Социально-экономическое значение теории "человеческого капитала"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического значения теории человеческого капитала и его роли в современной экономике. В ходе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
изучение социально-экономической сущности и форм проявления человеческого капитала;
характеристика теорий человеческого капитала;
анализ закономерностей формирования человеческого капитала;
оценка экономической эффективности образования;
исследование развития человеческого капитала как основополагающего фактора повышения конкурентоспособности фирмы в современной экономике.

Содержание

Введение 3
Человеческий капитал и его экономическая сущность 5
Социально - экономическая сущность и формы проявления человеческого капитала 5
Теории человеческого капитала 13
Формирование и эффективность использования человеческого капитала....21
Закономерности формирования человеческого капитала 21
Экономическая эффективность образования 25
Развитие человеческого капитала как основополагающий фактор
повышения конкурентоспособности фирмы в современной экономике 29
Заключение 36
Список использованной литературы……………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Экономическая теория.docx

— 194.49 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ростовский государственный  экономический университет «РИНХ»

 

 

 

Кафедра экономической теории

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Социально-экономическое значение теории

«человеческого  капитала» (№ 27)

 

 

Выполнил:

 

 

 

Руководитель:

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012

Содержание

стр.

Введение 3

  1. Человеческий капитал и его экономическая сущность 5
    1. Социально - экономическая сущность и формы проявления человеческого капитала 5
    1. Теории человеческого капитала 13
  1. Формирование и эффективность использования человеческого капитала....21
    1. Закономерности формирования человеческого капитала 21
    2. Экономическая эффективность образования 25
  2. Развитие человеческого капитала как основополагающий фактор

повышения конкурентоспособности  фирмы в современной экономике 29

Заключение 36

Список использованной литературы……………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной рыночной экономике  человек выполняет многообразные  экономические функции. В качестве живого носителя производительных сил человек обладает множеством атрибутивных качеств и свойств, совокупностью разнообразных потребностей и способностей. Как активный творческий субъект отношений в системе современной экономики человек играет полифункциональную роль.

Человеческая личность обладает совокупностью  атрибутивных качеств и свойств, которые представляют собой производительные силы человека. В структуре последних необходимо различать две стороны: рабочую силу или способность к труду и потребительную силу или способность к потреблению. Труд есть функция рабочей силы, потребление — функция потребительной силы.

Необходимо заниматься формированием  и развитием у человека как  способности к труду, так и способности к потреблению. При характеристике роли человека в системе современной экономики используется целый ряд понятий: экономический человек, рабочая сила, личный фактор производства, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий капитал, предприниматель.

По мере развития и становления  материального производства экономисты и исследователи делали попытки  распознать и выявить наиболее характерные  свойства творческих способностей человека, измерить их, дать количественную и качественную характеристику, решить другие важные вопросы. Проблемы, связанные с изучением человека как экономического субъекта, многогранны и многозначны, поскольку их изучение предполагает исследование целого ряда факторов, отражающих особенности жизнедеятельности конкретного индивида (физиологических, психологических, социальных и т.д.), а также сопряженных со становлением и эволюцией экономических систем, историческими, демографическими, политическими и экономическими закономерностями развития общества. Но все же важнейшей предпосылкой возникновения теории человеческого капитала стала необходимость исследования способностей и возможностей человека и утверждение о том, что он является одновременно и производителем, и потребителем материальных и нематериальных благ.

Кроме того, каждый человек представляет собой некую совокупность потребностей и способностей. Он является уникальным существом на планете, способным мыслить и реализовывать эти мысли в нужном ему направлении, формируя и используя, таким образом, свой индивидуальный человеческий капитал, который органично вливается в капитал фирмы и в совокупности образует значимую часть национального богатства каждой страны - национальный человеческий капитал.

К настоящему времени научная литература накопила большой объем материала для объяснения места и роли человека в системе народнохозяйственной деятельности, т.к. положение человека в экономической сфере в значительной степени определяет уровень гуманистического, социального, экологического развития общества в целом.

Социально-экономическая роль человека получила активное развитие в теории человеческого капитала, поэтому ее изучение очень актуально в настоящее время.

Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического значения теории человеческого капитала и его  роли в современной экономике. В  ходе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:

  • изучение социально-экономической сущности и форм проявления человеческого капитала;
  • характеристика теорий человеческого капитала;
  • анализ закономерностей формирования человеческого капитала;
  • оценка экономической эффективности образования;
  • исследование развития человеческого капитала как основополагающего фактора повышения конкурентоспособности фирмы в современной экономике.

 

 

1. Человеческий капитал и его  экономическая сущность

1.1. Социально - экономическая сущность  и формы проявления

человеческого капитала

Основатели классической политэкономии  и трудовой теории стоимости (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс) исходили из того, что рабочая сила как  совокупность физических и духовных способностей человека является основой  его способности оказывать трудовую услугу, что, в конечном счете, выступает  предметом купли-продажи на рынке  труда.

В последующих исследованиях западных ученых интеллектуальные способности человека рассматривались как основной источник доходов и основной фактор экономического развития страны. Учет всех компонентов, характеризующих человека труда, представляет собой чрезвычайно трудную методологическую проблему, для решения которой требуется глубокий теоретический анализ содержания его творческих производительных сил, которые в экономике рыночного типа реализуются в форме человеческого капитала.1

Российская научная школа обосновала подход к человеческому капиталу как всеобщей форме обеспечения  жизни на планете, а его накопление рассматривает как цель общественного  развития, инвестирование в человеческий капитал - как фактор неуклонного  экономического роста, образование - как  наполнение содержанием человеческого капитала в период его воспроизводства.

