Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение монополизма как экономического явления, его последствий для рынка и необходимость антимонопольного регулирования.
Задачи курсовой работы:
1.рассмотреть основные причины возникновения монополий;
2.обозначить особенности современной монополизации экономики;
3.изучить действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики.
Введение…………………………………………………………………………
Сущность монополизма, его преимущества и последствия……………….
Понятие и экономическая природа монополии…………………………….
Социально-экономические последствия монополизма………………………
Антимонопольное регулирование в России…………………………………..
Специфика и законодательная база антимонопольной политики в РФ……..
Задачи антимонопольной политики в условиях глобального
финансового кризиса……………………………………………………………
Зарубежный опыт антимонопольного регулирования……………………….
Заключение………………………………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение А…………………………………………………………………..
Следует отметить, что в 2008 году наблюдалось увеличение количества возбужденных дел в отношении органов власти, на них приходится около 50% от общего числа нарушений. Всего за 2008 год было возбуждено порядка 6540 дел о нарушении антимонопольного законодательства, среди них 2978 – в отношении органов власти.
«Второй антимонопольный пакет законов» ужесточает позиции государства, Правительства Российской Федерации и, соответственно, ФАС России в отношении государственных чиновников, которые нарушают принципы свободного предпринимательства чаще всего на коррупционной основе, уничтожают малый бизнес своими нормативными актами, незаконными государственными преференциями и т.д.
Одним из приоритетов деятельности ФАС России за прошедший год стала борьба с картелями, представляющими собой наиболее опасные нарушения в экономической сфере; в 2008 году в ФАС России было создано специальное управление по борьбе с картелями.
Применение «оборотных штрафов» за антиконкурентные действия позволило пресечь неправомерные действия монополистов и взыскать в федеральный бюджет миллионы рублей штрафов. Сумма подлежащих уплате штрафов в сфере деятельности службы за 2008 год составила порядка 13 млрд. рублей.
Благодаря внедрению «программы смягчения административной ответственности» за нарушения антимонопольного законодательства ФАС России удалось раскрыть десятки картельных сговоров, препятствующих развитию конкуренции на рынках России.
Количество дел, возбужденных за картельные сговоры, увеличилось по сравнению с 2007 годом в 1,5 раза, количество выданных предписаний – в 2 раза. В поле зрения антимонопольных органов попадали самые социально значимые рынки. Десятки дел были возбуждены по фактам картельных сговоров на рынке реализации бензина, продуктов питания, строительных материалов. Все большее внимание антимонопольные органы уделяют раскрытию сговоров при проведении конкурсов и аукционов.
Важным событием в сфере защиты конкуренции стало рассмотрение Конституционным Судом Российской Федерации дела о проверке конституционности антимонопольного законодательства, позволяющего взыскать в бюджет доход, полученный в результате его нарушений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» подтвердил, что для доказательства соглашений или согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции, необязательно необходимы прямые доказательства, достаточно косвенных. Соответствующие решения, основанные на указанном Постановлении, уже принимаются центральным аппаратом ФАС России и его территориальными органами.
ФАС России продолжает активное взаимодействие с органами внутренних дел, что способствует повышению обоснованности выездных проверок, осуществляемых сотрудниками ФАС России, и как следствие, – повышению эффективности работы антимонопольных органов России.
Важность поддержки и развития предпринимательской инициативы в стране в условиях кризиса только увеличивается.
Прозрачность и открытость в деятельности ведомства позволили повысить доверие и наладить конструктивный диалог с бизнес-сообществом и общественными объединениями. В настоящее время сформированы и работают общественно-консультативные советы при 81 территориальном управлении и центральном аппарате, в которые входят представители наиболее влиятельных некоммерческих объединений и бизнес-ассоциаций. Советы проводят мониторинг деятельности ФАС России, вырабатывают рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики пресечения его нарушений.
Лучшим показателем
результатов работы ведомства в
области совершенствования
Конкуренция играет ключевую роль в экономической системе современной России. Конкуренция сохраняет равноправное положение участников экономических отношений – обеспечивает продавцам и покупателям свободу выбора. В условиях конкуренции покупатель имеет возможность выбрать из нескольких или многих продавцов необходимого ему товара; такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своей продукции. Конкуренция является необходимым условием существования, фундаментом всей рыночной системы – позволяет цене выполнять координирующие функции, служить индикатором наличия излишков или дефицита. Рынок существует только при наличии конкуренции. Конкуренция контролирует эффективность частного предпринимательства – заставляет структуры, неэффективно использующие имеющиеся ресурсы, покидать «поле экономической игры». Конкуренция – залог увеличения эффективности бизнеса и экономического роста государства.
