Социальная политика государства в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Социальная экономика – главный мост, соединяющий экономику с политикой, основной возбудитель политических сил и течений.
Как видим, социальная сфера экономики имеет большое значение в развитии государства, и поэтому очень важно проводить эффективную социальную политику, механизм, задачи и проблемы которой я хочу рассмотреть в своей курсовой работе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Социальная политика в рыночной экономике: теоретический аспект…...5
1.1 Социальная политика: сущность, функции и виды………………………….12
1.2 Институты и инструменты проведения социальной политики……………..20
2. Анализ социальной политики в современной российской экономике…..25
2.1. Современные формы реализации социальной политики…………………...31
2.2. Возможные пути совершенствования социальной политики………………36
Заключение…………………………………………………………………………42
Список использованной литературы……………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

 Вторым этапом развития  российской социальной политики  является переход от патерналистской  модели к адресной социальной  системе. Основными характеристиками этой модели являются: четкое определение приоритетов социальной политики; дифференциация социальной политики государства в отношении различных слоев населения; корректное выделение категорий получателей социальной и помощи; доведение до получателей социальной помощи финансовых ресурсов в полном объеме; определение и разграничение полномочий в реализации социальной политики между всеми уровнями бюджетной системы. Важнейшей задачей является повышение эффективности социальной политики, в частности, концентрация усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработка новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих сокращение неоправданных бюджетных расходов, и более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов в социальной сфере.

Формирование адресной социальной поддержки предполагает введение целевого характера в системе  распределения и использования  социальных трансфертов, в том числе  и как основы межбюджетных отношений. [25, с. 211]

 Сложившаяся сегодня ситуация в социальной сфере характеризует этап антикризисного управления социальными процессами, когда основные усилия прилагаются к решению самых неотложных проблем, представляющих угрозу существованию единого социального пространства на территории России.

Таким образом, переход  к рыночным отношениям обусловил  перемены и в социальной сфере. Система  государственных бесплатных социальных услуг распалась, а условия для  создания новой еще не созданы, так  как социальная сфера в период реформ не была приоритетной в плане преобразований. При отсутствии целенаправленного воздействия объектами социальной политики становилась то одна социальная группа, то другая. Однако предпринимаемые меры (выплаты пособий по безработице, индексация пенсий, компенсации роста цен, и другие) к желаемым результатам не привели. [12, с. 445]

Переход к новой социальной модели предполагает отказ от патернализма. Необходимо формировать рынок социальных услуг с реально возникающей  конкуренцией их производителей, повышать качество данных услуг, снижать издержки на их производство. Действующая в настоящее время социальная модель и модель, адекватная нынешним условиям хозяйствования, исходя из предложенной нами классификации, систематизирована ниже.

1. В зависимости от  типа базового процесса реализуется модель «Социальная помощь, социальное попечительство», перспективная - «Социальное развитие, социальное страхование».

2. В зависимости от  субъекта ответственности реализуется  синтез патерналистской и общественной  моделей, перспективная - синтез либеральной, общественной и корпоративной моделей.

3. В зависимости от  степени участия государства  реализуется административная модель, перспективная - синтез стимулирующей  и благотворительной моделей. [22, с. 71]

 Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования является одним из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванным обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных. [5, с. 579]

 Социальный риск - это риск внезапного возникновения  в обществе обстоятельств, наносящих  существенный ущерб многим лицам  одновременно. Современная реакция  на риски - страхование, суть которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования: добровольное, осуществляемое частными компаниями и принудительное, осуществляемое государством. Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старости. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Вместе с тем, страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий, оно должно дополняться социальной помощью.  [11, с. 24]

 Одинаковый размер  помощи для всех получателей  - наиболее простой в организационном  отношении вариант. Этот способ  оказывается, однако непригодным,  если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду. В пользу учета индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат. Ввиду финансирования из бюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства. Все принципы организации социальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой свое определенное место. Система социальной обеспеченности способна действовать с максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и попечительства. Характерной чертой попечительства является финансирование за счет налогов. Однако если значительная часть системы социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов. [30, с. 19]

Существенное значение имеет вопрос величины утраченного  дохода и социальной помощи. Основных критериев здесь два: социальные гарантии должны обеспечивать минимально достаточный уровень жизни; социальные пособия не должны отвлекать людей от труда и культивировать иждивенческие отношения. Первый критерий определяет минимальную, а второй - максимальную границу социальных пособий.