Вопросы формирования и эффективного использования созидательных способностей индивидов достаточно глубоко разработаны в отечественной литературе. Основной категорией анализа являлась способность человека оказывать трудовую услугу и социально-экономические формы ее функционирования, но качественные характеристики человека не подлежали социальной и экономической оценке и не рассматривались с точки зрения их стоимости. Публикации по вопросам теории человеческого капитала до сих пор носят в основном критический характер. Предшественники считали, что понятие «человеческий капитал» отражает не только естественную оценку квалификационно-образовательного капитала, но и расширяет масштабы капитала. В подобной трактовке субъект исполнения трудовой услуги, имея определенный и постоянно растущий уровень образования и навыков, становится владельцем потенциального индивидуального капитала.

Указанные направления социологической  и экономической науки, имеющие  отношение к такой сложной  и многогранной проблеме как человеческий капитал, заметно обогатились. Однако, остаются еще много нерешенных методологических проблем в развитии теории человеческого капитала, так как возникают вопросы теории и практики воспроизводства человеческого капитала организации, призванной обеспечить непрерывный рост ее трудового потенциала.

Обращение в социологической и  экономической теории и практике к исследованию понятия «человеческий капитал» является определенным выходом из создавшегося положения как с самой рабочей силой, так и ее качеством. Тем более, что рабочая сила рассматривается в качестве ведущего фактора производства. Именно поэтому основные капитальные вложения должны осуществляться в человека, в повышение качества его способности оказывать трудовую услугу. К подобным вложениям мы относим затраты на общее и профессиональное образование, производственное обучение и переобучение людей наряду с затратами на здравоохранение, жилье, на рождение и воспитание детей, на территориальное передвижение людей и т.д. Так как по современным представлениям работник перестает быть просто носителем способности оказывать трудовую услугу, а является собственником весьма специфического капитала, самовозрастающего и производящего прибавочный продукт.1

Современное развитие материального  производства, экономический рост, эффективность и качество товаров  и услуг все в большей степени  предопределяет человек, его «человеческий  капитал».

 

 

1 Лысков А.В. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 6. - С.4.

Теория человеческого капитала своевременно отражает переориентацию социологической науки с проблем использования трудовых ресурсов на проблемы создания качественно нового человека труда в условиях постиндустриального общества. Ее ключевые идеи были сформулированы еще А. Смитом (основателем школы трудовой теории стоимости), но стройное оформление и бурное развитие она получила во второй половине последнего столетия в трудах Т. Шульца, Г. Беккера, Я. Минсера и др.

На протяжении десятилетий в  перечне производственных ресурсов «человеческие - технологические - информационные - материальные - финансовые» менялось стратегическое значение каждого из них в зависимости от задач социально-экономического развития.

Длительное время созидательные  способности человека не играли определяющей роли в социально-экономическом развитии, и проблемы, касающиеся процессов формирования у работников способностей оказывать трудовую услугу, не вызывали особого интереса у исследователей Запада. Считалось, что рынок труда располагает неограниченным запасом рабочих рук и в случае нехватки трудовых ресурсов в каком-либо из секторов экономики достаточно повысить в нем ставки заработной платы, чтобы обеспечить перелив рабочей силы из других отраслей. В центре внимания ученых преимущественно находились вопросы не формирования, а использования наличной рабочей силы. В современных условиях набирает силу тенденция, в рамках которой главным фактором устойчивого развития становится человеческий потенциал.

В условиях господства информационных технологий изменение уровня оплаты труда оказалось уже недостаточным для обеспечения притока высококвалифицированных работников, которое смогло бы удовлетворить быстрорастущий спрос на них. Потребовалось решение задач, связанных с созданием качественно новой рабочей силы и ее экономической оценкой. Следовательно, структурные изменения в экономике развитых стран послужили объективной основой возникновения теории человеческого потенциала, а затем и капитала.

 

Значение человеческого капитала не тождественно понятию рабочей  силы. «Способность к труду» характеризует  свойства рабочей силы; «рабочей силой» К. Маркс называл «совокупность  физических и духовных способностей, которыми обладает организм», а человеческий капитал означает капитализированную стоимость этой совокупности способностей. Капитализированная стоимость трудовых способностей входит составной частью в необходимый продукт, являющийся «суммой» жизненных средств», необходимых для «поддержания трудящегося индивидуума как такового в состоянии нормальной жизнедеятельности.

К. Маркс полагал, что в основе «жизненных средств» лежат «естественные  потребности, как то пища, одежда, топливо, жилище и т.д.», а способность к  труду, «передачу и накопление искусства (работать) от поколения к поколению» он ставил на второе место. Эти две составляющие необходимого продукта имеют разную природу капитала: Маркс указывает, что «стоимость переменного капитала равна стоимости купленной им рабочей силы», а Смит включает человеческий капитал в состав основного капитала, т.е. в процессе труда та часть необходимого продукта, которая обеспечивает «естественные потребности», переносится на предмет труда полностью, а другая часть («искусство рабочего») - частично. Следовательно, человеческий капитал проявляется в работнике во время его использования, пять раз в неделю восемь часов в день, т.е. рабочая сила представляет человеческий капитал в отдельные промежутки времени. Человеческий капитал показывает работника в развитии, формировании и совершенствовании одних трудовых способностей, смене их другими и т.д.2

Созидательные способности индивида интересовали социологов и экономистов в течение многих десятилетий. Они считали, что приобретенные человеком способности к труду следует рассматривать как капитал в его «человеческой» форме. Однако, качественные характеристики человека в этих исследованиях не подлежали экономической оценке и не рассматривались с точки зрения их стоимости.

 

Инвестируя в  человеческий капитал, общество откладывает  текущий доход с целью увеличить будущий, так как инвестиции со временем окупаются, давая отдачу в виде более высокой цены за трудовую услугу.

Информация о работе Социально-экономическое значение теории "человеческого капитала"