Социально-экономическое значение теории "человеческого капитала"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического значения теории человеческого капитала и его роли в современной экономике. В ходе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
изучение социально-экономической сущности и форм проявления человеческого капитала;
характеристика теорий человеческого капитала;
анализ закономерностей формирования человеческого капитала;
оценка экономической эффективности образования;
исследование развития человеческого капитала как основополагающего фактора повышения конкурентоспособности фирмы в современной экономике.

Содержание

Введение 3
Человеческий капитал и его экономическая сущность 5
Социально - экономическая сущность и формы проявления человеческого капитала 5
Теории человеческого капитала 13
Формирование и эффективность использования человеческого капитала....21
Закономерности формирования человеческого капитала 21
Экономическая эффективность образования 25
Развитие человеческого капитала как основополагающий фактор
повышения конкурентоспособности фирмы в современной экономике 29
Заключение 36
Список использованной литературы……………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Экономическая теория.docx

— 194.49 Кб (Скачать файл)

Человеческий  капитал - это производительные способности, умение, навыки человека, которые принадлежат ему. Так как все эти свойства слиты с живой человеческой личностью, которая не продается и не покупается, то продаются и покупаются лишь услуги человеческого капитала, которые представляют собой форму проявления производительных способностей человека в ходе самих процессов труда. Кроме того, человеческий капитал неразрывно связан с самим работником и не может быть изъят в случае его увольнения, и, стало быть, уход работника автоматически ведет к утрате предпринимателем всех выгод от вложений в его долговременное развитие. В такой ситуации объективно часть затрат по оплате расходов работника и предоставлении ему части услуг, связанных с поддержанием его способности оказывать трудовую услугу, вынуждено брать на себя государство и социальные институты. Такими наиболее важными являются создание системы социального страхования, оплата части расходов на образование, медицинское обслуживание, покупку жилья и т.д. Эти затраты не только позволяют поддерживать текущее воспроизводство трудового потенциала, но и обеспечивают эффективную мобильность всех факторов, создаются условия для экономического роста и социальной стабильности в экономике.

В состав совокупного  капитала входит как физический, так  и человеческий капитал, которые одновременно являются и факторами общественного воспроизводства. Объем физического капитала, приходящийся на одного работника, является решающим фактором, определяющим возрастание эффективности труда. Кроме того, повышение технического и органического строения капитала сопровождается уменьшением относительной численности работников.

1 Экономика / Под ред. А.И. Архипова. - М.: Изд-во Проспект, 2011. - с.267

Проведя сравнение между  овеществленным и живым трудом (человеческим капиталом), западные исследовали отмечают, что их формирование имеет общие  черты:

  • оба требуют значительных средств в ущерб текущему потреблению;
  • оба типа вложений дают длительный по своему характеру производственный эффект;
  • от них зависит уровень социально-экономического развития общества в будущем;
  • навыки и способности у работников развиваются со временем и накапливаются, что характеризует также и овеществленную форму труда.

Но в то же время живой  труд (человеческий капитал) имеет свои особенности:

  • человеческий капитал следует рассматривать как потенциальные возможности человека на протяжении определенного времени создавать доход;
  • инвестиции в человеческий капитал понимаются как расходы, направленные на поддержание или увеличение этой способности; человеческий капитал неотделим от своего носителя - работника;
  • человеческий капитал в отличие от овеществленного труда (оборудования, недвижимости или ценных бумаг) не может быть предметом купли-продажи, поэтому по сравнению с иными формами капитала является наименее ликвидным, а риск, связанный с вложениями в него, практически не страхуем;
  • инвестиционный период у физического капитала значительно короче по сравнению с человеческим капиталом.

Однако прав Л. Туроу, отмечая, что «человеческий капитал нельзя анализировать точно так же, как физический капитал. Различия должны быть ясно поняты». В чем эти различия:

- человеческий капитал неотделим от самого человека, его нельзя купить или 
продать.

Лысков А.В. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими  категориями /У Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 6. - Сб.

