Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:42, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического значения теории человеческого капитала и его роли в современной экономике. В ходе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
изучение социально-экономической сущности и форм проявления человеческого капитала;
характеристика теорий человеческого капитала;
анализ закономерностей формирования человеческого капитала;
оценка экономической эффективности образования;
исследование развития человеческого капитала как основополагающего фактора повышения конкурентоспособности фирмы в современной экономике.
Введение 3
Человеческий капитал и его экономическая сущность 5
Социально - экономическая сущность и формы проявления человеческого капитала 5
Теории человеческого капитала 13
Формирование и эффективность использования человеческого капитала....21
Закономерности формирования человеческого капитала 21
Экономическая эффективность образования 25
Развитие человеческого капитала как основополагающий фактор
повышения конкурентоспособности фирмы в современной экономике 29
Заключение 36
Список использованной литературы……………………………………………..38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ростовский государственный
экономический университет «
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: «Социально-экономическое значение теории
«человеческого капитала» (№ 27)
Выполнил:
Руководитель:
Ростов-на-Дону
2012
стр.
Введение 3
повышения конкурентоспособности
фирмы в современной экономике
Заключение 36
Список использованной литературы……………………………………………..
В современной рыночной экономике
человек выполняет
Человеческая личность обладает совокупностью атрибутивных качеств и свойств, которые представляют собой производительные силы человека. В структуре последних необходимо различать две стороны: рабочую силу или способность к труду и потребительную силу или способность к потреблению. Труд есть функция рабочей силы, потребление — функция потребительной силы.
Необходимо заниматься формированием и развитием у человека как способности к труду, так и способности к потреблению. При характеристике роли человека в системе современной экономики используется целый ряд понятий: экономический человек, рабочая сила, личный фактор производства, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий капитал, предприниматель.
По мере развития и становления материального производства экономисты и исследователи делали попытки распознать и выявить наиболее характерные свойства творческих способностей человека, измерить их, дать количественную и качественную характеристику, решить другие важные вопросы. Проблемы, связанные с изучением человека как экономического субъекта, многогранны и многозначны, поскольку их изучение предполагает исследование целого ряда факторов, отражающих особенности жизнедеятельности конкретного индивида (физиологических, психологических, социальных и т.д.), а также сопряженных со становлением и эволюцией экономических систем, историческими, демографическими, политическими и экономическими закономерностями развития общества. Но все же важнейшей предпосылкой возникновения теории человеческого капитала стала необходимость исследования способностей и возможностей человека и утверждение о том, что он является одновременно и производителем, и потребителем материальных и нематериальных благ.
Кроме того, каждый человек представляет собой некую совокупность потребностей и способностей. Он является уникальным существом на планете, способным мыслить и реализовывать эти мысли в нужном ему направлении, формируя и используя, таким образом, свой индивидуальный человеческий капитал, который органично вливается в капитал фирмы и в совокупности образует значимую часть национального богатства каждой страны - национальный человеческий капитал.
К настоящему времени научная литература накопила большой объем материала для объяснения места и роли человека в системе народнохозяйственной деятельности, т.к. положение человека в экономической сфере в значительной степени определяет уровень гуманистического, социального, экологического развития общества в целом.
Социально-экономическая роль человека получила активное развитие в теории человеческого капитала, поэтому ее изучение очень актуально в настоящее время.
Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического значения теории человеческого капитала и его роли в современной экономике. В ходе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
Основатели классической политэкономии
и трудовой теории стоимости (В. Петти,
А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс) исходили
из того, что рабочая сила как
совокупность физических и духовных
способностей человека является основой
его способности оказывать
В последующих исследованиях
Российская научная школа
Вопросы формирования и эффективного
использования созидательных
Указанные направления социологической и экономической науки, имеющие отношение к такой сложной и многогранной проблеме как человеческий капитал, заметно обогатились. Однако, остаются еще много нерешенных методологических проблем в развитии теории человеческого капитала, так как возникают вопросы теории и практики воспроизводства человеческого капитала организации, призванной обеспечить непрерывный рост ее трудового потенциала.
Обращение в социологической и экономической теории и практике к исследованию понятия «человеческий капитал» является определенным выходом из создавшегося положения как с самой рабочей силой, так и ее качеством. Тем более, что рабочая сила рассматривается в качестве ведущего фактора производства. Именно поэтому основные капитальные вложения должны осуществляться в человека, в повышение качества его способности оказывать трудовую услугу. К подобным вложениям мы относим затраты на общее и профессиональное образование, производственное обучение и переобучение людей наряду с затратами на здравоохранение, жилье, на рождение и воспитание детей, на территориальное передвижение людей и т.д. Так как по современным представлениям работник перестает быть просто носителем способности оказывать трудовую услугу, а является собственником весьма специфического капитала, самовозрастающего и производящего прибавочный продукт.1
Современное развитие материального производства, экономический рост, эффективность и качество товаров и услуг все в большей степени предопределяет человек, его «человеческий капитал».
1 Лысков А.В. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 6. - С.4.
Теория человеческого капитала своевременно отражает переориентацию социологической науки с проблем использования трудовых ресурсов на проблемы создания качественно нового человека труда в условиях постиндустриального общества. Ее ключевые идеи были сформулированы еще А. Смитом (основателем школы трудовой теории стоимости), но стройное оформление и бурное развитие она получила во второй половине последнего столетия в трудах Т. Шульца, Г. Беккера, Я. Минсера и др.
На протяжении десятилетий в перечне производственных ресурсов «человеческие - технологические - информационные - материальные - финансовые» менялось стратегическое значение каждого из них в зависимости от задач социально-экономического развития.
Длительное время
В условиях господства информационных технологий изменение уровня оплаты труда оказалось уже недостаточным для обеспечения притока высококвалифицированных работников, которое смогло бы удовлетворить быстрорастущий спрос на них. Потребовалось решение задач, связанных с созданием качественно новой рабочей силы и ее экономической оценкой. Следовательно, структурные изменения в экономике развитых стран послужили объективной основой возникновения теории человеческого потенциала, а затем и капитала.
Значение человеческого
К. Маркс полагал, что в основе «жизненных средств» лежат «естественные потребности, как то пища, одежда, топливо, жилище и т.д.», а способность к труду, «передачу и накопление искусства (работать) от поколения к поколению» он ставил на второе место. Эти две составляющие необходимого продукта имеют разную природу капитала: Маркс указывает, что «стоимость переменного капитала равна стоимости купленной им рабочей силы», а Смит включает человеческий капитал в состав основного капитала, т.е. в процессе труда та часть необходимого продукта, которая обеспечивает «естественные потребности», переносится на предмет труда полностью, а другая часть («искусство рабочего») - частично. Следовательно, человеческий капитал проявляется в работнике во время его использования, пять раз в неделю восемь часов в день, т.е. рабочая сила представляет человеческий капитал в отдельные промежутки времени. Человеческий капитал показывает работника в развитии, формировании и совершенствовании одних трудовых способностей, смене их другими и т.д.2
Созидательные способности индивида интересовали социологов и экономистов в течение многих десятилетий. Они считали, что приобретенные человеком способности к труду следует рассматривать как капитал в его «человеческой» форме. Однако, качественные характеристики человека в этих исследованиях не подлежали экономической оценке и не рассматривались с точки зрения их стоимости.
Инвестируя в человеческий капитал, общество откладывает текущий доход с целью увеличить будущий, так как инвестиции со временем окупаются, давая отдачу в виде более высокой цены за трудовую услугу.
Информация о работе Социально-экономическое значение теории "человеческого капитала"