Иллюстрация РО при помощи кривой Филлипса…….…...29 
  1.2.4. Адаптивные и рациональные ожидания………………...…31 
  1.2.5. Инфляционные ожидания в экономической политике…...31 
  1.2.6. Недостатки концепции ТРО………………………….……..33 
  1.2.7. Влияние ТРО на макроэкономическую теорию……….......34 
  1.2.8. Заключение……………………………….…...…………..…35

2. Практическая часть………………………………...…………………………36 
 2.1. Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджета………………………………………………………………………..…36 
Список использованной литературы………………………………..………….57

 

 

 

1. Теоретическая часть.

1.1. Роль налогов в потреблении и накоплении. 
1.1.1. Понятие и сущность налогов.

 

В понимании  налогов важное значение имеют два  аспекта. Во-первых, налог – это  объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма  проявления внутренней сущности налогов  в процессе их использования в  реальной экономической  жизни (с субъективной стороны).

Налоги как  экономическая категория являются исходными и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической  действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Налог как  экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими  и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости  ВНП  и отчуждения части ее стоимости  в распоряжение государства в  обязательном порядке.

Субъективная  сторона налогов (их виды, уровень  ставок и т.п.) определяется внешней  средой, в которой функционируют  налоги. Особенно важное значение здесь  имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего  понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам.

 

 

 

1.1.2. Принципы налогообложения и их современные интерпретации

 

Государство, выражая интересы общества в разных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику: экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических  процессов используются финансово-кредитный  и ценовой механизмы.

В финансово-бюджетной  системе существуют отношения по поводу формирования и использования  финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она  призвана обеспечивать эффективную  реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной  системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху  становления и развития капиталистических  отношений значение налогов стало  усиливаться: для содержания армии  и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья  и сбыта готовой продукции, казне  нужны были дополнительные средства.

Исходя из необходимости наиболее полного  удовлетворения потребностей государства  в финансовых ресурсах государство  устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем  труде «Исследование о природе  и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав  эти принципы, Адам Смит заложил  фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

Финансовые принципы:

    • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
    • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

Экономико-хозяйственные принципы:

    • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
    • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

Этические принципы:

• всеобщность налогообложения;

    • равномерность налогообложения. Принципы налогового администрирования:
    • определенность налогообложения;
    • удобство уплаты налогов;
    • максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения  была заложена основа системы принципов  налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и  налогоплательщиков.

Практическое  применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление — экономические  принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При  этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

а) с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;

б) больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный  аспект предполагает, что налогоплательщики  с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых  систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает  наиболее благоприятные условия  для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение  более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся  организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Информация о работе Роль налогов в потреблении и накоплении. Рациональные ожидания и их накопление