Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:28, курсовая работа
В теоретической части рассмотрим виды средних величин, а именно: средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя квадратическая, средняя кубическая и структурные средние - в экономическом анализе, а также условия их применения.
В расчетной части представлены задачи на нахождение средних величин, на примере этих задач будут показаны различные способы нахождения средних величин, и использование их в экономическом анализе.
В аналитической части будет проведено исследование в результате которого, будет найдена средняя цена товара.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
1.1 СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ 4
1.2УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН В АНАЛИЗЕ 8
1.3ВИДЫ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН. 10
1.3.1 СРЕДНЯЯ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ 13
1.3.2 СРЕДНЯЯ ГАРМОНИЧЕСКАЯ 17
1.3.3 СРЕДНЯЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ 20
1.3.4 СРЕДНЯЯ КВАДРАТИЧЕСКАЯ И СРЕДНЯЯ КУБИЧЕСКАЯ 21
1.3.5 СТРУКТУРНЫЕ СРЕДНИЕ 23
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 28
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Используя разработочную таблицу 3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х – Средняя цена 1кг картофеля и результативным признаком Y – Объем продаж. Аналитическая таблица имеет следующий вид (табл. 7):
Таблица 7
Зависимость суммы прибыли банков от объема кредитных вложений
Номер группы | Группы предприятий по средней цене на 1кг картофеля, руб. | Число предприятий | Объем продаж | |
всего | в среднем на одно предприятие | |||
1 | 6-7 | 3 | 124 | 41,33 |
2 | 7-8 | 7 | 244 | 34,86 |
3 | 8-9 | 10 | 303 | 30,3 |
4 | 9-10 | 7 | 174 | 24,86 |
5 | 10-11 | 3 | 55 | 18,33 |
Итого | Итого: | 30 | 900 | 149,68 |
Групповые средние значения получаем из таблицы 3 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего».
Вывод. Анализ данных табл. 7 показывает, что с увеличением средней цены 1кг картофеля от группы к группе систематически уменьшается средний объем продаж по каждой группе предприятий, что свидетельствует о наличии корреляционной связи между исследуемыми признаками.
Применение метода корреляционной таблицы.
Корреляционная таблица представляет собой комбинацию двух рядов распределения. Строки таблицы соответствуют группировке единиц совокупности по факторному признаку Х, а графы – группировке единиц по результативному признаку Y. На пересечении j-ой строки и k-ой графы указывается число единиц совокупности, входящих в j-ый интервал по факторному признаку и в k-ый интервал по результативному признаку. Концентрация частот около диагонали построенной таблицы свидетельствует о наличии корреляционной связи между признаками. Связь прямая, если частоты располагаются по диагонали, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему. Расположение частот по диагонали от правого верхнего угла к левому нижнему говорит об обратной связи.
Для построения корреляционной таблицы необходимо знать величины и границы интервалов по двум признакам X и Y. Величина интервала и границы интервалов для факторного признака Х – средняя цена 1кг картофеля известны из табл. 8. Для результативного признака Y – объем продаж величина интервала определяется по формуле (1) при k = 5, уmax = 45т уmin = 15т;
Границы интервалов ряда распределения результативного признака Y имеют следующий вид (табл. 8):
Таблица 8
Номер группы | Нижняя граница, млн руб. | Верхняя граница, млн руб. |
1 | 15 | 21 |
2 | 21 | 27 |
3 | 27 | 33 |
4 | 33 | 39 |
5 | 39 | 45 |
Подсчитывая с использованием принципа полуоткрытого интервала [ ) число предприятий, входящих в каждую группу (частоты групп), получаем интервальный ряд распределения результативного признака (табл. 9).
Таблица 9
Распределение предприятий по объему продаж
Группы предприятий по объему продаж т, х | Число предприятий, fj |
15 – 21 | 3 |
21 – 27 | 7 |
27 – 33 | 10 |
33 – 39 | 7 |
39 – 45 | 3 |
Итого | 30 |
Используя группировки по факторному и результативному признакам, строим корреляционную таблицу (табл. 10).
