Роль налогов в потреблении и накоплении. Рациональные ожидания и их накопление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны).
Налоги как экономическая категория являются исходными и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Содержание

1. Теоретическая часть…………...……………………………………………….3
1.1. Роль налогов в потреблении и накоплении………………...………..3
1.1.1.Понятие и сущность налогов……………………………...….3
1.1.2. Принципы налогообложения, их интерпретации…………..4
1.1.3. Элементы налога и способы взимания налогов…...……....11
1.1.4. Функции налогов…………………………………………….15
1.1.5. Система выплаты налогов…………………………...…...…16
1.1.6. Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера………….…..17
1.1.7. Основные виды налогов в Российской Федерации…….….20
1.1.8. Налог как метод мобилизации доходов………………...….21
1.1.9. Роль налогов в формировании финансов государства……23
1.1.10. Заключение……………………………………………...….25
1.2.Рациональные ожидания и их накопление…………………….....…26
1.2.1. Определение рациональных ожиданий………………....…26
1.2.2. Основные подходы к теории рациональных ожиданий…..27
1.2.3. Иллюстрация РО при помощи кривой Филлипса…….…...29
1.2.4. Адаптивные и рациональные ожидания………………...…31
1.2.5. Инфляционные ожидания в экономической политике…...31
1.2.6. Недостатки концепции ТРО………………………….……..33
1.2.7. Влияние ТРО на макроэкономическую теорию……….......34
1.2.8. Заключение……………………………….…...…………..…35
2. Практическая часть………………………………...…………………………36
2.1. Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджета………………………………………………………………………..…36
Список использованной литературы………………………………..………….57

Вложенные файлы: 1 файл

КР по Эк. теории.docx

— 426.95 Кб (Скачать файл)

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление — юридические  принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко  выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что  использование любого принципа налогообложения  требует серьезного научного подхода  и анализа. Применение всей системы  принципов либо отдельно взятого  принципа не является общепринятым в  мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые  неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими  принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

1.1.3. Элементы налога и способы взимания налогов.

 

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается  установленным, и у налогоплательщика  возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке  определены все элементы налога, а  именно:

1) субъект налогообложения;

2) объект налогообложения;

3) налоговая база;

4) налоговая ставка;

5) налоговый период;

6) льготы по налогу;

7) порядок исчисления налога;

8) порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о  «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель  налога».

1) Субъект налога, или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. 
 

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются: 
 - юридические лица; 
 - физические лица; 
 - физ. лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями. 2) Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены  следующие объекты налогообложения:

- прибыль;

- стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

- совокупный доход физических лиц;

- транспортные средства;

- имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

3) Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

4) Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые  налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются  непосредственно к налоговой  базе и могут быть:

пропорциональными;

прогрессивными;

регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную  сумму налога на единицу налоговой  базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные  ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

Регрессивные  ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы. В РФ регрессивные ставки применяются по единому социальному налогу.

5) Налоговый период. За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

 

 

 

 

6) Льготы по налогам. Ими признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена  следующая система льгот:

Необлагаемый минимум;

освобождение  от уплаты налогов некоторых лиц  или категорий  налогоплательщиков;

снижение  налоговых ставок;

изъятие из налогообложения отдельных элементов  объекта налога. 
Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. 
 Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание  налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный  способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого  налога существует свой порядок уплаты.

Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью  этих элементов в законах о  налогах, собственно, и устанавливается  вся налоговая процедура, предусматривающая  порядок и условия расчета  налога. Важно, что само понятие каждого  элемента налога универсально, оно  используется в налоговых процессах  всеми странами.

1.1.4. Функции налогов.

 

У налогов имеются четыре основные функции:

• фискальная;

• регулирующая (экономическая);

• распределительная;

• контрольная.

Налоги являются важнейшими финансовыми поступлениями  в государственный бюджет, и в этом состоит фискальная функция налогов.

В нашей стране более 80% доходов бюджета дают следующие налоги:  
налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, ресурсные платежи, таможенные пошлины и акцизы.  
 Помимо фискальной функции, налоги используются государством как средство регулирования экономики путем увеличения или уменьшения общего налогового бремени для целевого воздействия на отдельные

категории налогоплательщиков или  виды деятельности через установление налоговых льгот, снижение налоговых  ставок и другое. Эти меры оказывают влияние на изменение структуры и темпов развития производства.

