Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:42, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического значения теории человеческого капитала и его роли в современной экономике. В ходе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
изучение социально-экономической сущности и форм проявления человеческого капитала;
характеристика теорий человеческого капитала;
анализ закономерностей формирования человеческого капитала;
оценка экономической эффективности образования;
исследование развития человеческого капитала как основополагающего фактора повышения конкурентоспособности фирмы в современной экономике.
Введение 3
Человеческий капитал и его экономическая сущность 5
Социально - экономическая сущность и формы проявления человеческого капитала 5
Теории человеческого капитала 13
Формирование и эффективность использования человеческого капитала....21
Закономерности формирования человеческого капитала 21
Экономическая эффективность образования 25
Развитие человеческого капитала как основополагающий фактор
повышения конкурентоспособности фирмы в современной экономике 29
Заключение 36
Список использованной литературы……………………………………………..38
Человеческий капитал - это производительные способности, умение, навыки человека, которые принадлежат ему. Так как все эти свойства слиты с живой человеческой личностью, которая не продается и не покупается, то продаются и покупаются лишь услуги человеческого капитала, которые представляют собой форму проявления производительных способностей человека в ходе самих процессов труда. Кроме того, человеческий капитал неразрывно связан с самим работником и не может быть изъят в случае его увольнения, и, стало быть, уход работника автоматически ведет к утрате предпринимателем всех выгод от вложений в его долговременное развитие. В такой ситуации объективно часть затрат по оплате расходов работника и предоставлении ему части услуг, связанных с поддержанием его способности оказывать трудовую услугу, вынуждено брать на себя государство и социальные институты. Такими наиболее важными являются создание системы социального страхования, оплата части расходов на образование, медицинское обслуживание, покупку жилья и т.д. Эти затраты не только позволяют поддерживать текущее воспроизводство трудового потенциала, но и обеспечивают эффективную мобильность всех факторов, создаются условия для экономического роста и социальной стабильности в экономике.
В состав совокупного капитала входит как физический, так и человеческий капитал, которые одновременно являются и факторами общественного воспроизводства. Объем физического капитала, приходящийся на одного работника, является решающим фактором, определяющим возрастание эффективности труда. Кроме того, повышение технического и органического строения капитала сопровождается уменьшением относительной численности работников.
1 Экономика / Под ред. А.И. Архипова. - М.: Изд-во Проспект, 2011. - с.267
Проведя сравнение между овеществленным и живым трудом (человеческим капиталом), западные исследовали отмечают, что их формирование имеет общие черты:
Но в то же время живой труд (человеческий капитал) имеет свои особенности:
Однако прав Л. Туроу, отмечая,
что «человеческий капитал
- человеческий капитал неотделим
от самого человека, его нельзя купить
или
продать.
Лысков А.В. Человеческий капитал:
понятие и взаимосвязь с
Таким образом работник фактически сдает свои способности в аренду. Но при этом права собственности на человеческий капитал передаются другому лицу, так как собственник способности оказывать трудовую услугу, отчуждая ее как товар, не отказывается от права собственности на нее. Он предоставляет свою способность к труду работодателю для временного использования;
Ценность понятия «
- человек рассматривается в
единстве экономического, социального
и
индивидуального;
1.2. Теории человеческого капитала
Формирование теории человеческого капитала пришлось на вторую половину XX столетия, когда в США стала признаваться расширительная трактовка национального богатства, связанная с именем Т. Шульца, автором работ по теории «человеческого капитала» и «инвестиций в человека». Кроме того, Г. Беккер разработал аппарат теории «человеческого капитала», применяя социально-экономический подход к человеческому поведению. Такой подход подразумевает принцип рационального оптимизирующего (максимизирующего) поведения индивидуумов. В ее основе - гипотеза рациональных ожиданий, согласно которой человек при принятии решений исходит из принципа социально-экономической целесообразности и принимает те решения, которые способны принести наибольшую выгоду (полезность).
Обучение учащихся в период формирования доктрины «человеческого капитала» Т. Шульц оценивал как большую половину всех затрат в процессе образования, он провел оценки стоимости образования и «потерянное» человеческое время, затраченное на учебу. Он отводит значительную роль повышению уровня образования женщин и высшему образованию молодежи, считая «тремя главными функциями высшего образования» - обнаружение таланта, обучение и научную работу. Там же Т. Шульц подчеркивает, что«инвестиции в человека повышают не только уровень производительности труда, но и социально-экономическую ценность его времени».
Следует иметь в виду, что:
Образовательный уровень населения предопределяет его способность использовать информацию и технологию для социально-экономического развития, образование есть процесс и результат создания человеческого капитала.
Г. Беккер одним из первых
осуществил статистически корректный
подсчет экономической
Исследователи «человеческого капитала» (Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и др.) изучали влияние сроков обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату, эффективность и социально-экономический рост предприятий.
Подтверждения правильности выводов и ознакомление с ними представителей бизнеса дали сильные импульсы для интенсивного развития сферы профессионального обучения на предприятиях стран Запада. Причем повышение общего и особенно профессионального образования не только давало прибыль предпринимателям, но и соответствовало в основном интересам работников,
1 Вереникин А.О. Человеческий капитал: концептуальные основания и особенности проявления // США. Канада. Экономика, политика, идеология. - 2009. - №3. - С.85.
увеличивая их удовлетворенность трудом и производственную самоотдачу.
Семья играет базисную, определяющую роль в формировании человеческого капитала, так как она:
Исходя из того, что в социально-экономической теории под человеческим капиталом понимается мера воплощенной в человеке способности приносить доход, в научной литературе зарубежных стран имеется достаточно много различных подходов к определению понятия «человеческий капитал»1:
1 Вереникин А.О. Человеческий капитал: концептуальные основания и особенности проявления //' США, Канада. Экономика, политика, идеология. - 2009. - №3. - С.87.
капитала имеет не только количественную, но и качественную сторону и практически неограничен, что связано с пространственной емкостью знаний и других составляющих человеческого капитала, способностью знаний к обновлению и накоплению, непрерывностью процесса их приобретения.
- С. Дятлов считает,
что человеческий капитал - это
«социально-экономическая
Таким образом, человеческий капитал - это совокупность созидательных способностей, личных качеств и мотиваций индивидов, находящихся в их собственности, накапливаемых за счет инвестиций и используемых в той или иной сфере общественного производства в течение всего периода трудовой жизни работника с целью получения им в будущем большего дохода.
Информация о работе Социально-экономическое значение теории "человеческого капитала"