Таким образом работник фактически сдает свои способности в аренду. Но при этом права собственности  на человеческий капитал передаются другому лицу, так как собственник способности оказывать трудовую услугу, отчуждая ее как товар, не отказывается от права собственности на нее. Он предоставляет свою способность к труду работодателю для временного использования;

  • характер человеческого капитала двойственен. Он отрицательный, так как продавец способность оказывать трудовую услугу в значительной мере подчиняется интересам ее покупателя, и развитие его способностей к труду осуществляется лишь по мере надобности основного капитала, самовозрастание которого определяет характер и уровень развития его способностей оказывать трудовую услугу. И положительный, поскольку такая субординация превращается в стимул для поддержания потребительной стоимости его способности оказывать трудовую услугу в соответствии с требованием рабочего места;
  • инвестиции в человеческий капитал оказывают длительное воздействие на производственно-коммерческий процесс, и их отдача распределяется на то время, пока исполнитель занят выполнением целесообразной деятельности. Поэтому остро встает проблема закрепления персонала, получившего развитие за счет организации;
  • подобно овеществленному труду, человеческий капитал подвержен физическому и моральному износу, более того, он способен морально устаревать до того, как произойдет его физический износ;
  • человеческий капитал, в отличие от иных форм капитала, наименее ликвиден;
  • инвестиции в человеческий капитал обеспечивают рост доходности труда его владельцу, т.е. при прочих равных условиях труда доходы людей возрастают с увеличением затрат на общее и профессиональное образование, так как знания и навыки могут быть приобретены и без дополнительных инвестиций, то есть без расходов на формальное обучение;
  • человеческий капитал по истечении времени обесценивается, так как научно-технический прогресс обеспечивает повышение эффективности инвестиций в человеческий капитал опережающими темпами, так что каждое последующее поколение за те же деньги имеет возможность сформировать более ценные свойства человеческого капитала при меньших издержках;
  • в отличие от финансового, человеческий капитал не может сохраняться в форме сокровищ. Если финансовый капитал может быть вложен в антиинфляционные товары, в течение продолжительного времени сохраняющие свою рыночную ценность, то человеческий капитал подвержен моральному устарению ввиду физиологических свойств организма человека. Он не может быть накоплен впрок, так как производится для немедленного применения, а в противном случае он постепенно теряет свое предназначение;
  • накопление человеческого капитала уменьшает объем свободного времени субъекта трудового потенциала, т.е. влечет за собой сокращение одного из важнейших благ для человека;
  • процесс повышения эффективности труда является следствием сокращения затрат живого и овеществленного труда, обеспечивающим рост реального продукта и дохода трудоспособного индивида;
  • человеческий капитал неощутим материально по своей природе, он не может быть передан, так как неотделим от субъекта труда, слабо подвержен моральному износу;
  • степень накопления человеческого капитала в зависимости от инвестиций в него не поддается измерению в тех масштабах, с какой измеряют основной капитал;
  • субъекты собственности человеческого капитала суверенны, выступают в качестве массового потребителя товаров и услуг, способны объединяться для отстаивания своих интересов и находятся под зашитой государства.

Ценность понятия «человеческий  капитал», соответствующего современной  оценке роли и места человека в  социально-экономической системе  общества, объясняется следующим:

- человек рассматривается в единстве экономического, социального и 
индивидуального;

  • выделяются четыре группы качеств и способностей, комплексно характеризующих человека в трудовой деятельности, - физические, интеллектуальные, психологические и социальные;
  • использование понятия «капитал» для определения роли человека в социально-экономической системе общества указывает на необходимость инвестирования в развитие потенциальных возможностей человека и получение длительного эффекта от этих вложений;
  • «человеческий капитал» - понятие, характеризующее свободного индивида, являющегося самостоятельным субъектом на рынке труда.

 

1.2. Теории человеческого  капитала

 

Формирование теории человеческого  капитала пришлось на вторую половину XX столетия, когда в США стала признаваться расширительная трактовка национального богатства, связанная с именем Т. Шульца, автором работ по теории «человеческого капитала» и «инвестиций в человека». Кроме того, Г. Беккер разработал аппарат теории «человеческого капитала», применяя социально-экономический подход к человеческому поведению. Такой подход подразумевает принцип рационального оптимизирующего (максимизирующего) поведения индивидуумов. В ее основе - гипотеза рациональных ожиданий, согласно которой человек при принятии решений исходит из принципа социально-экономической целесообразности и принимает те решения, которые способны принести наибольшую выгоду (полезность).

Обучение учащихся в период формирования доктрины «человеческого капитала» Т. Шульц оценивал как  большую половину всех затрат в процессе образования, он провел оценки стоимости  образования и «потерянное» человеческое время, затраченное на учебу. Он отводит значительную роль повышению уровня образования женщин и высшему образованию молодежи, считая «тремя главными функциями высшего образования» - обнаружение таланта,  обучение  и  научную  работу.  Там  же  Т. Шульц   подчеркивает,  что«инвестиции в человека повышают не только уровень производительности труда, но и социально-экономическую ценность его времени».

