Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:05, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать рынок труда в России в общем, а также определить перспективы развития сельского рынка труда в РФ.
ВВЕДЕНИЕ…………….…………………………………..…………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА…………...…........5
Понятие рынка труда……………….........................................5
Типология и структура рынка труда………………………....10
Рынок труда и заработная плата….........................................15
Государственное регулирование рынка труда………………18
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА……………..….24
3. ПЕРСПЕКРИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО РЫНКА ТРУДА…..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………72
Рынок труда, как известно, отличается по своим механизмам функционирования от других рынков факторов, на нем нет обычного для других рынков равновесия спроса и предложения. В условиях эффективно функционирующего рынка труда предложение всегда превышает спрос. Неравновесие на рынке труда не может быть ликвидировано путем простого снижения или повышения продажных цен. Для такого товара как рабочая сила подобный механизм приведения в соответствие спроса и предложения не работает. Для нормального функционирования рынка труда необходимо значительное участие государства и социальных институтов в механизмах его координации.
Механизм регулирования рынка труда в узком смысле слова представляет собой свод законов, нормативных, коллективно-договорных актов (коллективные соглашения) и индивидуальные трудовые контракты. В широком контексте государственное регулирование рынка рабочей силы включает как косвенные экономические методы и инструменты, так и административно-правовые методы. При этом экономические методы косвенного регулирования применяют в сочетании с прямым регулированием занятости на основе законов и государственных программ в области занятости (программ по стимулированию занятости, увеличению числа рабочих мест и заработной платы, по подготовке и переподготовке кадров, по содействию занятости лиц с ограниченными возможностями, социальному страхованию безработных и др.). Подобный комплексный подход позволяет сократить экономические и социальные издержки безработицы.
Прежде всего, участие государства и социальных институтов необходимо для поддержания нормального спроса на труд. Предприниматели, как более «сильная сторона» в условиях избыточного предложения, получают возможность экономить свои расходы, снижая доходы работника ниже уровня его текущего воспроизводства. Это вынуждает работников увеличивать предложение труда, чтобы компенсировать снижение дохода. При этом формируется крайне низкая цена труда, которая делает невозможной замену дешевых рабочих рук более дорогостоящей техникой. Создается порочный круг. Чем ниже цена труда, тем выше предложение, тем и меньше стимулов у предпринимателей замещать труд капиталом, рационализировать использование ресурсов и организацию производства и тем больше спрос на труд. Поэтому завершение формирования рынка труда как части воспроизводственного механизма труда, как правило, совпадает с формированием нормального спроса, который ограничивается за счет ужесточения предложения и стабилизации цены труда.
Методы (способы) и меры государственного регулирования рынка труда можно дифференцировать по различным признакам: по объектам воздействия; по направленности воздействия; по форме воздействия; по характеру воздействия на рынок труда; по содержанию регулирующих мер; по уровню управленческого воздействия; по источникам финансирования; по продолжительности воздействия.
Объектами воздействия являются население, его отдельные группы работников, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т.д. В зависимости от особенностей объекта можно выделить меры общего воздействия и специальные меры. По направленности воздействия выделяют следующие меры: увеличивающие (уменьшающие) спрос на рабочую силу, увеличивающие (уменьшающие) предложение на рабочую силу, влияющие на структуру спроса и структуру предложения, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения.
По форме воздействия на рынок труда можно выделить прямые методы регулирования — государственное субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости, изменение годового ФРВ и т.п. — и косвенные методы регулирования: регулирование демографической ситуации, увеличение государственных заказов, закупок, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и т.д. По характеру воздействия на рынок труда регулирующие меры можно дифференцировать на поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные. По содержанию регулирующих мер выделяют меры экономического характера (поддержка экономически целесообразных рабочих мест, организация общественных работ, специализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса и т.д.); меры административного характера (снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства, изменение состава экономически активного населения и т.п.); смешанные, сочетающие экономическое и административное регулирование (финансовую, налоговую, таможенную, внешнеторговую, инновационно-инвестиционную, протекционистскую политики). По уровню управленческого воздействия методы распределяются на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные. По источникам финансирования выделяют Федеральный бюджет, бюджеты регионов России, местные бюджеты, внебюджетные средства (как дополнительные). По продолжительности воздействия методы бывают краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 лет и более).
