Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение монополизма как экономического явления, его последствий для рынка и необходимость антимонопольного регулирования.
Задачи курсовой работы:
1.рассмотреть основные причины возникновения монополий;
2.обозначить особенности современной монополизации экономики;
3.изучить действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики.
Введение…………………………………………………………………………
Сущность монополизма, его преимущества и последствия……………….
Понятие и экономическая природа монополии…………………………….
Социально-экономические последствия монополизма………………………
Антимонопольное регулирование в России…………………………………..
Специфика и законодательная база антимонопольной политики в РФ……..
Задачи антимонопольной политики в условиях глобального
финансового кризиса……………………………………………………………
Зарубежный опыт антимонопольного регулирования……………………….
Заключение………………………………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение А…………………………………………………………………..
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1 |
Сущность монополизма, его преимущества и последствия………………. |
5 |
1.1 |
Понятие и экономическая природа монополии……………………………. |
5 |
1.2 |
Социально-экономические
последствия монополизма………………… |
10 |
2 |
Антимонопольное регулирование в России………………………………….. |
14 |
2.1 |
Специфика и законодательная база антимонопольной политики в РФ…….. |
14 |
2.2 |
Задачи антимонопольной политики в условиях глобальногофинансового кризиса…………………………………………………………… |
18 |
3 |
Зарубежный опыт антимонопольного регулирования………………………. |
24 |
Заключение…………………………………………………… |
27 | |
Глоссарий……………………………………………………… |
29 | |
Список использованных источников………………………………………….. |
30 | |
Приложение А………………………………………………………………….. |
31 |
Введение
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Именно это
способствует прогрессу экономики:
эффективность производства повышается,
создаются условия для
В то же время
для любого хозяйствующего субъекта
характерно стремление к монополии,
к вытеснению конкурента с рынка,
к расширению сферы своей деятельности.
Приобретая и усиливая рыночную власть
предприниматели стремятся
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Целью данной курсовой работы
является рассмотрение монополизма
как экономического явления, его
последствий для рынка и
Задачи курсовой работы:
Объектом исследования
в данной курсовой работе выступают
рыночные условия хозяйствования, предметом
– причины и последствия
При подготовке данной работы для освещения общетеоретических моментов проблемы использована учебная литература по курсу экономической теории и микроэкономики. Для отражения особенностей конкуренции и монополизма российского рынка рассмотрены материалы периодической специализированной печати, а также данные официального сайта Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
1 Сущность монополизма, его преимущества и последствия
1. 1 Понятие и экономическая природа монополии
Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, монополия определяется как:
Монополию как экономическое явление выделяют следующие характерные черты:
Монополии можно классифицировать по разным видам. По месту в торговых сделках различают объединения, единолично продающие определенные товары множеству продавцов – монополия, и объединения, единолично скупающие какие-то продукты у всех продавцов – монопсония.
По масштабам охвата
рынка монополия может
В зависимости от характера и причин возникновения можно выделить:
В экономической теории и практике выделяют определенные условия возникновения монополий, краткая характеристика которых представлена далее.
1. Барьеры для вхождения в отрасль. Факторы, препятствующие вхождению в отрасль, называются барьерами вхождения в отрасль. В случае чистой монополии барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию.
2. Эффект масштаба. Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно доли рынка. Там, где эффект масштаба производства очень значителен, кривая средних издержек фирмы будет понижаться на протяжении большого отрезка в сторону горизонтальной оси объема производства. При данном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низкой цены единицы продукции для потребителей зависит от существования небольшого числа фирм или, в крайнем случае, только одной фирмы.
Если чистая монополия существует изначально, легко понять, почему эффект масштаба будет функционировать в качестве барьера, защищающего эту фирму от конкуренции. Новые, создающиеся фирмы, старающиеся попасть в эту отрасль в качестве мелких производителей, будут иметь очень мало шансов на выживание и развитие. Новые фирмы могут попытаться выйти на рынок и «начать, уже достигнув внушительного размера», то есть войти в отрасль крупномасштабным производителем. Однако новому предприятию очень трудно найти денежные средства для приобретения большого объема капитального оборудования, необходимого для обеспечения эффекта масштаба во всем диапазоне производства. Финансовые барьеры для упомянутого выше варианта в большинстве случаев настолько велики, что делают этот вариант практически неосуществимым. Масштаб производства объясняет, почему желание войти в такую отрасль, как автомобилестроение, производства алюминия и стали, проявляется чрезвычайно редко.
3. Легальные барьеры: патенты и лицензии. Как было отмечено, правительство зачастую предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии. Государство создает также легальные барьеры для вхождения в отрасль, выдавая патенты и лицензии.
Патенты. Патент – это исключительное право использовать или разрешать другим использовать изобретение. Патенты и американские патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, потраченных на его разработку. В то же время патенты могут обеспечивать изобретателя монопольным положением на время их действия.
Фирмы, которые достигают монопольной власти путем собственной научно-исследовательской деятельности или путем покупки патентов других фирм, находятся в выгодном положении, усиливают свою рыночную позицию. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть использованы для того, чтобы финансировать научно-исследовательскую деятельность, необходимую для разработки новой пригодной для патентования продукции. Огромные монопольные прибыли приносят патенты на прописи (состав) лекарств, из которых финансируются исследования и поиск новых патентуемых прописей лекарств. Монопольная власть, достигнутая благодаря патентам, вполне может усиливаться за счет самой себя.
Лицензии. Вхождение в отрасль или род деятельности могу быть ограничены государством путем выдачи лицензий. Например, на государственном уровне Федеральная комиссия по связи выдает лицензии радио- и телевизионным станциям. Во многих крупных городах нужно получить муниципальную лицензию, чтобы водить такси. Общепризнанно, что ограничение вследствие этого лицензирования предложения такси приводит к возникновению монопольных доходов владельцев и шоферов такси. В отрасль уже не могут войти новые владельцы такси и снизить цены на прибыль. В некоторых случаях государство может выдать лицензию самому себе на снабжение каким-нибудь продуктом и тем самым создать государственную монополию.
4. Собственность или контроль над важнейшими видами сырья. Институт частной собственности может быть использован монополией как средство создания эффективной преграды для потенциальных конкурентов. Фирма, контролирующая сырье, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.
5. Ценообразование и другие стратегические барьеры для входа в отрасль. Даже в тех случаях, когда фирма, казалось бы, не защищена от входа в отрасль конкурентов, скажем, значительной экономией издержек на масштабе или правом собственности на ключевые ресурсы, вход в отрасль может быть надежно заблокирован самой реакцией монополиста на действия конкурентов. Столкнувшись с попыткой вступления на рынок, монополист может самостоятельно создать такие барьеры для входа: сбросить цены, начать активную рекламную кампанию или предпринять другие стратегические шаги, чтобы не допустить успеха новичка.
Информация о работе Социально-экономические последствия монополизма и антимонопольная политика