Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:47, курсовая работа
Социальная экономика – главный мост, соединяющий экономику с политикой, основной возбудитель политических сил и течений.
Как видим, социальная сфера экономики имеет большое значение в развитии государства, и поэтому очень важно проводить эффективную социальную политику, механизм, задачи и проблемы которой я хочу рассмотреть в своей курсовой работе.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Социальная политика в рыночной экономике: теоретический аспект…...5
1.1 Социальная политика: сущность, функции и виды………………………….12
1.2 Институты и инструменты проведения социальной политики……………..20
2. Анализ социальной политики в современной российской экономике…..25
2.1. Современные формы реализации социальной политики…………………...31
2.2. Возможные пути совершенствования социальной политики………………36
Заключение…………………………………………………………………………42
Список использованной литературы……………………………………………...44
В настоящее время в научной литературе вопросам социальной политики уделяется значительное внимание. Однако, ее определения даются достаточно противоречиво и требуют уточнения.
С одной стороны, социальная политика может рассматриваться в прикладном аспекте, как совокупность (система) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. С другой стороны, социальная политика в широком смысле – это система взаимоотношений и взаимодействий между субъектами экономики, в центре которых главная и конечная цель – человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом. Следовательно, социальная политика – это совокупность конкретных мер и мероприятий, формирующихся под воздействием взаимоотношений и взаимодействий между субъектами экономики или опосредованных этими взаимодействиями. [30, с. 19]
Социальная политика выполняет ряд функций, к основным из которых можно отнести следующие.
1. Обеспечение социальной
безопасности, которая рассматривается,
прежде всего, как возможность
человека удовлетворять свои
потребности, сочетать
2. Обеспечение политической устойчивости власти.
3. Обеспечение такого
распределения власти в
4. Налаживание такой
системы распределения
5. Обеспечение обществом
и государством необходимого
и достаточного уровня
6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой социальной группы. При этом в качестве объектов социальной защиты подразумеваются условия труда и условия жизни.
7. Обеспечение потребления основных благ на уровне социальных стандартов для всех слоев населения, что достигается как посредством оплаты труда, так и посредством предоставления различных социальных трансфертов.
Объектами социальной политики должны выступать: социальное страхование и социальное обеспечение; пенсионное обеспечение; медицинское страхование; рынок труда; государственные социальные стандарты; социальная безопасность; среднее и высшее профессиональное образование; экологическая безопасность. [10, с. 24-25]
К основным критериям выделения моделей социальных государств также относят: распределение ответственности, вид солидарности, уровень перераспределения доходов, уровень предоставления социальных услуг, степень охвата социальными услугами, источник финансирования, субъекты, на которых возложено управление за социальными выплатами. [14, с. 81]
С точки зрения представленных критериев можно выделить основные типы социальных государств. Это скандинавская модель (шведская модель), англосаксонская модель (модель Бевериджа), континентальная модель (модель Бисмарка) и южно-европейская (рудиментарная модель) Модель Бисмарка. К ее базовым характеристикам следует отнести следующие:
1. Максимальный учет
природы трудовых отношений.
2. Оптимальное сочетание субъектов правоотношений – личной ответственности работников и работодателей, их солидарно взаимопомощи, что воплощается в распределении страховой нагрузки между работниками и работодателями на паритетной основе. При этом размер пенсий и пособий зависит от размера заработной платы, величины страховых платежей и продолжительности страхового стажа.
3. Организация социального
страхования по отдельным
4. Сочетание универсального
и дифференцированного
Таким образом, социальное страхование, организованное по модели Бисмарка, основывается на профессионально-трудовой социальной солидарности, что позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы, обеспечивающие гарантии предоставления качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат (пенсий и пособий). Данная модель характеризуется демократичностью управления и прозрачностью финансовых потоков. Товарищества взаимного страхования действуют на основе самоуправления, самофинансирования и некоммерческого хозяйствования под государственным правовым контролем. [23, с. 214]
Модель Бевериджа. Ее общие характеристики следующие.
1. Трехуровневый тип
социальной защиты, закрепляющий
за государством обязанности
предоставления базовых
2. Ориентация государственных
социальных гарантий на
3. Обеспечение государством
трех базовых уровней
Следующая модель – это шведская. В литературе очень подробно описана данная модель. Приведем лишь две ее основные характеристики.
1. Финансирование социальных расходов за счет доходной части бюджета.
2. Высокий уровень
и общедоступность мер
Рассмотрим в приведенной
таблице сравнительную характер
Россия – либеральная страна с «мягким» государственным регулированием. Именно поэтому ответственность за индивида возложена, прежде всего, на рынок труда, а обществом управляют, прежде всего, экономические законы. Приведем наиболее общие характеристики социальной политики России.