В литературе встречаются и
другие классификации методов регулирования
рынка труда, например: классификация,
основанная на использовании мотивационного
механизма, с помощью которого намечено
достижение главной цели, включает организационные
(административно-
Настоящий аналитический материал подготовлен по итогам обследований населения по проблемам занятости.
Обследование населения по проблемам занятости проводится на
основе выборочного метода наблюдения путем опроса населения по месту постоянного проживания. Охватывает все субъекты Российской Федерации, городскую и сельскую местность. В ходе обследования изучается экономическая активность населения в возрасте 15-72 года.
В 1992-1998гг. опросы населения проводились один раз в год, с
февраля 1999г. по август 2009г. – один раз в квартал, с сентября 2009г. – ежемесячно. Отчетным периодом, по отношению к которому изучается экономическая активность населения, является вторая неделя месяца. В 2010 году по вопросам экономической активности, занятости и безработицы ежемесячно опрашивалось около 69 тыс. человек в возрасте 15-72 года (31,3 тыс. домашних хозяйств), или 0,06% населения данного возраста. Суммарный объем годовой выборки составил 831 тыс. человек (345 тыс. домашних хозяйств) или 0,75% численности населения обследуемого возраста. Действующий с 2010 года объем годовой выборки в 3 раза больше,
чем был при проведении обследований с квартальной периодичностью.
Данные обследования за 2010 год по показателям занятости и безработицы имеют высокую степень надежности. Стандартная
относительная ошибка выборки по показателям «численность безработных»
и «уровень безработицы» по субъектам Российской Федерации находится в пределах от 3% до 8% (в целом по России – 0,5%). Стандартная
относительная ошибка выборки по показателям «численность занятого
населения» и «уровень занятости населения» по субъектам Российской
Федерации находится в пределах от 0,5% до 2% (в целом по России – 0,07%). Экономическая активность населения по данным обследования населения по проблемам занятости, в январе 2011 года, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) составила 75,3 млн. человек. Уровень экономической активности населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности экономически активного населения к общей численности населения данной возрастной группы) составил 67,9%. В численности экономически активного населения 69,6 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,7 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с декабрем 2010г. Численность безработных осталась практически на том же уровне, численность занятого населения увеличилась на 0,3 млн. человек, или на 5,9%. По сравнению с январем 2010 года численность занятого населения увеличилась на 1,9 млн. человек, или на 2,7%, численность безработных сократилась на 1,1 млн. человек, или на 16,4%.
В январе 2011 года численность экономически активного населения на 0,5 млн. человек превысила уровень февраля 2008 года, главным образом за счет превышения численности безработных (на 0,4 млн. человек).
Итоги обследований свидетельствуют, что, благодаря реализации в 2009-2010гг. программ по стабилизации ситуации на рынке труда, удалось сдержать нарастание кризисных явлений на рынке труда и снижение занятости населения. И хотя в январе 2010г. был вновь зафиксирован рост безработицы (на 0,7 млн. человек или на 10,7% по сравнению с декабрем 2009г.), тем не менее, численность безработных в январе 2010г. была на 0,2 млн. человек (на 3,2%) ниже, чем в феврале 2009г.
В январе 2011г. численность безработных по сравнению с январем 2010г. сократилась на 1,1 млн. человек (или на 16,4%), но вместе с тем была выше докризисного уровня февраля 2008г. на 0,4 млн. человек (на 7,6%).