Экономическая активность крупных компаний, заинтересованных в максимизации частной прибыли, однако, неизбежно порождает угрозы конкуренции: попытки вывести из экономического оборота ограниченные ресурсы, воспрепятствовать научно-техническому и экономическому росту конкурентов, стремление вступить в сговор с конкурентами, захватить рынок, необоснованно повысить цены выше общественно эффективного уровня. Не следует переоценивать масштабы такой деятельности, но и недооценивать ее крайне опасно. Экономическая система не может с ней справиться самостоятельно и поэтому нуждается в определенном воздействии со стороны государства – проведении политики защиты и развития конкуренции. Конституция Российской Федерации гарантирует проведение такой политики.
Защита конкуренции осуществляется посредством проведения эффективного антимонопольного регулирования, которое является важнейшим инструментом предупреждения угроз ограничения конкуренции, пресечения возникающих нарушений законодательства. Развитие конкуренции, в свою очередь, осуществляется путем использования целого комплекса мер экономической политики, направленных на привлечение на рынки новых участников.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р утверждены Программа развития конкуренции в Российской Федерации и план мероприятий по ее реализации. Программа развития конкуренции в Российской Федерации, предусматривает меры по развитию конкуренции более чем в 10 отраслях и секторах экономики. Тем не менее, необходимость стратегических решений Правительства Российской Федерации по естественным монополиям, поддержке малых и средних компаний сохраняет свою актуальность.
Программа развития конкуренции в Российской Федерации включает в себя оценку текущего состояния конкуренции в Российской Федерации, предлагает системный подход к развитию и защите конкуренции, а также конкретные предложения по решению проблем, препятствующих развитию конкуренции.
В целях реализации данной
Программы также подготовлен
План мероприятий по ее реализации,
предусматривающий участие
Одно из основных направлений, предусмотренных программой – общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, механизмов избыточности регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников.
В частности, для устранения необоснованных административных барьеров, снижающих стимулы входа на рынки новых участников, повышающих непроизводственные издержки и создающих условия для коррупции и использования «административного ресурса», предлагается:
Отдельное внимание в Программе уделяется разработке и реализации региональных программ развития конкуренции, одной из стратегических целей которых является выравнивание условий конкуренции в различных субъектах Российской Федерации.
Реализация мер, заложенных в региональных программах развития конкуренции, будет способствовать:
В целях устранения проблемы использования на региональном и муниципальном уровнях практики неформальных преференций, создания искусственных барьеров, дискриминационного подхода к оказанию государственных услуг, проведения необоснованных проверок, организации давления посредством использования административного ресурса следует организовать работу по адвокатированию конкуренции среди органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В Программу включены меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях (в частности, на рынке нефтепродуктов, в сфере авиатопливообеспечения, на рынке газа, в сфере электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, на рынках минеральных удобрений, агропродовольственных рынках, в сфере розничной торговли, на строительном рынке, на рынке цемента, на рынках металлургического сырья, рынке энергетического угля, в сфере железнодорожного транспорта).
ФАС России считает, что также необходимо расширение перечня отраслей, в которых предусмотрены специальные меры развития конкуренции, в первую очередь, за счет инновационных и социально ориентированных отраслей экономики.
Глобальный финансовый кризис, затронувший всю мировую экономику, ставит перед Правительством Российской Федерации задачу обеспечения стабильности национальной экономики. Реструктуризация хозяйствующих субъектов, значительные вливания капитала с целью оказания помощи финансовым институтам, осуществляющиеся во всем мире, способствуют слиянию, объединению компаний. Важным является проведение такой политики, неизбежно связанной с предоставлением преференций, с полным соблюдением конкурентных принципов.
Президент Российской Федерации
Д.А. Медведев следующим образом
Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин указывает, что развитие конкуренции позволит использовать сложившиеся условия для укрепления и качественного развития российской экономики: «Сейчас мы предпринимаем целый комплекс мер по поддержке реального сектора экономики. Однако очевидно, если эти меры не будут сопровождаться последовательной политикой, направленной на развитие конкуренции, на повышение эффективности экономики, мы рискуем добиться обратного эффекта. Мы не используем кризис для укрепления и качественного развития российской экономики. Напротив, за счет мер господдержки «законсервируем» неэффективные, неконкурентоспособные производства».2
Текущими задачами антимонопольной политики в условиях кризиса являются:
Информация о работе Социально-экономические последствия монополизма и антимонопольная политика