Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 06:58, курсовая работа
Цель работы:
Рассмотреть социально – психологические методы управления и их значение на современном этапе, а затем на основе полученных исследований создать свои рекомендации по эффективному использованию социально-психологических методов управления.
Задачи:
Изучить социально – психологические методы управления.
Изучить факторы, влияющие на эффективность производство и качество труда.
Выявить личностные характеристики людей, способных заниматься управлять честной деятельностью.
Определить важность исследования личности как субъекта управления.
Выявить особенности использования социально-психологических методов на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально – психологические методы управления и их значение на современном этапе.
1.1 Социально – психологические методы управления………………….......5
1.2 Место и роль социально – психологических методов управления в
современной организации........……………………………………………................................10
1.3 Рекомендации по использованию социально- психологических методов…………………………………………………………………………...13
Глава 2. Социально – психологические методы управления на примере предприятия «Альтаир».
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Альтаир»……………...16
2.2 Анализ персонала предприятия ООО «Альтаир»……..……………..18
2.3 Исследование существующих социально-психологических методов управления персоналом………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...27
Коллектив бригады из работников женского пола. Численность бригады вместе с мастером составляет 14 работников (см. приложение 4). В таблице можно увидеть возрастные данные, разряд, уровень образования каждого из членов коллектива.
Анализируя данные приведенной таблицы, можно увидеть, что в исследуемой бригаде работают достаточно образованные люди, окончившие высшие и средне - специальные учебные заведения. В основном это молодой коллектив, возраст которых колеблется от 20 до 48 лет, но большинством являются молодые люди. Это говорит о том, что коллектив находится еще в стадии развития, динамики. У работников есть стремление к развитию и совершенствованию накопленных знаний, свежие и новые идеи по поводу совершенствования организации труда и работы, нет застоявшихся принципов, к тому же в молодом коллективе содержится высокая работоспособность и энергичность.
Разряд работников достаточной высокий, средний разряд по бригаде равен 4. Люди, работающие в бригаде достаточно компетентны в своей
области, но для них это не является пределом, возможно дальнейшее совершенствование своих способностей.
Стаж работы на предприятии невелик, в основном, не считая одного работника, колеблется от 1 года до 4 лет. Это говорит о том, что люди только начали свою трудовую деятельность, большая вероятность того, что многие уволятся или переведутся, если не будет мотивации и стимулирования их труда.
Возраст руководителя коллектива (мастера) равен 24 годам. Он имеет высшее техническое образование, стаж работы на предприятии приблизительно равен четырем годам, в области обработки продукции около года. Мастер постоянно проходит курсы повышения квалификации. За свою трудовую деятельность проработал на многих производствах завода, что говорит о его компетентности во многих областях.
В целом в коллективе присутствуют как женщины, так и мужчины, но естественно имеется своя корпоративная культура, отмечаются различные дни рождения и праздники.
Исследование существующих социально-психологических методов управления персоналом. Методы работы с этими людьми – применение специальных мер воздействия, заключающихся в воспитании волевой собранности, умения целенаправленно действовать:
На предприятии в специальных пособиях для руководителей прописаны рекомендации по общению и воздействию на каждого работника, не смотря к какой психологической или социальной группе он относится[5].
Исходя от этого можно сказать, что социально-психологический слой коллектива – это условная группа людей, которая выделяется на основе общности каких – то психологических качеств, настроений, утвердившихся позиций.
Между этими группами не существует каких-то границ. Социально-психологические слои коллектива еще не дают всестороннего раскрытия
морально-психологических качеств людей, но в то же время, оперируя ими, руководителю легче ориентироваться в формах и методах работы.
Чтобы не совершать поведенческих ошибок, на предприятии также была разработана своя система работы с коллективом в целом и отдельны м работником. Личности были разделены определенные психологические типы с определенным названием, краткой характеристикой каждого из них и рекомендации по общению с ними. Руководителю при общении с сотрудниками полезно знать, к какому психологическому типу характера принадлежит собеседник. Отнесение собеседника к определенному типу позволяет выбрать наиболее целесообразную тактику общения с каждым из них и соответствующим образом реагировать на его поведение, чтобы изменить направление беседы в нужном направлении и добиться от нее больших результатов.
Основные психологические характеристики собеседников и методы общения с ними (см. приложении 5).
____________________
5Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы психологии: Пер. с англ. – М.:«Дело»,1992.