В практике российского  государства в настоящее время  остается открытым вопрос о том, какая  именно модель социальной политики будет использоваться и явится наиболее адекватной. Вместе с тем, очевидна необходимость коренных изменений в обязанностях государства и общества. Практика демонстрирует, что механизмы реализации идей социального государства могут быть принципиально различными. Однако, ни одна из моделей социального государства, не является идеальной, каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны, необходимо грамотное их сочетание.   [16]

Таким образом, переоценить  значимость правильно выбранной модели социальной политики невозможно. Цель преобразований в этой области не только поддержание важнейших систем жизнеобеспечения населения, смягчение разрушительных последствий экономического и политического кризисов, разрешение социальных конфликтов, а формирование социальной базы, поддерживающей и осуществляющей преобразования, обеспечение их необратимости, отработка новых механизмов социального партнерства, способов становления и поддержания власти.

 

2.2. Возможные пути  совершенствования социальной политики

 

Социальные проблемы любого государства всегда очень  остро стоят перед руководством страны. Социальные проблемы больше всего волнуют население. Социальная защищенность  населения способствует политической ориентации  населения ,предпочтение отдаётся той партии или тому политическому движению, которое обещает и выполняет обещания о социальных реформах, улучшения жизни населения, повышения уровня доходов. Основная цель работы состоит в том, что бы показать социальные проблемы в общем, социальные проблемы в России, программы, мероприятия, проводимые правительством по улучшению жизни населения, повышения уровня их доходов. Осветить результаты  социальных реформ в пенсионном, трудовом  аспекте жизни общества. Раскрыть сущность социальных программ на примере всевозможных видов пособий не защищенным слоям общества. Показать важность социальных преобразований. Этот уровень должен соответствовать среднему  прожиточному  минимуму в данной стране. [3, с. 302]

 В XX веке в промышленно развитых странах всё более распространяется концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика “социального рыночного хозяйства”,  означающая широкие социальные мероприятия, проводимые государством. Суть социальной политики заключается  в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов  для участия в общественном производстве. Социальная политика государства, выступающая как основная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы. Социальная политика осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политики фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политики. Учитывая тесную взаимосвязь современного мира, можно говорить о государственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономической групп стран и даже континентов). [18, с. 110]

Под уровнем жизни  населения понимается уровень потребления

материальных благ (обеспеченность населения промышленным потребительскими товарами, продуктами питания, жилищем и т. д.). Для оценки уровня жизни используется такие показатели, как потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами  в расчете на семью (обычно используется показатель обеспеченность в расчете на 100 семей).  Немаловажное значение для оценки уровня жизни  имеют показатели структуры потребления (например, какова доля в структуре потребления продуктов питания наиболее биологически ценных продуктов).

Это подтверждает печальный опыт “внедрения” европейской или американской цивилизации в быт и культуру малых народов Севера. Таким образом, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства. Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяется ресурсами, которые может направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общественного уровня экономического развития страны. Конкретные цели социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны. В этом плане заметим, что Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

Социальные программы  России. [2, с. 70-77]

Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества. К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат. [21, с. 15]

Государственные социальные пособия семьям, имеющим детей. Пособия такого рода не велики, они составляют около одного минимального размера оплаты труда (далее МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. При задержки их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия всё же являются “подпиткой” для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях. Страховые пособия в связи с рождением ребёнка. При рождении ребёнка выплачивается довольно значительное пособие, что является существенной поддержкой семье с новорождённым ребёнком. Также существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребёнка, материально поощряется их   своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не возможно существование новорождённого с матерью. Выплаты взрослым членам семьи. [6, с. 17]

Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему лицу по некоторым случаям ухода за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины  МРОТ, что очень мало. Население редко прибегает к уходу с работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Это пособие выплачивается из средств предприятий и учреждений в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки  средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени. Также дело обстоит и с выплатами женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты. В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Также и они не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары. Пособия по безработице это особая форма выплат. Эти пособия в России появились не так давно. Нет отлаженного механизма “присваивания звания” безработного и выплаты этого пособия.

Средства фонда занятости  ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице не велико, около МРОТ, и его получение связано с большими сложностями.

Информация о работе Социальная политика государства в современной экономике России