Социально-экономическое значение теории "человеческого капитала"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического значения теории человеческого капитала и его роли в современной экономике. В ходе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
изучение социально-экономической сущности и форм проявления человеческого капитала;
характеристика теорий человеческого капитала;
анализ закономерностей формирования человеческого капитала;
оценка экономической эффективности образования;
исследование развития человеческого капитала как основополагающего фактора повышения конкурентоспособности фирмы в современной экономике.

Содержание

Введение 3
Человеческий капитал и его экономическая сущность 5
Социально - экономическая сущность и формы проявления человеческого капитала 5
Теории человеческого капитала 13
Формирование и эффективность использования человеческого капитала....21
Закономерности формирования человеческого капитала 21
Экономическая эффективность образования 25
Развитие человеческого капитала как основополагающий фактор
повышения конкурентоспособности фирмы в современной экономике 29
Заключение 36
Список использованной литературы……………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Экономическая теория.docx

— 194.49 Кб (Скачать файл)

Действует следующая закономерность: доходы работника повышаются по мере роста уровня его образования  и возраста, но до определенного  предела - как правило, 55-60 лет (время  выхода на пенсию). После этого возраста доходы работников практически всех образовательных уровней имеют тенденцию к резкому снижению.

Оценка человеческого  капитала в денежном выражении позволяет  нам определить его абсолютную величину. Знание абсолютной величины человеческого капитала (образовательного фонда) дает возможность построения целого ряда показателей. Одним из таких показателей является показатель интеллектуалоемкости производства, который аналогичен показателю фондоемкости.1

Показатель интеллектуалоемкости производства исчисляется как отношение  фонда образования к валовому национальному продукту. Он показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую единицу произведенной  продукции:

Ие =

где ОФО - денежная оценка фонда образования;

ВНП - денежная оценка валового национального продукта.

Фонд образования равен  стоимости одного года обучения каждого  уровня (с включением потерянных заработков), умноженной на число человеко-лет  образования (с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населением к тому или иному моменту времени.

 

 

 

1 Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина. - СПб.: Питер, 2012. - С.369

 

2.2. Экономическая  эффективность образования

 

При определении экономической  эффективности образования используется показатель внутренней нормы отдачи. Внутренняя норма отдачи представляет собой такую норму процента, при которой приведенная величина будущих выгод обучения равна приведенной величине его издержек:

 

где Вt - доход от образования в момент времени t;

Сt - издержки обучения в момент времени t;

п – число периодов времени;

r – внутренняя норма отдачи.

Чем больше знаменатель, тем  больше значение уравнения. Чем выше г, тем прибыльнее инвестиции в образование. Расчеты отдачи затрат на получение  различных уровней образования (например, высшего) осуществляются путем сопоставления пожизненных заработков лица, имеющего высшее образование, с пожизненными заработками лица, имеющего, например, среднее образование. Разность заработков является результатом сделанных вложений в высшее образование. Из полученной разницы вычитается стоимость приобретения высшего образования. Получившееся значение представляет собой приведенную величину чистого дохода от высшего образования, полученную за весь трудоспособный период жизни человека.

В приближенном виде данный показатель можно рассчитать следующим  образом:

r =

где Dв - измененные заработки лиц с высшим образованием;

Dс - пожизненные заработки лиц со средним образованием;

Со - разница в сумме затрат на высшее и среднее образование.

Показатель внутренней нормы  отдачи занимает центральное место  в теории человеческого капитала (экономики образования).  Он строится по аналогии с нормой прибыли и дает возможность сопоставить окупаемость вложений в человеческий и физический капитал. Данный показатель призван определить степень окупаемости инвестиций в человека подобно тому, как норма прибыли выражает степень рентабельности вложений в физический капитал. В отличие от показателей текущей эффективности, характеризующих ее уровень в каждый данный момент времени, внутренняя норма отдачи предназначена для измерения степени окупаемости капитального блага (образования) за весь срок его службы.

Американские специалисты  в области экономики образования  Л. Лесли и П. Бринкман под эгидой американского Совета по образованию  на основе анализа данных о состоянии  высшего образования США во второй половине 80-х годов получили следующие  результаты. Инвестиции в высшее образование, осуществляемые частными лицами, как правило, полностью окупаются и приносят ощутимые выгоды. Коэффициент окупаемости частных вложений в обучение (частная норма отдачи образования для получения степени бакалавра составляет от 11,8 до 13,4%, для одногодичного последипломного уровня - 8, для магистра -7,2 и для доктора философии - 6,6%)1.