В январе 2011г. численность занятого населения была на 1,9 млн. человек (или на 2,7%) выше, чем в январе 2010г., и даже несколько выше докризисного уровня февраля 2008г. (на 0,2%).
В среднем за 2010 год численность занятого населения превысила среднегодовые данные 2009 года на 0,5 млн. человек (на 0,7%). Численность безработных в этот период сократилась на 0,7 млн. человек, или на 11,4%. Вместе с тем, к уровню 2008 года численность занятых в среднем за 2010г. была ниже (на 1,6%), численность безработных – выше (на 17,8%).
Уровень занятости населения (отношение численности занятых к
общей численности населения в возрасте 15-72 года) в январе 2011 года
составил 62,8% и был на 2-2,2 процентных пункта выше, чем в январе 2010г.
и феврале 2009г., и на 0,7 процентного пункта выше, чем в докризисный период в феврале 2008г.
В среднем за 2010 год уровень занятости населения составил 62,6% и
был выше, чем в среднем за 2009 год (на 0,5 процентного пункта), и ниже, чем в среднем за 2008 год (на 0,8 процентного пункта).
В январе 2011 года уровень безработицы (отношение численности
безработных к численности экономически активного населения) составил
7,6% и был ниже, чем в январе 2010г. (на 1,6 процентных пункта) и феврале
2009г. (соответственно, на 1,6 и 1,8 процентных пункта), но, тем не менее, он еще выше докризисного (на 0,5 процентного пункта).
В настоящее время уровень безработицы в России: ниже, чем во Франции, США, Италии, Канаде, Соединенном Королевстве (Великобритания), выше, чем в Германии, Японии, Австралии.
Необходимо отметить, что январь 2010 года был тревожным не только по росту безработицы, но особенно по снижению численности занятого населения (1,5 млн. человек по сравнению с декабрем 2009г.). Абсолютный размер снижения в этот период численности занятых в 2 раза превысил увеличение количества безработных. В итоге в январе 2010г. занятость оказалась на уровне февраля 2009г. Анализ динамики численности и структуры занятого населения по итогам обследований населения по проблемам занятости показывает, что около 78% сокращения численности занятого населения в январе 2010г. (т.е. 1,2 млн. человек) приходилось на неформальный сектор экономики. Сокращение в этот период численности работающих в организациях (юридических лицах) составило 0,3 млн. человек. И это притом, что в организациях (юридических лицах) трудится 85% всего занятого населения.
В целом за период с 2008г. по 2010г. численность занятых (на основной работе) в неформальном секторе экономики сократилась на 2,4 млн. человек, или на 19,2%. При этом численность работающих (на основной работе) в организациях со статусом юридического лица увеличилась на 1,3 млн. человек, или 2,2%. Вместе с тем, по отчетам юридических лиц не наблюдается рост численности работников списочного состава. За период с 2008г. по 2010г. по отчетам организаций (включая малые предприятия) среднесписочная численность работников сократилась на 3 млн. человек (1,9 млн. человек в 2009г. и 1,1 млн. человек в 2010г.) или на 6%.
Сопоставление данных о численности занятого населения по формам занятости по итогам обследований населения по проблемам занятости и данных о численности работающих в организациях, полученных по итогам обследований организаций и индивидуальных предпринимателей, показывает, что в последние годы увеличились размеры неоформленной занятости. В 2010 году, по оценке, общие размеры неоформленной занятости составили около 13 млн. человек или 18% занятого населения и увеличились по сравнению с 2008 годом на 4 млн. человек или в 1,5 раза.
До кризиса в 2008 году показатели уровня безработицы среди мужчин
и женщин отличались незначительно: на 0,2-0,4 процентного пункта уровень
безработицы среди мужчин превышал уровень безработицы среди женщин. В феврале 2009г., когда был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса, этот разрыв увеличился до 1,6 процентного пункта. В среднем за 2009г. уровень безработицы среди мужчин и женщин отличался на 1,2 процентного пункта, за 2010г. – на 1 процентный пункт.