Налоги в  значительной степени определяют величину затрат на производство продукции и прибыль предприятий. Рост налогов снижает покупательную способность населения и, таким образом, определяет уровень его жизни.

 

 

 

 

 

 

 

1.1.5. Система выплаты налогов.

 

Система и процедура выплаты  налогов должны быть  простыми,  удобными  и понятными для всех субъектов  налогообложения.  В  странах  развитого  рынка основным налогом является личный подоходный налог или  налог  на  физических лиц. В США доля налога на прибыль составляет в системе  федеральных  налогов всего лишь 10 %, в то время как налог на личный  доход  приближается  к  его половине. Структура налогообложения в некоторых странах постсоветсткого пространства, где доля подоходного налога с  физических  лиц  составляла чуть  более  3  %  в   общем   объеме   всех   платежей объясняется  ее  корнями,  которые  десятилетиями питали общество государственного социализма,  организованного  на принципах хозяйствования, противоречащих  рынку.  В  результате  налоговая  система  в таких странах становится источником хозяйственных деформаций.  Это  проявляется  по следующим направлениям:

. государство  сталкивается  со  слабой  собираемостью   налогов,  поскольку бизнес имеет множество способов укрыть налоги;

.   налогообложение   провоцирует   инфляционные    процессы,    так    как предприниматели стремятся переложить налог на отпускные цены;

. возможность переложения  налогов на плечи покупателей  усиливает социальную дифференциацию общества, поляризацию величин  реальных  доходов  граждан,

   что обостряет  социальную напряженность.

В дальнейшем, по мере роста  доходов населения, эти страны  должны  сместить акценты налогообложения, увеличив налоги на доходы физических  лиц,  смягчая налогообложение бизнеса.

 

 

 

 

1.1.6. Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера.

 

Тяжесть налогового бремени  измеряется  величиной  налоговых  изъятий, отнесённых к валовому внутреннему продукту.

На неё оказывают влияние  следующие условия:

- величина полученных доходов;

- традиции, сложившиеся в стране;

- фазы промышленного цикла.

Чем  выше  доходы,  тем  больше  доля  налоговых  отчислений.  Развитие экономики умножает доходы. Это ведет к увеличению  доли  налоговых изъятий. Причиной указанной зависимости является  использование  прогрессивной  шкалы налогообложения.

История XX в. четко прослеживает тенденцию роста  налоговых  изъятий  в странах  рыночной  экономики.  Так,  до  первой  мировой   войны   налоговые отчисления составляли в среднем  10  %  ВВП.  В  середине  века  эта  планка поднялась до 20 %. В 90-х гг. в развитых государствах с уровнем ВВП на  душу населения в 15-28 тыс. дол. доля  налоговых  изъятий  и  тяжесть  налогового бремени колеблется от 30 до 50 % ВВП.

Традиции экономической  политики  оказывают  существенное  влияние  на уровень налогового бремени. В странах  социально  ориентированной  экономики (шведская  модель)  этот  уровень составляет  около 50%  ВВП.  В странах, развивающихся на монетарных принципах, - около  30  %  ВВП.   Более  высокий уровень налогов стал платой за социальную стабильность  общества.  Поскольку налоги перекладываются на покупателя (включаются в  отпускные  цены),  то  в этих странах отмечается и более высокий уровень цен.

Тяжесть налогообложения  зависит от  циклических  колебаний.  Она  может быть ниже во время кризиса и выше при более благоприятной конъюнктуре.

 

Зависимость налоговых поступлений  от  величины  налоговой  ставки  была описана А. Лаффером. Графическое изображение указанной зависимости  получило название кривой А. Лаффера. 
 Кривая Лаффера – кривая, отражающая открытую американским экономистом А. Лаффером (иногда — Лейфером) закономерность: слишком высокий уровень налогов может не оставить предприятиям возможностей для нормального развития или подорвать стимулы к такому развитию и, следовательно, сбор налогов сократится, но и слишком низкое, “вольготное” обложение может сократить поступление средств государству до недопустимого уровня."

Информация о работе Роль налогов в потреблении и накоплении. Рациональные ожидания и их накопление