Средние величины в экономическом анализе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

В теоретической части рассмотрим виды средних величин, а именно: средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя квадратическая, средняя кубическая и структурные средние - в экономическом анализе, а также условия их применения.
В расчетной части представлены задачи на нахождение средних величин, на примере этих задач будут показаны различные способы нахождения средних величин, и использование их в экономическом анализе.
В аналитической части будет проведено исследование в результате которого, будет найдена средняя цена товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
1.1 СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ 4
1.2УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН В АНАЛИЗЕ 8
1.3ВИДЫ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН. 10
1.3.1 СРЕДНЯЯ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ 13
1.3.2 СРЕДНЯЯ ГАРМОНИЧЕСКАЯ 17
1.3.3 СРЕДНЯЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ 20
1.3.4 СРЕДНЯЯ КВАДРАТИЧЕСКАЯ И СРЕДНЯЯ КУБИЧЕСКАЯ 21
1.3.5 СТРУКТУРНЫЕ СРЕДНИЕ 23

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 28
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая стат.doc

— 859.50 Кб (Скачать файл)

Используя разработочную таблицу 3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х – Средняя цена 1кг картофеля и результативным признаком Y – Объем продаж. Аналитическая таблица имеет следующий вид (табл. 7):

 

Таблица 7

Зависимость суммы прибыли банков от объема кредитных вложений

Номер группы

Группы предприятий по средней цене на 1кг картофеля, руб.

Число предприятий

Объем продаж

всего

в среднем на одно предприятие

1

6-7

3

124

41,33

2

7-8

7

244

34,86

3

8-9

10

303

30,3

4

9-10

7

174

24,86

5

10-11

3

55

18,33

 Итого

Итого:

30

900

149,68


Групповые средние значения получаем из таблицы 3 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего».

Вывод. Анализ данных табл. 7 показывает, что с увеличением средней цены 1кг картофеля от группы к группе систематически уменьшается средний объем продаж по каждой группе предприятий, что свидетельствует о наличии корреляционной связи между исследуемыми признаками.

Применение метода корреляционной таблицы.

Корреляционная таблица представляет собой комбинацию двух рядов распределения. Строки таблицы соответствуют группировке единиц совокупности по факторному признаку Х, а графы – группировке единиц по результативному признаку Y. На пересечении j-ой строки и k-ой графы указывается число единиц совокупности, входящих в j-ый интервал по факторному признаку и в k-ый интервал по результативному признаку. Концентрация частот около диагонали построенной таблицы свидетельствует о наличии корреляционной связи между признаками. Связь прямая, если частоты располагаются по диагонали, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему. Расположение частот по диагонали от правого верхнего угла к левому нижнему говорит об обратной связи.

Для построения корреляционной таблицы необходимо знать величины и границы интервалов по двум признакам X и Y. Величина интервала и границы интервалов  для  факторного  признака  Х – средняя цена 1кг картофеля известны из табл. 8. Для результативного признака Y – объем продаж величина интервала определяется по формуле (1) при k = 5,  уmax = 45т уmin = 15т;

Границы интервалов ряда распределения результативного признака Y имеют следующий вид (табл. 8):

Таблица 8

Номер группы

Нижняя граница,

млн руб.

Верхняя граница,

млн руб.

1

15

21

2

21

27

3

27

33

4

33

39

5

39

45

Подсчитывая с использованием принципа полуоткрытого интервала [ ) число предприятий, входящих в каждую группу (частоты групп), получаем интервальный ряд распределения результативного признака (табл. 9).

Таблица 9

Распределение предприятий по объему продаж

Группы предприятий по объему продаж т,

х

Число предприятий,

fj

15 – 21

3

21 – 27

7

27 – 33

10

33 – 39

7

39 – 45

3

Итого

30

Используя группировки по факторному и результативному признакам, строим корреляционную таблицу (табл. 10).

Таблица 10

Корреляционная таблица зависимости суммы прибыли банков

от объема кредитных вложений

Группы предприятий по средней цене 1кг картофеля

Группы предприятий по объему продаж т

 

 

15 – 21

21 – 27

27 – 33

33 – 39

39 - 45

Итого

6-7

 

 

 

 

3

3

7-8

 

 

 

7

 

7

8-9

 

 

10

 

 

10

9-10

 

7

 

 

 

7

10- 11

3

 

 

 

 

3

Итого

3

7

10

7

3

30

Вывод. Анализ данных табл. 10 показывает, что распределение частот групп произошло вдоль диагонали, идущей из правого нижнего угла в левый верхний угол таблицы. Это свидетельствует о наличии обратной корреляционной связи между средней ценой 1кг картофеля и объемом продаж.

2. Измерение тесноты корреляционной связи с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения

Для измерения тесноты связи между факторным и результативным признаками рассчитывают специальные показатели – эмпирический коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение .

Эмпирический коэффициент детерминации оценивает, насколько вариация результативного признака Y объясняется вариацией фактора Х (остальная часть вариации Y объясняется вариацией прочих факторов). Показатель рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии по формуле

,                                                               (9)

где  – общая дисперсия признака Y,

        – межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.

Значения показателя изменяются в пределах . При отсутствии корреляционной связи между признаками Х и Y имеет место равенство =0, а при наличии функциональной связи между ними - равенство =1.

Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных). Этот показатель вычисляется по формуле

,                                            (10)

где  yi – индивидуальные значения результативного признака;

        – общая средняя значений результативного признака;

         n – число единиц совокупности.

Общая средняя вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:

                                                   (11)

или как средняя взвешенная по частоте групп интервального ряда:

                                        (12)

 

Для вычисления удобно использовать формулу (11), т.к. в табл. 7 (графы 3 и 4 итоговой строки) имеются значения числителя и знаменателя формулы.

Расчет по формуле (11):

Для расчета общей дисперсии применяется вспомогательная таблица 11.

Таблица 11

Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии

Номер

предприятия

п/п

Объем продаж т

 

1

2

3

4

5

1

31

           1

1

961

2

34

4

16

1156

3

35

5

25

1225

4

40

10

100

1600

5

33

3

9

1089

6

29

-1

1

841

7

30

0

0

900

8

30

0

0

900

9

32

2

4

1024

10

45

5

25

2025

11

32

2

4

1024

12

31

1

1

961

13

33

3

9

1089

14

32

2

4

1024

15

21

-9

81

441

16

26

-4

16

676

17

28

-2

4

784

18

28

-2

4

784

19

26

-4

16

676

20

38

8

64

1444

21

24

-6

36

576

22

26

-4

16

676

23

25

-5

25

625

24

26

-4

16

676

25

39

9

81

1521

26

37

7

49

1369

27

15

-15

225

225

28

20

-10

100

400

29

20

-10

100

400

30

34

4

16

1156

Итого

900

-10

1048

28248

Информация о работе Средние величины в экономическом анализе