Социально-экономические последствия монополизма и антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение монополизма как экономического явления, его последствий для рынка и необходимость антимонопольного регулирования.
Задачи курсовой работы:
1.рассмотреть основные причины возникновения монополий;
2.обозначить особенности современной монополизации экономики;
3.изучить действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Сущность монополизма, его преимущества и последствия……………….
Понятие и экономическая природа монополии…………………………….
Социально-экономические последствия монополизма………………………
Антимонопольное регулирование в России…………………………………..
Специфика и законодательная база антимонопольной политики в РФ……..
Задачи антимонопольной политики в условиях глобального
финансового кризиса……………………………………………………………
Зарубежный опыт антимонопольного регулирования……………………….
Заключение………………………………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение А…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-экономические последствия монополизма и антимонопольное регулирование Черкашин экспресс.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Осуществление антимонопольного регулирования, ориентированного на решение  задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Председателем Правительства Российской Федерации, по мнению ФАС России, должно осуществляться на принципах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, единства экономического пространства Российской Федерации, транспарентности процессов экономической концентрации, а также открытости всех решений и действий антимонопольных органов.

 

3 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования

 

Реализация положений  антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.

Наиболее сложна ситуация с государственным контролем  за монополистической деятельностью  сложилась в Великобритании. Особенности  развития антимонопольного законодательства Великобритании привели к созданию двух систем контроля над монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. Ведомство по добросовестной торговле хранит различные сведения о злоупотреблениях господствующим положением, информирует правительство о своих решениях и в случае необходимости возбуждает следующие производства: передает дела о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществляет контроль за предполагаемыми слияниями предприятий, передает дела о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждает дела по поводу установления и поддержания перепродажных цен. Следует также отметить, что деятельность Ведомства в определении конкурентной политики носит консультативный характер.

Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается  в проведении расследования и  составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае, если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом).

Роль государственного секретаря торговли и промышленности Великобритании в деле регламентации монополий и конкуренции весьма значительна. Так как заключения в докладах Комиссии по монополиям носят рекомендательный характер, то окончательное решение вопросов по монопольным ситуациям или антиконкурентной практике осуществляется государственным секретарем или другими министрами. Кроме того, государственный секретарь наделен полномочиями по предоставлению исключений из действия законодательства об ограничительной торговой практике на основании хозяйственной незначительности соответствующих картельных договоров.

В США главную работу по государственному контролю над монополистической  деятельностью проводит антитрестовский  отдел Министерства юстиции, который  наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля над соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.

Важнейшие принципы антимонопольной  политики сформулированы в специальном  своде хозяйственного права США  под названием  «Антитрестовское законодательство». Оно базируется на трех основных законодательных актах, представленных в приложении А.

В Германии государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в Германии. Деятельность промышленных и профессиональных ассоциаций по составлению для своих отраслей правил конкуренции можно признать в качестве саморегуляции конкурентных отношений частным бизнесом. Органы по делам картелей могут проводить в отношении предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциаций административное производство, производство по взысканию административных штрафов или осуществлять расследование. В ходе административного делопроизводства, в частности, решаются вопросы разрешения или запрета картельных договоров, признания договоров о слиянии предприятий недействительными, запрета незаконного поведения доминирующих на рынке предприятий.

Во Франции контроль над монополистической деятельностью  возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей  юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции  считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать «вето». Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а в определенных случаях сам налагает соответствующие санкции. Важной составляющей частью контроля над монополистической практикой во Франции является проверка экономической концентрации на рынке. По инициативе министра экономики советом по вопросам конкуренции может быть проверен любой проект о концентрации или любая концентрация предприятий, способная нанести вред конкуренции, в частности создание или усиление доминирующего положения на рынке.

Таким образом, изучение зарубежного опыта антимонопольного регулирования выявляет одно главное  отличие, базирующееся на том, что  в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством степень монополизации рынка гораздо ниже, чем в российской экономике, которая унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства.

Заключение 

 

 

Монополия возникает  обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной  степени уникален, велики барьеры  вступления в отрасль;

Сущность монополии  характеризуется следующими моментами:

  • монополия возникает из господства в производстве;
  • господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
  • благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль;
  • главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба.