Необходимо отметить, что  учет лишь денежной доходности образования  занижает его действительную ценность как для самого работника, так и для всего общества. Высшее образование имеет ряд дополнительных выгод неденежного характера: большая самостоятельность при принятии решений, наличие творчества, менее однообразный характер труда, лучшие его условия, большие возможности общения, более значимый социальный статус и др. Учет всех этих неденежных выгод, связанных с получением высшего образования, характеризует интегральную ценность высшего образования.

Рассмотрим условный пример расчета экономической эффективности  индивидуальных вложений в образование. Предположим, что общий уровень цен остается стабильным в течение четырех лет. Процентная ставка в течение этого периода также остается стабильной и составляет 10%. Все связанные с инвестициями в образование затраты и выгоды приводятся к единому моменту времени путем дисконтирования.

 

Исаенко А.Н. Человеческий капитал  в современной экономике // США. Канада: экономика, политика, идеология. -2010.-№2.-С.117.

Все затраты индивида на обучение включают в себя плату за обучение и упущенные за это время заработки, которые рассматриваются как отрицательные доходы. Затраты на обучение нужно сравнить с ожидаемыми выгодами более высоких заработков после обучения. Вложения в образование эффективны, если выгоды более высоких заработков после обучения, рассматриваемые как чистая сегодняшняя ценность вложений в образование, превышают затраты.

Пусть у Антона есть два  альтернативных проекта: Первый - в  течение четырех лет работать клерком в банке и иметь потенциальный заработок в размере 6000 долл. в год. Второй - окончить одногодичные курсы повышения квалификации «Маркетинг в банке» стоимостью 2000 долл. После окончания курсов ему обещают место специалиста в отделе маркетинга коммерческого банка в течение трех лет. За эти годы Антон рассчитывает получить прирост к своему потенциальному заработку клерка в размере 3000, 4000, 5000 долл. соответственно. Какой из этих двух проектов выбрать Антону?

Чтобы определить эффективность  проекта, связанного с инвестициями в образование, необходимо сравнить затраты на образование с выгодами от его получения. Если последние превысят первые, то Антону выгодно продолжить обучение.

В случае обучения на курсах затраты Антона будут состоять из платы за обучение на курсах в размере 2000 долл. и упущенных заработков в размере 6000 долл. Всего затраты на обучение составят 8000 долл. Сравним их с дисконтируемым значением будущих доходов (выгод) от обучения. Если чистая приведенная стоимость проекта будет положительной, то он выгоден. Чистая приведенная стоимость представляет собой текущую ценность потока чистых поступлений, получаемых лицом, осуществляющим инвестиции.1

ЧПС = - 8000 +

 

ЧПС = - 8000 + 2727 + 3305 + 3757 = 1789 долл., или 

Эффект = Выгоды - Затраты = 9789 - 8000 = 1789 долл.

 

1 Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина. -СПб.: Питер, 2012. -С.371

Следовательно, выгоды превышают  затраты, эффект от повышения образования составляет 1789 долл. Антону выгодно реализовать второй проект, связанный с дополнительными инвестициями в образование. Если бы величина ЧПС оказалась отрицательной, то Антону было бы выгодней реализовать первый проект. Но при этом не нужно забывать, что вложения в образование дают также неденежные выгоды и возможность получить более престижную и перспективную работу.

Для оценки эффективности  инвестиций в человеческий капитал (образование) можно использовать показатель внутренней нормы отдачи образования. Она представляет именно ту конкретную норму дохода, которую можно ожидать при реализации данного инвестиционного проекта. При выборе проекта его внутренняя норма отдачи сравнивается с действующей нормой процента. Если величина первой не меньше величины последней, то проект инвестирования в образование выгоден.

