Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:47, курсовая работа
Социальная экономика – главный мост, соединяющий экономику с политикой, основной возбудитель политических сил и течений.
Как видим, социальная сфера экономики имеет большое значение в развитии государства, и поэтому очень важно проводить эффективную социальную политику, механизм, задачи и проблемы которой я хочу рассмотреть в своей курсовой работе.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Социальная политика в рыночной экономике: теоретический аспект…...5
1.1 Социальная политика: сущность, функции и виды………………………….12
1.2 Институты и инструменты проведения социальной политики……………..20
2. Анализ социальной политики в современной российской экономике…..25
2.1. Современные формы реализации социальной политики…………………...31
2.2. Возможные пути совершенствования социальной политики………………36
Заключение…………………………………………………………………………42
Список использованной литературы……………………………………………...44
Вероятно, такая точка
зрения основана на достаточно
рациональном представлении о
том, что целью деятельности
общества является само
С точки зрения И.М. Лаврененко: «Социальная политика — это деятельность по управлению социальной сферой общества, призванная обеспечить жизнь и воспроизводство новых поколении, создать предпосылки для стабильности и развития общественной системы и достойной жизни людей».
С одной стороны, социальная политика — это искусство соединения человеческих интересов, интересов индивидов и государства, различного уровня человеческих общностей, групп в сфере социальных отношений.
С другой - это система
постоянно возобновляющихся
На основе вышеизложенного сформулируем определение: социальная политика — это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям.
При рассмотрении
содержания социальной
В.В. Колков, на основе
анализа деятельности
1)здравоохранение и
обязательное медицинское
2)поддержку семьи,
детства, материнства и
3)жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения;
4)поддержку престарелых и инвалидов;
5)социальное обслуживание населения;
6)охрану окружающей природной среды;
7)федеральное и местное
(муниципальное) обустройство
По мнению И.А. Григорьевой,
социальная политика
Итак, в границы социальной
политики включается
Таким образом, основными целями социальной политики на современном этапе являются:
• максимальное сохранение
физического,
• формирование прочного
пласта трудовой мотивации,
• создание институциональных
и социально-экономических
Общеизвестно, что социальная
политика является затратным
и дорогостоящим видом
1.2. Институты и инструменты
Сложный механизм институциональных органов, который складывался в новейшей истории ЕС и оттачивался на протяжении почти полувека, обеспечивает социальное и экономическое сплочение Сообщества и решение вопросов, касающихся социальной политики и интеграции в этой сфере. В структуре институтов ЕС, связанных с социальным измерением, за, последние годы обозначилось немало изменений: Это вполне объяснимо, если учесть, что происходило и до сих пор не завершено оформление социальной политики как самостоятельного направления деятельности Союза. [12, с. 617]
Новые задачи, вставшие перед
социальной политикой в связи
с развитием интеграции в социальной
области и глобализацией, естественно,
требовали совершенствования
Задачи, возлагаемые на Сообщество в социальной области, выполняются при помощи разветвленной структуры институтов. Причем каждый из них действует в пределах полномочий, которыми он наделен в соответствии с основополагающими договорами.
Увеличение полномочий институтов ЕС вносит позитивный вклад в развитие права Сообщества в социальной сфере. Огромную роль играет эволюция процедур, в частности, расширение возможности принимать решение квалифицированным большинством, введенное Единым европейским актом и подтвержденное протоколом к Договору о Европейском Союзе, а также признание: значимости европейских коллективных договоров. Система коммунитарных институтов, работающих в социальной области, а также установленные процедуры принятия социальных документов, безусловно, являются инструментами строительства социальной Европы; [8, с. 32]
С этим связан и вопрос о представительстве социальных сил на общеевропейском уровне. Важнейшими органами ЕС, обладающими полномочиями в социальной сфере, являются: Европейский Совет, Европейская Комиссия, Европейский парламент, Суд Европейских Сообществ и Экономический и социальный комитет.
