Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 15:39, курсовая работа
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого, среднего и крупного бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед этими категориями бизнеса в современных рыночных отношениях.
Предмет исследования: проблемы развития различных видов бизнеса в России.
Объектом исследования: малое, среднее и крупное предпринимательство.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
- определить сущность и роль малого, среднего и крупного бизнеса.
- рассмотреть развитие предпринимательства в России.
- проанализировать современное состояние и проблемы.
- оценить государственное регулирование бизнеса.
- выявить перспективы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России…..6
§1. Понятие и критерии малого бизнеса………………………………………...6
§2. Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………....7
§3. Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России……..……..9
§4. Проблемы становления малого бизнеса в России………………………....11
Глава 2. Средний бизнес России: Качественные характеристики и количественные оценки…………………………………………………………16
§1. Критерии выделения компаний среднего бизнеса………………...………16
§2. Оборот средних компаний…………………………………………….…….17
§3. Структура управления компанией……………………………………….....18
Глава 3. Основные особенности крупного бизнеса в России………………....20
§1. Основные формы российского крупного бизнеса………………………....22
§2. Основные этапы истории российского крупного бизнеса……………..….24
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список источников и литературы…………………………………………..…..
§4.
Проблемы становления
малого бизнеса в России
Сдерживают развитие малого бизнеса ряд факторов.
Во-первых, это чисто технические проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором справок и другими административными барьерами.
Во-вторых, нормальное развитие малого бизнеса сдерживает слабая материально-техническая база: нехватка или недопустимость помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной информации, государственного участия в программах поддержки малого бизнеса.
В-третьих, серьезное влияние на малый бизнес оказывают финансовые проблемы, связанные с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов, ведением двойной бухгалтерии.
В-четвертых, это проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота капитала. Основную роль в финансовой поддержке предпринимательства призвана сыграть налоговая политика. Система налогообложения должна стимулировать повышение технического уровня предприятий, насыщение потребительского рынка, развитие производств, использующих вторичные ресурсы и тем самым способствующих оздоровлению окружающей среды. В регионах с избыточными трудовыми ресурсами целесообразно стимулировать налоговыми льготами развитие предпринимательства, поглощающего свободную рабочую силу. Сегодня фактически идет откровенное подавление малого бизнеса. Падение малых предприятий идет в результате налогообложения, в принципе не позволяющего работать. И что из этого следует? А из этого следует то, что наиболее работоспособная деловая часть идет в основном в теневой оборот. По некоторым оценкам, эффективные предприниматели, как правило, 90% оборота держат в тени. В социальном плане они становятся финансовой основой криминального мира. Ведущую роль в развитии малого предпринимательства предстоит сыграть регионам. Ведь укрепление этого сектора будет способствовать не только росту доходов местного бюджета, но и улучшению социальных условий жизни населения и оздоровлению окружающей среды, не только природной. Финансовая поддержка частного, особенного малого предпринимательства должна стать задачей региональных фондов, учредителями которых наряду с местными органами власти могут выступать все заинтересованные предприятия и организации, расположенные в регионе и за его пределами. Фонды будут участвовать в разработке и реализации федеральных и региональных программ, направленных на поддержку предпринимательской деятельности, осуществлять финансовую, материально-техническую, организационно-методическую поддержку хозяйствующих субъектов, вступающих на монополизированные прежде рынки товаров и услуг, участвовать в привлечении отечественных и иностранных инвестиций и кредитов.
Малое предпринимательство в России не может сформироваться и окрепнуть без всемерной государственной поддержки. Как правило, любая постановка проблем, сопряженных с малым бизнесом, выходит на состояние, тенденции и задачи его государственной поддержки. В этом не может быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из сковывающего ее затяжного экономического кризиса.
«В пользу акцента на малый бизнес в современной России говорит, наряду с прочими, и то обстоятельство, что он служит верным средством погашения последствий чрезмерного укрепления производства, которое (отчасти, надо заметить, и по вполне уважительным причинам) было свойственно бывшему СССР. Внушительные, поражающие воображение, но крайне неповоротливые индустриальные гиганты, унаследованные нынешней Россией, не могут найти себе место в динамичной рыночной структуре»4.
Другой поворот темы: «на шее» государства висит огромное множество убыточных предприятий, среди кандидатов в легализованные нынче банкроты впору хоть конкурс объявлять. А ведь быть признанным банкротом и излечиться - вещи очень разные; в лучшем случае первое через какое - то время (и немалое) выведет ко второму. Между тем «гиблые» для государства заводы или фабрики, вполне вероятно, могли бы быстро ожить, оказавшись, скажем, на началах аренды (или даже через продажу) в руках представителей малого бизнеса, - не исключено, что и объединившихся для того, чтобы поднять сравнительно крупное предприятие.