В целом, наметившуюся тенденцию к повышению социальных услуг можно назвать положительной. Расходы на социальную политику в 2007 г. составили 215,6 млрд. руб., что в процентном соотношении составило 3,9 % в общей величине расходов федерального бюджета. Прогнозное значение расходов на социальную сферу показывает увеличивающуюся динамику. Так, в 2008 г. эта величина составила 275,1 млрд. руб., что составляет 4,2 % в общей величине расходов, в 2009 г. – 340 млрд. руб. и соответственно 4,6 %, в 2010 г. – 375,2 млрд. руб. (4,7 %). В общей сложности по сравнению с 2007 г. расходы на социальную политику до 2010 г. вырастут на 74 %. [23, с. 57]
Наблюдается определенный рост реальной заработной платы, которая с ноября 2007 г. возросла на 28 % по сравнению с таким же показателем в 2006 г. Такой рост за последние годы произошел впервые.
Однако нельзя недооценивать и негативные моменты. Заработная плата основной массы работников в России упала в 90-е гг. до крайне низкого и зачастую недопустимого уровня, который не обеспечивает даже простое воспроизводство населения. Такое положение дел является одной из основных причин демографического кризиса в России. Даже с учетом реального роста заработной платы на протяжении последних шести лет, на конец 2005 г. она достигла только 80–85 % предреформенной величины 1990 г. Неоправданная дифференциация заработной платы приводит к недопустимому уровню расслоения населения. В настоящее время децильный коэффициент составляет 15,3, что выше среднемирового показателя. Прожиточный минимум находится на уровне чуть больше 4 тыс. руб., а за чертой бедности находится примерно 15,8 % населения или 22,3 млн. чел. Во многом складывающаяся ситуация с резкой дифференциацией доходов населения объясняется доминированием в последние годы экспортно-сырьевой модели развития экономики России, которая воспроизводит в расширенном объеме «точечный» или «сегментный» рост отдельных подотраслей экономики и крупных мегаполисов, где концентрируется львиная доля финансовых ресурсов. Уже сегодня рост стоимостных параметров экономики на 65–75 % обеспечен деятельностью нескольких десятков крупных корпораций, расположенных не более чем в 150–200 населенных пунктах страны. [20, с. 307]
Более того, данная тенденция
к концентрации финансов, производства,
социальной инфраструктуры при сложившейся
сейчас структуре субъектов Российской
Федерации и муниципальных
Кроме того, при сохранении сегодняшнего уровня доходов, основная масса граждан просто не в состоянии будет оплачивать ни жилищно-коммунальные услуги, ни образование, ни медицинское обслуживание, тарифы на которые существенно возрастут уже в текущем году.
Российская модель в общем и целом, как было сказано, тяготеет к континентальной модели. На основании проведенного анализа можно говорить о необходимости осуществления следующих мероприятий в области социальной сферы, дополняющих и развивающих эту модель в российских условиях. [10, с. 24-25]
1. Развитие системы пенсионных накоплений за счет страховых компаний.
2. Увеличение базовой
части пенсий и ее индексация
за счет расширения
3. Реорганизация Фонда
социального страхования,
4. Разделение функций
между бюджетами разных
5. Направленность программ на рынке труда на возможность более полной самореализации личности и защиту социально уязвимых субъектов на рынке труда, а не на высокие выплаты по безработице.
6. Активизация демографической
политики, направленной на
7. Активизация профсоюзов и социального партнерства.
Вопросы современной социальной политики требуют дальнейшей проработки с последующей реализацией в стройную систему, охватывающую все аспекты социальной сферы. [15, с. 131]
2.1. Современные формы реализации социальной политики
В современной истории развития социальной политики России можно выделить два основных этапа, представляющих реализацию различных моделей социального развития.
Первый этап (первая половина 90-х годов) характеризовался патерналистской моделью, заимствованной из практики регулирования социальной сферы Советского Союза. Недостатками патерналистской модели являются перекрестная реализация социальных программ, вызывающая дублирование социальной помощи и неоправданно высокие расходы на социальную сферу. На этом этапе социальная политика в России, как и во многих других странах с переходной экономикой, была ориентирована на наращивание удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства, усилия, направленные на повышение эффективности социальных программ, отступали на второй план. Однако повышение доли социальных расходов не смогло предотвратить снижение уровня жизни не только всего населения, но даже работников отраслей социальной сферы. Оно привело к быстрому нарастанию бюджетного дефицита. [19, с. 501]
Таким образом, патерналистская модель оказалась неэффективной в регулировании современных социальных процессов в обществе. Однако, ее применение на начальном этапе социально-экономических преобразований было обосновано в силу следующих объективных причин: резкое падение уровня жизни населения; отсутствие опыта решения масштабных задач в области социальной политики; отсутствие социальной структуры общества; недостаточная определенность социально-экономических приоритетов государства; отсутствие технической и нормативно-методической базы для решения задач социальных реформ; необходимость полного использования тех ресурсов, форм и методов работы, которые остались от дореформенной системы социальной защиты. Обострение финансовых проблем в экономике и социальной сфере подтвердило бесперспективность дальнейшего наращивания финансирования без проведения структурных преобразований. [28, с. 16]
Информация о работе Социальная политика государства в современной экономике России