Социально-экономическое значение теории "человеческого капитала"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического значения теории человеческого капитала и его роли в современной экономике. В ходе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
изучение социально-экономической сущности и форм проявления человеческого капитала;
характеристика теорий человеческого капитала;
анализ закономерностей формирования человеческого капитала;
оценка экономической эффективности образования;
исследование развития человеческого капитала как основополагающего фактора повышения конкурентоспособности фирмы в современной экономике.

Содержание

Введение 3
Человеческий капитал и его экономическая сущность 5
Социально - экономическая сущность и формы проявления человеческого капитала 5
Теории человеческого капитала 13
Формирование и эффективность использования человеческого капитала....21
Закономерности формирования человеческого капитала 21
Экономическая эффективность образования 25
Развитие человеческого капитала как основополагающий фактор
повышения конкурентоспособности фирмы в современной экономике 29
Заключение 36
Список использованной литературы……………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Экономическая теория.docx

— 194.49 Кб (Скачать файл)

Сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков  и мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности, человеческий капитал приобретает форму капитала в связи с непрерывностью процесса его накопления, он содействует росту производительности труда и влиянию на рост доходов человека и экономики в целом.

 

Человеческий капитал, как  производственный и финансовый, имеет  огромное, если не определяющее значение в воспроизводственном процессе. Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Он включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию.

Человеческий капитал  может быть приобретен как в процессе образования, так и в процессе труда, по мере накопления опыта. Экономическая  ценность работника признается не столько за узкой квалификацией, сколько за общими знаниями, способностями эффективно решать сложные проблемы, позволяющими работнику быстро приспосабливаться к меняющимся экономическим и социальным условиям жизни. В целях избежания обесценения «человеческого капитала» узкая специализация должна быть отодвинута на последнюю стадию обучения. Разносторонне образованный индивид намного быстрее адаптируется в быстроменяющихся условиях. Он быстрее переквалифицируется на другую специальность в соответствии с потребностями рынка. Тем более, что рынок узкоспециализированных специалистов имеет ограниченные возможности, хотя и обладает большей стабильностью. Однако при этом следует учитывать, что социально-экономическая ценность образования отдельного индивида снижается при увеличении общего образовательного уровня. Следовательно, процесс обучения и повышения квалификации должен быть непрерывным.

Затраты, производимые государством в науку и образование, следует  рассматривать в качестве долговременных инвестиций, которые в дальнейшем принесут прибыль в виде научных знаний, навыков и опыта населения. Решая сегодня, не следует забывать, что его результаты будут ощущаться через много лет, так как это необходимый диапазон преемственности поколений.

В моделях сегментированного  рынка труда, где выделяются сектора, характеризующиеся различным уровнем образования, уровнем оплаты труда, стабильностью, престижностью и содержательностью работы, снижающихся по мере перехода из одной группы в другую используется концепция человеческого капитала.    Сектора    формируют    рынки:     специалистов    наиболее    высокой

квалификации; квалифицированных кадров; рабочих профессий; малоквалифицированных рабочих. С изменением уровня образования, квалификации, накоплением профессионального опыта осуществляется переход работников из одного сектора в другой. Структура рабочих мест в российской экономике обладает достаточной жесткостью, и, следовательно, сегментация рынка труда обладает известной стабильностью.

Стало быть, человеческий капитал  необходимо считать и как накопленное  обществом богатство общечеловеческих знаний, выражающееся в совокупности профессиональной компетентности, культуры, здоровья и мотивации работников, повышающей их конкурентоспособность  на рынке труда. При этом человеческий капитал:

  • неотделим от субъекта труда;
  • должен рассматриваться как потенциальные способности индивидов на протяжении определенного времени создавать продукты и доходы;
  • эффективность использования инвестиций в человеческий капитал зависит от его срока службы, поэтому формирование субъекта выгодно осуществлять в начальной период жизни человека;
  • его доходность по мере накопления возрастает, а не снижается;

- целесообразно дифференцировать его на общий и специфический. 
Понятие общего человеческого капитала характеризует состояние системы

образования. Специфичность  человеческого капитала связана  с обладанием индивидом (работником) специфическими для данной области приложения труда знаниями, навыками, культурными ценностями. Пространственная емкость человеческого капитала обусловлена способностью к высокой концентрации.