Проблемы социальной политики были впервые конкретизированы в 1989 году на сессии в Страсбурге, когда была принята Хартия основных социальных прав трудящихся. [13, с. 209]
На свои заседания Европейский совет собирается два раза в год. При рассмотрении ряда социальных проблем существует процедура единогласного принятия решений членами Совета, что правда, по мнению диссертанта, является тормозом для разработки общей социальной политики. В соответствии с Договором о Европейском Союзе, был выделен целый ряд областей, в которых Совет принимает решения по предложению Комиссии и после консультаций с Парламентом и Экономическим и социальным комитетом. Это:
- социальное обеспечение и
- защита трудящихся в тех случаях, когда срок их трудового соглашения закончился;
- представительство и
- условия найма граждан третьих
стран, проживающих на
Наметившаяся в последнее
Основным действующим лицом и собеседником среди институтов, работающих в социальной области является Совет, по социальным вопросам. Иногда в зависимости от обстановки он собирает по несколько раз в неделю компетентных министров государств-членов. При этом ему принадлежит право принимать решения далеко не по всем • социальным; вопросам. Так проблемы здравоохранения находятся в компетенции-Совета по здравоохранению и Совета по делам внутреннего рынка. Именно по их инициативе могут приостанавливаться или видоизменяться действия соответствующих директив и решений. [31, с. 125-126]
Многие политики и эксперты считают Комиссию предосновой "Европравительства". Причем ее деятельность иногда рассматривается как ведущая к чрезмерной централизации, а, следовательно, ограничивающая* функционирование национальных структур власти. Даже такие приверженцы "общеевропейской миссии" КЕС, как Германия и Франция, считают, что некоторые моменты в; деятельности Комиссии, например, излишняя бюрократизация; или случаи коррупции мешают дальнейшему развитию интеграции. Деятельность Европейской комиссии в социальной сфере состоит из трех основных элементов: внедрения в жизнь документов социальной политики, управления Структурными фондами (в первую очередь, Европейским социальным, фондом - ЕСФ) и управления социальным диалогом.
Специально назначенные члены Комиссии отвечают за социальные вопросы и занятость, проблемы образования и профессиональной подготовки. Однако многие социальные вопросы оказываются в сфере ответственности и других членов КЕС, занимающихся, например, вопросами социальной экономики, защиты интересов потребителей и т.д. [17, с. 3-7]
Генеральный директорат по социальным вопросам КЕС целенаправленно занимается вопросами социальной политики, однако, и другие директораты (их всего 22) также имеют возможность включаться по мере необходимости в это направление деятельности ЕС.
К компетенциям Директората по социальным вопросам относятся::
- промышленные отношения и социальный диалог;
- занятость и рынок труда;
- социальное обеспечение, социальная защита и условия жизни;
- Европейский социальный фонд;
- здравоохранение и безопасность.
Как уже отмечалось, социальная политика ЕС не сконцентрирована в одном институте и даже не координируется' никем; единолично, что позволяет, с одной стороны, учитывать различные аспекты и последствия социальных проблем, с другой же, ведет к распылению усилий по решению социальных вопросов, связанных с тем или иным направлением деятельности ЕС. Это делает особенно актуальной необходимость выработки глобальной социальной политики. Именно за такое положение вещей Комиссия, как главный орган исполнительной власти Сообщества, неоднократно подвергалась критике в конце XX века. В результате, был принят ряд шагов по упорядочению процессов и процедур управления социальной политикой. [26, с. 12-15]
Европейский парламент, избираемый всеобщим, прямым голосованием, является представительным наднациональным органом. Занимаясь всем обширным спектром общеевропейской политики, Парламент имеет в своем распоряжении 18 комиссий, в том числе и ту, что напрямую связана с решением социальных вопросов и проблемой занятости, а также координирует деятельность в социальной сфере других комиссий, которые сталкиваются в своей работе с социальными проблемами
Глава 2. Анализ социальной политики в современной российской экономике
Россия – по Конституции – с 1993 г. является страной с социально ориентированной рыночной экономикой. За рубежом накоплен немалый опыт развития социальных государств, существуют различные их формы, модели. Это обусловливает актуальность разработки проблем социальной экономики, что, должно способствовать выработке практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования российской социально-экономической системы в целом.
Информация о работе Социальная политика государства в современной экономике России