Следует иметь в виду, что:

  • между человеческим и вещественным капиталом нет принципиальных различий, так как тот и другой приносят доход;
  • рост инвестиций в человека существенно изменяет структуру заработной платы. Основная ее часть - это доход от человеческого капитала;
  • поскольку инвестиции в человеческий капитал опережают вложения в вещественный капитал, собственность на вещественный капитал приобретает вторичное значение;
  • общество, больше вкладывая в человека, может добиться не только роста продукта, но и более равномерного его распределения1.

Образовательный уровень  населения предопределяет его способность  использовать информацию и технологию для социально-экономического развития, образование есть процесс и результат создания человеческого капитала.

Г. Беккер одним из первых осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности  образования. Для определения дохода, например, от высшего образования  из пожизненных заработков тех, кто  окончил колледж, вычитались пожизненные  заработки тех, кто не пошел дальше средней школы.

Исследователи «человеческого капитала» (Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и др.) изучали влияние сроков обучения работников, их навыков и  способностей на заработную плату, эффективность  и социально-экономический рост предприятий.

Подтверждения правильности выводов и ознакомление с ними представителей бизнеса дали сильные импульсы для интенсивного развития сферы профессионального обучения на предприятиях стран Запада. Причем повышение общего и особенно профессионального образования не только давало прибыль   предпринимателям,   но   и   соответствовало   в   основном   интересам работников,

 

1 Вереникин А.О. Человеческий капитал: концептуальные основания и особенности проявления // США. Канада. Экономика, политика, идеология. - 2009. - №3. - С.85.

   увеличивая   их   удовлетворенность  трудом   и   производственную самоотдачу.

Семья играет базисную, определяющую роль в формировании человеческого  капитала, так как она:

  • формирует «объект труда», закладывает «адаптивные» характеристики человека, на которого направлено их воздействие;
  • первая формирует главного субъекта освоения духовного богатства общества: задатки гибкости, целеустремленности и максимальной напряженности самостоятельного труда у будущего работника;
  • производит переориентацию на «активного потребителя» всей продукции общественной культуры, высокие потребности, проблема мотивации приобретает здесь решающее значение;
  • оплачивает многие необходимые издержки и покрывает налогами соответствующие расходы государства.

Исходя из того, что в  социально-экономической теории под  человеческим капиталом понимается мера воплощенной в человеке способности  приносить доход, в научной литературе зарубежных стран имеется достаточно много различных подходов к определению понятия «человеческий капитал»1:

  • по Г. Беккеру, «человеческий капитал» - это совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, целесообразное использование которой способствует увеличению дохода (на уровне индивида, предприятия или общества);
  • по мнению И. Фишера, капиталом является все то, что в течение определенного времени приносит доход, причем, любой доход есть продукт капитала;
  • по А. Маршаллу, «он есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков или будущих удовлетворений или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека». Прирост же человеческого капитала в отличие от прироста основного  производственного

1 Вереникин А.О. Человеческий капитал: концептуальные основания и особенности проявления //' США, Канада. Экономика, политика, идеология. - 2009. - №3. - С.87.

 

капитала имеет не только количественную, но и качественную сторону и практически неограничен, что связано с пространственной емкостью знаний и других составляющих человеческого капитала, способностью знаний к обновлению и накоплению, непрерывностью процесса их приобретения.

- С. Дятлов считает,  что человеческий капитал - это  «социально-экономическая форма  организации производительных сил  человека в социально-ориентированной  экономике смешанного типа». В  то же время под человеческим  капиталом он понимает, с одной  стороны, форму выражения производительных  сил человека, с другой - денежную  оценку сформированной в результате  инвестиций в человека его потенциальной возможности приносить доход. Следовательно, человеческий капитал, по мнению С. Дятлова, - «это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного производства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека». Такое определение человеческого капитала является, на взгляд автора, наиболее полным и включает в себя большинство признаков этой категории в сравнении с ранее существовавшими.

Таким образом, человеческий капитал - это совокупность созидательных  способностей, личных качеств и мотиваций индивидов, находящихся в их собственности, накапливаемых за счет инвестиций и используемых в той или иной сфере общественного производства в течение всего периода трудовой жизни работника с целью получения им в будущем большего дохода.

Информация о работе Социально-экономическое значение теории "человеческого капитала"