Способность оказывать трудовую услугу становится человеческим капиталом в момент ее аренды работодателем - в момент допуска субъекта труда к рабочему месту. В результате этого:

  • рост человеческого капитала должен способствовать росту производительности труда и эффективности производства;

целесообразное использование  человеческого капитала должно вести  к росту доходов работника;

- рост доходов стимулирует работника делать вложения в здоровье, 
образование и т.д. с целью повышения запаса знаний, навыков и мотиваций, 
чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.

Процесс воспроизводства  человеческого капитала включает следующие  стадии: формирование - распределение - функционирование (использование) -развитие (восполнение) - инвестирование. Каждая стадия движения человеческого капитала реализуется через совокупность социальных и социально-экономических систем.

Цель формирования человеческого  капитала — обеспечение достаточного уровня профессионально-деловых и личностных качеств у субъектов труда, необходимых для функционирования производства. Становление человеческого капитала осуществляется через механизм социализации и профессионализации в институциональной форме (система непрерывного образования, информационного и культурного обслуживания, изучение развития системы производства) и в неинституциональной форме воспитания в семье, механизмов социального взаимодействия и общения.

Развитие человеческого  капитала реализуется на различных  уровнях организации общества: макроуровне (общество), мезоуровне (отрасль), микроуровне (предприятие) посредством организационно-экономического механизма финансирования.

Человеческий капитал  посредством системы рынков труда  распределяется и используется в  системе производства, включающей в  себя подсистемы организации, оплаты, стимулирования труда, условия для служебного роста, отбора и расстановки кадров.

Функционирование человеческого  капитала заключается в следующем:

  • инвестиции в человеческий капитал осуществляются как в денежной, так и неденежной форме - затраты времени, психологических усилий, социальной поддержки;
  • его реализация может приносить как экономический, так и социальный эффект субъекту труда и обществу;

- социально-психологические качества работников, такие как творческая 
активность, коммуникабельность и др., являются производительными, 
способными приносить доход.

Восполнение профессиональных знаний осуществляется в образовательных  и информационных системах, восстановление физических и психических особенностей к производительному труду - в системах рекреации и здравоохранения; механизмом восполнения кадрового потенциала является система рынка труда.

Качество человеческого  капитала рассматривается как устойчивая совокупность свойств его элементов, постоянно обогащающихся в процессе накопления и обновления знаний. Важнейшими элементами качества человеческого капитала являются:

  • профессиональные способности как совокупность свойств профессиональных знаний, умений, навыков работника, обеспечивающих качественное выполнение специфически определенного вида труда;
  • квалификационные способности как совокупность свойств знаний, умений, навыков, обеспечивающих выполнение труда определенной сложности;
  • интеллектуальные способности как совокупность свойств, накопленных знаний, умений, навыков, обеспечивающих создание новых знаний;
  • духовные способности как совокупность личностных свойств работника, характеризующих общую его культуру, нравственные ценности и т.д.

Таким образом из изложенного  следует, что теория человеческого  капитала служит концептуальной базой  для разработки стратегии развития и использования людских ресурсов в современной социально-экономической системе. Она выступает основой для выработки наиболее эффективной политики в области образования, использования накопленных знаний и опыта, овладения передовыми технологиями и повышения социальной культуры труда.

 

 

 

2. Формирование  и эффективность использования  человеческого

капитала

2.1. Закономерности  формирования человеческого капитала

 

Индивиды принимают определенное решение о инвестициях в свое образование, здоровье, профессиональную подготовку на основе сопоставления связанных с данными вложениями выгод и издержек. Выгоды предстают в виде ожидаемых в будущем более высоких доходов, получения престижной работы, повышения социального статуса и др. Издержки определяются денежной оценкой осуществляемых затрат на обучение, подготовкой, а также альтернативной стоимостью этих инвестиций.