Показатели нормы отдачи могут быть использованы для анализа  долговременных тенденций на рынке труда. В условиях свободной конкуренции недостаток предложения рабочей силы определенной профессии и квалификации вызовет на рынке труда повышение относительного уровня заработной платы данной категории работников. Это приведет к росту отдачи вложений на их подготовку. Увеличение нормы отдачи вложений в образование (профессионально-квалификационную подготовку) приведет к росту численности обучающихся по данной специальности и выходу их на рынок труда. Постепенно предложение повышается и нехватка рабочей силы данного профессионально-квалификационного уровня на рынке труда устраняется. При равновесии спроса и предложения на рынке труда соотношение между затратами на подготовку рабочей силы данного уровня и уровнем ее оплаты будет оптимальным, а внутренние нормы отдачи будут выровнены.

Следует подчеркнуть, что  не всякие вложения в человека могут  быть признаны инвестициями в человеческий капитал, а лишь те, которые нравственно оправданны и целесообразны с точки зрения интересов цивилизованного правового общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие человеческого  капитала как основополагающий  фактор 

повышения конкурентоспособности фирмы в  современной экономике

 

Современный этап развития производительных сил характеризуется  глубокими качественными преобразованиями не только средств труда, предметов труда, но и рабочей силы под воздействием научно-технического прогресса. Наука оказывает большое влияние на технологию производства, замещая непосредственное участие работника в производстве использованием интеллектуальных продуктов, где человеку отводится лишь роль наблюдателя за правильностью выполнения производственных операций. При этом все большее значение приобретают специфические знания, умения и навыки работников, совокупность которых представляет собой немаловажную деталь общественного производственного процесса.

В связи с увеличением  роли человеческого капитала в современных  производственных и общественных процессах можно говорить о необходимости создания принципиально новой системы профессиональной подготовки и повышения квалификации работающего персонала, которая отвечала бы условиям интеллектуализации общества и повышению общественных потребностей в более квалифицированных кадрах1.

Изменения содержания труда, происходящие в условиях инновационной  экономики, неизбежно ведут к  изменениям в трудовых отношениях, предъявляют повышенные требования к рабочей силе и приводят к  изменениям производственных технологий. От работников требуется все более высокий уровень образования и квалификации с целью приспособления к меняющимся условиям производства.

Расширение умственных возможностей труда выдвигает на первое место  в характеристике рабочей силы не просто ее творческий потенциал, а умение и желание использовать его в трудовом процессе.

Западные исследователи, и в частности Р.Н. Форд, предлагают проведение

Чеботарев Н. Человеческий капитал - неотъемлемый фактор экономического роста // Маркетинг. - 2009. - № 4. -С.12.

следующих мероприятий по обогащению труда:

1 - ротация при выполнении  операций, когда работник переходит  от операции к операции, с тем чтобы расширить свои навыки и познания о процессе производства;

  1. - расширение работы по горизонтали подразумевает включение в функции рабочего помимо основной его задачи смежных функций, что вносит элемент разнообразия в работу;
  2. - расширение работы по вертикали - это перераспределение функций, включая исполнительские и управленческие, между работниками с разной квалификацией и менеджерами разных уровней управления;
  3. - «планирование - управление - контроль» - разновидность вертикальной нагрузки, связанная с включением в функции работника участия в процессе принятия решений, рассмотрения вопросов оплаты труда, регулирования отношений между работниками и т.д.;
  4. -  упрощение работы с целью устранения ненужных производственных элементов в процессе трудовой деятельности.

Практическое применение приведенной выше концепции обогащения труда характеризуется отсутствием  четких правил и жесткой регламентации. Каждое предприятие самостоятельно выбирает методы повышения производительности труда в результате его обогащения.

При приеме на работу работодатели обращают внимание на совокупность качеств, черт и умений работника, т.е. на его  накопленный индивидуальный человеческий капитал. Следовательно, человеческий фактор играет одну из ведущих ролей в процессе повышения ВВП страны.

Переход России на качественно  новый этап развития, признание ее экономики инновационной свидетельствуют о том, что сегодня главным фактором устойчивого развития российского общества становятся величина и качество человеческого капитала. При этом критерием эффективности развития является увеличение расходов государства, предпринимателей и домохозяйств на

Мясоедова Т.Г. Человеческий капитал  и конкурентоспособность предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 3. - С.31.

накопление человеческого  капитала.

Общественно признано, что  знания являются источником роста производительности, инноваций и конкурентных преимуществ. Многие менеджеры осознают, что в отличие от затрат финансового капитала использование знаний ведет к их приумножению и в отличие от натурального сырья знания не утрачиваются.

Информация о работе Социально-экономическое значение теории "человеческого капитала"