Таблица 10
Корреляционная таблица зависимости суммы прибыли банков
от объема кредитных вложений
Группы предприятий по средней цене 1кг картофеля | Группы предприятий по объему продаж т |
|
| |||
15 – 21 | 21 – 27 | 27 – 33 | 33 – 39 | 39 - 45 | Итого | |
6-7 |
|
|
|
| 3 | 3 |
7-8 |
|
|
| 7 |
| 7 |
8-9 |
|
| 10 |
|
| 10 |
9-10 |
| 7 |
|
|
| 7 |
10- 11 | 3 |
|
|
|
| 3 |
Итого | 3 | 7 | 10 | 7 | 3 | 30 |
Вывод. Анализ данных табл. 10 показывает, что распределение частот групп произошло вдоль диагонали, идущей из правого нижнего угла в левый верхний угол таблицы. Это свидетельствует о наличии обратной корреляционной связи между средней ценой 1кг картофеля и объемом продаж.
2. Измерение тесноты корреляционной связи с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения
Для измерения тесноты связи между факторным и результативным признаками рассчитывают специальные показатели – эмпирический коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение .
Эмпирический коэффициент детерминации оценивает, насколько вариация результативного признака Y объясняется вариацией фактора Х (остальная часть вариации Y объясняется вариацией прочих факторов). Показатель рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии по формуле
,
где – общая дисперсия признака Y,
– межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.
Значения показателя изменяются в пределах . При отсутствии корреляционной связи между признаками Х и Y имеет место равенство =0, а при наличии функциональной связи между ними - равенство =1.
Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных). Этот показатель вычисляется по формуле
,
где yi – индивидуальные значения результативного признака;
– общая средняя значений результативного признака;
n – число единиц совокупности.
Общая средняя вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:
(11)
или как средняя взвешенная по частоте групп интервального ряда:
Для вычисления удобно использовать формулу (11), т.к. в табл. 7 (графы 3 и 4 итоговой строки) имеются значения числителя и знаменателя формулы.
Расчет по формуле (11):
Для расчета общей дисперсии применяется вспомогательная таблица 11.
Таблица 11
Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии
Номер предприятия п/п | Объем продаж т
| |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 31 | 1 | 1 | 961 |
2 | 34 | 4 | 16 | 1156 |
3 | 35 | 5 | 25 | 1225 |
4 | 40 | 10 | 100 | 1600 |
5 | 33 | 3 | 9 | 1089 |
6 | 29 | -1 | 1 | 841 |
7 | 30 | 0 | 0 | 900 |
8 | 30 | 0 | 0 | 900 |
9 | 32 | 2 | 4 | 1024 |
10 | 45 | 5 | 25 | 2025 |
11 | 32 | 2 | 4 | 1024 |
12 | 31 | 1 | 1 | 961 |
13 | 33 | 3 | 9 | 1089 |
14 | 32 | 2 | 4 | 1024 |
15 | 21 | -9 | 81 | 441 |
16 | 26 | -4 | 16 | 676 |
17 | 28 | -2 | 4 | 784 |
18 | 28 | -2 | 4 | 784 |
19 | 26 | -4 | 16 | 676 |
20 | 38 | 8 | 64 | 1444 |
21 | 24 | -6 | 36 | 576 |
22 | 26 | -4 | 16 | 676 |
23 | 25 | -5 | 25 | 625 |
24 | 26 | -4 | 16 | 676 |
25 | 39 | 9 | 81 | 1521 |
26 | 37 | 7 | 49 | 1369 |
27 | 15 | -15 | 225 | 225 |
28 | 20 | -10 | 100 | 400 |
29 | 20 | -10 | 100 | 400 |
30 | 34 | 4 | 16 | 1156 |
Итого | 900 | -10 | 1048 | 28248 |
Информация о работе Средние величины в экономическом анализе