Человеческий капитал  в виде навыков и способностей людей может быть накапливаемым, он неотделим от его носителя - живой человеческой личности. В макроэкономическом понимании человеческий капитал является главным фактором экономического роста. Вложения в него дают довольно длительный по времени и интегральный по характеру эффект как экономический, так и социальный. Инвестиционный период человеческого капитала значительно длиннее, чем физического. Только в образовании он может достигать 12-18 лет. Функционирование человеческого капитала, степень отдачи от его применения детерминированы свободным волеизъявлением субъекта, его индивидуальными интересами и предпочтениями, ответственностью и общей культурой. Известны несколько моделей формирования человеческого капитала. Используя в качестве базовой модели производственную функцию Кобба-Дугласа, Л. Туроу предложил следующую модель производства человеческого капитала :

НС =f(К, НСх,Р, ЕА),

где НС - произведенный человеческий капитал;

К - физический капитал;

НСх - вложения человеческого капитала;

Р - природные ресурсы;

1 Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина. - СПб.: Питер, 2012. — С.367

ЕА - экономическая способность различных индивидов.

Модель Производства человеческого  капитала Т. Шульца, И. Бен-Порэта выглядит иначе. Сторонники данного подхода предлагают следующую модель производства человеческого капитала:

Q1 = В0 ٠ (St ٠ Кt)В1٠DВ2

где Q - объем произведенного человеческого капитала;

t - определенный отрезок времени;

В0 - коэффициент способности увеличивать человеческий капитал;

St - часть имеющегося запаса человеческого капитала, включенная в производство этого капитала;

Кt - общий запас человеческого капитала;

В1, В2 - коэффициенты менее 1, В1+ В2 < 1;

D - окупаемые вложения.

В реальной действительности применяются различные методы количественной оценки инвестиций в человека. Самый распространенный - принцип капитализации будущих доходов, основанный на положении о так называемом предпочтении благ во времени. Его суть сводится к тому, что люди склонны выше оценивать определенную сумму денег или набор благ в настоящее время, чем такую же сумму или набор благ в будущем.

Величина человеческого  капитала определяется экономическим  эффектом от его использования, т. е. совокупным доходом. Дисконтируемая сумма  всех будущих доходов составляет величину применяемого капитала. Процедура, с помощью которой вычисляется сегодняшнее значение любой суммы и которая может быть получена в будущем, называется дисконтированием. В общем виде дисконтирование осуществляется по формуле1 :

Dt =

где Dс   - сегодняшняя величина дохода;

Dt - будущая величина дохода;

1 Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина. - СПб.: Питер, 2012. - С.368

i - текущая процентная ставка;

t - число лет.

Dс - это определенная сумма денег, которая, будучи вложенной на t лет под норму

процента i, вырастет до значения Dt. Dс представляет собой сегодняшний аналог

суммы D которая будет выплачена через t лет с учетом нормы процента, равной i

годовых.

Важное значение теория человеческого  капитала имеет для исследования экономических аспектов образования, которое рассматривается как  главный фактор экономического роста и НТП.

Вклад образования в увеличение заработков можно определить следующим  образом. Заработная плата работника  с определенным уровнем образования  состоит из двух частей. Первая часть представляет собой тот уровень заработной платы, которую бы он получал, имея нулевой уровень образования. Вторая часть -рост заработной платы в зависимости от образования или доход на человеческий капитал, сформированный в результате инвестиций.

Yn0 + R٠ Сn

где Yn  - заработки человека, имеющего п лет образования;

Х0 - заработки человека, имеющего нулевое образование;

R - текущая норма отдачи вложений в образование;

Сп - объем инвестиций в течение п лет обучения.

В рамках теории человеческого  капитала заработная плата рассматривается  в виде некой слоистой структуры, в которой каждому слою соответствует  определенный уровень образования. Величина заработков конкретного слоя, соответствующего данному конкретному уровню образования, представляет собой денежный доход от него. Так, экономический эффект от высшего образования будет равен разнице в пожизненных заработках двух лиц: закончившего университет и получившего среднее образование.

Более высокая образовательная  подготовка дает большую отдачу. Положение  о том, что большие вложения на получение более высокого уровня образования обеспечивают и большую величину заработков, подтверждается практикой. Так, в США в начале 90-х годов уровень среднегодовых заработков дипломированного специалиста высшей квалификации более чем в 2 раза превышал среднегодовой доход дипломированного выпускника колледжа и более чем в 3,5 раза - среднегодовой доход учившегося в колледже, но не получившего диплома.

Информация о работе Социально-экономическое значение теории "человеческого капитала"