Существуют доводы, что  монополии могут быть приемлемы  с точки зрения экономической  эффективности. В некоторых случаях  может возникнуть ситуация, когда рыночный спрос и особенности технологии обусловят необходимость существования монополии, что обеспечит эффективное производство с низкими издержками. Но общество должно ограничивать цены, устанавливаемые монополиями, чтобы получать выгоды от низких цен. Однако выводы относительно происхождения монополии (собственность на сырье, патенты, лицензирование и нечестная конкуренция) указывают скорее на неэффективность и нежелательность монополии.  

Антимонопольное   регулирование   -  важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование охватывает огромный спектр вопросов:

  • антимонопольная политика – это система законов и действий государства, направленная на развитие конкуренции;
  • промышленное регулирование – это выборочное регулирование цен (тарифов) внутри отраслей коммунального обслуживания;
  • социальное регулирование – это государственное регулирование условий производства товаров, их физических характеристик и влияния производства этих товаров на общество;
  • промышленная политика – политика государства, направленная на приоритетное развитие отдельных отраслей, товаров или технологий.

Антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной государственной экономической политики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

В заключении следует  отметить, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

№ п/п

Новое понятие

Содержание 

1

Антимонопольная политика государства

экономическая политика государства, опирающаяся  на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции.

2

Естественные  монополии

возникают из-за особых условий  хозяйствования или технологий, таких  как транспортировка нефти, газа, почтовая связь и т.п.

3

Искусственные монополии

создаются ради получения  монополистических выгод в формах картелей, синдикатов, трестов, концернов  и др.

4

Картель

представляет собой  объединение ряда предприятий одной  отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов.

5

Легальные монополии

защищены от конкуренции  авторскими правами, патентами, торговыми  марками

6

Патент

это исключительное право использовать или разрешать другим использовать изобретение.

7

Промышленная  политика

политика государства, направленная на приоритетное развитие отдельных отраслей, товаров или технологий.

8

Промышленное  регулирование

это выборочное регулирование цен (тарифов) внутри отраслей коммунального обслуживания.

9

Социальное  регулирование

это государственное  регулирование условий производства товаров, их физических характеристик и влияния производства этих товаров на общество;

10

Чистая монополия

возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален.


 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Доклад Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции в Российской Федерации. – М., 2009. - 153 с.
  2. Распоряжение  Правительства  Российской  Федерации  от  19  мая  2009 г. № 691-р об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации
  3. Авдашева С. Б., Аронин В. А., Ахполов И. К. и др. Конкуренция и антимонопольное регулирование. – М.: Логос, 2007. - 368 с.;
  4. Булатов А.С. Экономика. – М.: Юристъ, 2005. – 896 с.;
  5. Грязнова А. Г., Юданов А. Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 415 с.;
  6. Качалин В. В. Система антимонопольной защиты общества в США. - М.: Наука, 2004. – 223 с.;
  7. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2004. – 388 с.;
  8. Райзенберг Б. А. Курс экономики. – М.: ИНФРА-М, 2003;
  9. Сумцова Н. В., Орлова Л. Г., Прапович В. В., и др.: Экономическая теория. – М.: Юнити-Дана, 2006;
  10. Казанцев В. Б.  Конкуренция нуждается в защите от государства // Бизнес Online, 1 сентября 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Основные законодательные акты, на которых базируется «Антитрестовское законодательство США»

 

Название закона

Содержание 

1. Закон Шермана (1890 год).

Этот закон составляет ядро антитрестовской  политики в экономической жизни  США. Вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами». В этом законе также указывается, что «каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую- либо отрасль торговых операций между несколькими штатами или с иностранными государствами будет считаться правонарушителем». В поправке к этому закону от 1974 года нарушение его статей квалифицируется как «тяжкое преступление».

2. Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии.

Основные положения:

  • запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике;
  • накладывались ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;
  • запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;
  • запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фир<span cla

Информация о работе Социально-экономические последствия монополизма и антимонопольная политика