Социально – психологические методы управления на примере предприятия «Альтаир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 06:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
Рассмотреть социально – психологические методы управления и их значение на современном этапе, а затем на основе полученных исследований создать свои рекомендации по эффективному использованию социально-психологических методов управления.
Задачи:
Изучить социально – психологические методы управления.
Изучить факторы, влияющие на эффективность производство и качество труда.
Выявить личностные характеристики людей, способных заниматься управлять честной деятельностью.
Определить важность исследования личности как субъекта управления.
Выявить особенности использования социально-психологических методов на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Социально – психологические методы управления и их значение на современном этапе.
1.1 Социально – психологические методы управления………………….......5
1.2 Место и роль социально – психологических методов управления в
современной организации........……………………………………………................................10
1.3 Рекомендации по использованию социально- психологических методов…………………………………………………………………………...13
Глава 2. Социально – психологические методы управления на примере предприятия «Альтаир».
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Альтаир»……………...16
2.2 Анализ персонала предприятия ООО «Альтаир»……..……………..18
2.3 Исследование существующих социально-психологических методов управления персоналом………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовя работа готовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 



                                                                                                                      

 

Содержание:

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Социально – психологические методы управления и их значение на современном этапе.

  •    1.1 Социально – психологические методы управления………………….......5
  •    1.2 Место и роль социально – психологических методов управления в

      современной организации........……………………………………………................................10

       1.3 Рекомендации по использованию социально- психологических         методов…………………………………………………………………………...13

    Глава 2. Социально – психологические методы управления на примере предприятия  «Альтаир».

            2.1 Общая характеристика предприятия  ООО «Альтаир»……………...16

            2.2 Анализ персонала предприятия ООО «Альтаир»……..……………..18

            2.3 Исследование существующих социально-психологических методов    управления персоналом………………………………………………………….

    Заключение……………………………………………………………………….25

    Список используемой литературы……………………………………………...27                                                                                                                                                                                                                                             

    Приложение

                                                                                                                                                                                                                                                

     

         

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение.

     

               Существовавшие до двадцатого века теории управления почти не обращали внимания на то, что, в конечном счете, объектом управления, так или иначе, является человек.

     В последние годы роль  социально-психологических методов  усилилась. Это связано с ростом  образованности, квалификации работников  и общественности в целом, которые  требуют от руководства применения более сложных и тонких методов управления. Сегодня необходимо управлять через установление и проведение целенаправленных коммуникаций с различными группами общественности – с партнерами, средствами массовой информации, с местной и с широкой общественностью, с госструктурами, с финансовыми кругами.

            Цель работы:

    Рассмотреть социально – психологические методы управления и их значение на современном этапе, а затем на основе полученных исследований создать свои рекомендации по эффективному использованию социально-психологических методов управления.

    Задачи:

    1. Изучить социально – психологические методы управления.
    2. Изучить факторы, влияющие на эффективность производство и качество труда.
    3. Выявить личностные характеристики людей, способных заниматься управлять честной деятельностью.
    4. Определить важность исследования личности как субъекта управления.
    5. Выявить особенности использования социально-психологических методов на предприятии.

    Нельзя не сказать об актуальности и важности проблемы управления персоналом, как для организации, так и отдельного работника. В любом деле

     

    персонал является важной составляющей прибыльности организации. Правильное и целесообразное управление персоналом гарантирует успех работы предприятия. А успех предприятий обеспечивает благоприятную социально-экономическую обстановку в стране. В условиях рыночной экономики необходимо постоянно совершенствовать систему организации труда и управления персоналом, чтобы достигнуть социально-экономической стабильности в стране. Поэтому актуальность совершенствования методов управления персоналом в организации все более возрастает. Актуальность данной темы объясняется появившимися в двадцатом столетии тенденциями к рассмотрению менеджмента как процесса управления людьми и взгляд на человека как на объект управления, а не часть механизма.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 1. Общая характеристика и обоснованность применения социально – психологических методов управления.

     

    1.1. Социально-психологические  методы управления.

     

    Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека) [1].

    Социологические методы управления.

    Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Элементы, регулируемые с помощью социологических методов, включают: 

    Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

     

     

     

    Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют

    обоснованно принимать кадровые решения (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, собеседование).

    Психологические методы управления.

    Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Элементы, регулируемые с помощью психологических методов, включают:

     Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.