2.3 Исследование существующих социально-психологических методов управления персоналом.
Для анализа использования социально-психологических методов была взята одна из бригад цеха термической обработки материала Механосборочного производства ОАО «Альтаир». Три работника бригады, а также два мастера были протестированы на определение типа темперамента и степени конфликтности.
По результатам тестирования было выявлено, что один из мастеров является самым конфликтным человеком в коллективе, то есть придирчивым, склонным к критике, способным обострить сложившуюся ситуацию в зависимости от настроения. В отличие от него другой мастер оказался общительным, более лояльным и способным противостоять обострениям в коллективе.
В противовес этому большая часть рабочих, а это 50% оказалась совсем бесконфликтной частью коллектива, можно даже сказать пассивной, безынициативной и ничем не интересующейся.
По типу темперамента один мастер относится холерическому типу, а другой – к флегматическому. Два работника оказались флегматиками, а другой работник – сангвиник.
В соответствии с результатами анализа можно выделить следующие рекомендации по более эффективному использованию социально-психологических методов управления персоналом:
1. Проведение психологических тренингов с руководящим составом предприятия;
2. Создание и развитие службы психологической поддержки и помощи персонала, которой необходимо сотрудничать с руководством предприятия;
3. Мотивация и стимулирование персонала к активной работе;
4. Введение в часть
Заключение.
Подводя итог данной работы, заметим: общие тенденции таковы, что роль социально-психологических методов с течением времени будет только усиливаться в связи с разнообразными факторами, влияющими на развитие современного общества. Следующий важный факт – многие из этих методов слишком слабо исследованы – как сами методы, так и негативные последствия их применения, и это должно стать приоритетной задачей в области теории управления.
Особое внимание стоит уделить последствиям, так как некоторые из них могут проявляться не сразу, а спустя некоторое время, и чем раньше будут выявлены негативные тенденции, тем больше будет возможностей избежать социального кризиса.
При написании данной курсовой работы, мы пытались использовать параллельно как заслуженные, уже проверенные временем, так и современные источники для получения наиболее достоверной информации, и скажу, что в основном литература, имеющаяся по данной теме, является не только не противоречивой, но и взаимодополняющей, что позволило мне сделать работу целостной, не нарушая логического хода, а также избавило от необходимости включать зачастую неоднозначно воспринимаемые замечания, относящиеся к точке зрения других авторов.
В современных условиях претерпела существенные мотивация руководства персоналом: преобладающее значение приобрели социально-экономические и социально-психологические методы управления персоналом над административными; руководство теперь направлено на осуществление сотрудничества персонала и администрации для достижения намеченных целей; получил развитие принцип коллегиальности в управлении.
Целью управления персоналом стало побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда.
Считается, что руководитель должен не приказывать своим подсиненным, а направлять их усилия, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников.
Для каждого руководителя необходимо разработать специальные брошюрки по грамотному управлению коллективом.
В теоретической части курсовой работы проводилось изучение личности как объекта управления, особенности личности, индивидуальные характеристики. Были подробно рассмотрены социальные и психологические методы воздействия на персонал.
В аналитической части было подробно проанализировано предприятие ОАО «Альтаир», его роль и место в экономике страны. Был проведен тщательный анализ персонала, точнее одна из бригад предприятия, а также рассмотрены и проанализированы социально-психологические методы предприятия, рекомендуемые для работы с персоналом.
На основе рассмотренного материала были разработаны рекомендации по более эффективному использованию социально-психологических методов управления персоналом.
Любое
предприятие, основанное на труде
большого числа людей, нуждается
в совершенствовании системы
управления персоналом. С каждым
годом появляется много
Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений предприятия.
Список используемой литературы:
Приложение 1.
Тест на определение типа темперамента человека.
Инструкция. Отметьте знаком «+» те качества темперамента, указанные ниже, которые для Вас обычны, повседневны.
Итак, если Вы:
то вы - ХОЛЕРИК.
Если Вы:
1. веселы и жизнерадостны;
2. энергичны и деловиты;
3. часто не доводите начатое дело до конца;
4. клоны переоценивать себя;
5.
способны быстро схватывать
6. неустойчивы в интересах и склонностях;
7. легко переживаете неудачи и неприятности;
8.
легко приспосабливаетесь к
Информация о работе Социально – психологические методы управления на примере предприятия «Альтаир»