     Типы личности характеризуют внутренний потенциал человека и его общую направленность к выполнению определенных видов работ и сферам деятельности.

     Темперамент является очень важной психологической характеристикой личности для определения назначения и места каждого работника в коллективе, распределения управленческих задач и психологических приемов работы с конкретным человеком. Известны четыре основных темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

     

     

    Интеллектуальные способности характеризуют возможности понимания, мышления, сознания человека и важны для профессиональной ориентации, оценки людей, планирования карьеры и организации движения

    по служебной лестнице. Главное внимание следует обратить на уровень интеллекта работника, который имеет три градации (высокий, средний,

    низкий). Способности рационального мышления - неотъемлемое требование к руководящему персоналу и специалистам. Логические способности незаменимы в инженерной и научной деятельности. Интеллектуальные способности выявляются с помощью психологических методов. Память человека является важным компонентом интеллектуальных способностей.

        Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности. К способам психологического воздействия относятся: внушение, убеждение, подражание, осуждение, требования, похвала, совет.[2] Рассмотрим  их более подробно.

    1.Внушение представляет психологическое целенаправленное воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи его апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду. Внушение может вызвать у человека, иногда помимо его воли и сознания, определенное состояние чувств и привести к совершению человеком определенного поступка.

    2.Убеждение базируется на аргументированном и логическом воздействии на психику человека для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.

    __________________________

    2 Скотт Дж. “Сила ума. Способы психологического воздействия .” Спб, 1993 с. 243.

     

     3.Вовлечение является психологическим приемом, при помощи которого работники становятся соучастниками трудового или общественного процесса, например выборов руководителя, принятия согласованных решений, соревнования в коллективе и др.

     4.Осуждение - прием психологического воздействия на человека, который допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе

    или результаты труда и качество работы которого крайне   неудовлетворительны. Такой прием не может применяться для воздействия

    на людей со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть коллектива.

    5.Требование имеет силу распоряжения. В связи с этим оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным или даже вредным.

    6.Похвала является позитивным психологическим приемом воздействия на человека и оказывает более сильное действие, чем осуждение. Иногда достаточно сказать молодому сотруднику: "Сегодня Вы работаете значительно лучше и если еще чуть-чуть улучшите качество, то Вы достигнете превосходных результатов". Однако такая похвала опытному работнику может быть воспринята как обида, и его успехи лучше отметить в торжественной обстановке перед всем коллективом.

    7.Совет - психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения, часто применяемый во взаимоотношениях коллег, наставников молодых рабочих и опытных руководителей. Можно сказать: "Я Вам советую заменить инструмент". Однако в оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов и просьб руководителем должно быть минимизировано и исключено в тех случаях, когда рабочий допускает брак и срыв заданий.

              

     

               Поведение - совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде. Поведение человека можно представить в виде броуновского движения внутри достаточно широкого

    поля, образованного моральными нормами, принятыми в той социальной группе, к которой принадлежит человек.

    Итак, социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше.

    Нестабильность экономического состояния предприятия, финансовые трудности, несвоевременная выплата заработной платы, длительные простои, конечно, не способствуют поддержанию хорошего социально-психологического климата, т.к. руководитель значительно больше времени вынужден уделять не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно производству, маркетингу, финансам, т.е. другим функциям.

    Примером социально-психологических методов управления  может служить удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы сохранить

    хороших работников, следует следить, чтобы они были счастливы и довольны, стараться их стимулировать для лучшего выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании.

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.2 Место и роль социально-психологических методов управления в современной организации.

     

    В последние годы роль социально-психологических методов усилилась. Это связано с ростом образованности, квалификации работников и общественности в целом, которые требуют от руководства применения более сложных и тонких методов управления. Сегодня необходимо управлять через установление и проведение целенаправленных коммуникаций с различными группами общественности – с партнерами, средствами массовой информации, с местной и с широкой общественностью, с госструктурами, с финансовыми кругами, с занятыми.

              Место  социально-психологических методов  очень сильно зависит от политики  руководства, но заметим, что в развитых странах сейчас становится невозможным не использовать их, по крайней мере частично.[3] Связано это, в частности, с ростом уровня потребностей и негативных последствий психологических влияний о которых речь пойдёт далее.

    Информация о работе Социально – психологические методы управления на примере предприятия «Альтаир»