И еще одна проблема. Едва ли не все крупные предприятия страдают от инвестиционного голода; ни государство, ни частные лица явно не торопятся вкладывать капиталы в крупное производство: в одном случае их, как правило, попросту нет (государство), в другом - это на сегодня явно невыгодно или, во всяком случае, проблематично (частные лица). Видимо, дело бы обстояло иначе, если бы удалось действительно активизировать малый бизнес. Он не требует особо больших вложений капитала, как правило, обеспечивает высокую скорость его оборота и дает очень верные шансы на неплохую прибыль. Все это привлекло бы частных вкладчиков, включая и мелких, ищущих для своих очень скромных сбережений укрытия от инфляции. Результатом стало бы заметное ослабление инвестиционного голода при большом наполнении налогами доходной части госбюджета. В конечном счете это бы существенно расширило и возможности государства в области капиталовложений. Становится ясно, что курс на развитие малого бизнеса должен быть не чем - то «форсмажорным» в экономической политике государства, а ее органической составной частью, не мешающей, а, напротив, помогающей реализации других ее частей и общей стабилизации экономики, а затем и ее постепенному подъему. Малые предприятия - это занятость района, это устойчивые налоговые поступления в местный бюджет, это покупательная способность населения.
Люди, которые работают на малом предприятии, получают стабильную хорошую зарплату, могут купить услуги, более дорогие товары, что, естественно, лучше стимулирует производство. Очень важно, что население убедилось в необходимости малого бизнеса, так как он может активно воздействовать на экономическую конъюнктуру, на обеспечение товарами народного потребления.
Главное условие для развития малого бизнеса - нормальное функционирование экономики. Иначе, он будет уходить в тень. Только при условии существенного ограничения коррупции и снижения налогового гнета примерно в 3 раза могут быть созданы предпосылки для выхода малого бизнеса из «теневой» экономики.
Малый бизнес является сектором выживания,
втягивающим в реформаторский процесс
людей, потерявших работу, военнослужащих,
увольняемых в запас и практически единственным
сектором оздоровления серьезно «больных»
переходных общественных групп. Малые
предприниматели все менее зависят от
государства и могут, расширяя сферу своей
деятельности, уменьшить остроту безработицы.
Главное, надо помнить, что так называемая
малая экономика - важный сектор полноценного
рынка. Без малого бизнеса невозможно
становление цивилизованной рыночной
экономики.
О среднем бизнесе, как о самостоятельном субъекте экономических отношений, у нас в России почему-то говорить не особо принято. В ходу такие лингвистические конструкции как «малый и средний бизнес» и «предприятия крупного и среднего бизнеса». Причем заметьте - в обоих случаях средний бизнес оказывается где-то глубоко на втором месте, как бы «в придачу» либо к сотням тысяч малых предприятий, либо просто к сотням крупнейших компаний, на долю которых приходится половина валового продукта страны. Не определены ни критерии отнесения к среднему бизнесу, ни его качественное отличие от бизнеса крупного и малого. Создается впечатление, что средний бизнес не очень интересен сам по себе. Это довольно странно, поскольку даже если допустить, что на долю крупного бизнеса действительно приходится около 50% валового производства товаров и услуг в стране, а на долю малого бизнеса - 15%, то получается, что треть всех товаров и услуг производят именно компании среднего бизнеса.
§1. Критерии выделения компаний среднего бизнеса
Первый признак, который приходит в голову, когда речь идет о величине компании, это число работников, занятых в ней. Конечно, этот критерий весьма относителен и сильно дифференцирован в зависимости от принадлежности компании к конкретной отрасли. Например, наличие в компании 60 консультантов при общей численности сотрудников в 120 человек делает ее весьма крупной в своей отрасли. Скорее всего, такая компания может претендовать на вхождение в число 20-30 крупнейших компаний этой отрасли. Наличие в вузе 60 преподавателей при общем числе сотрудников в 120 человек не делает его даже средним по размерам. Понятно, что мы имеем в этом случае дело с небольшим, скорее всего негосударственным учебным заведением узкого профиля. 70 размеров бизнеса для десяти различных отраслей. Стоит отметить, что границы малого бизнеса по критерию численности занятых работников для отдельных отраслей определены законодательно. Это было сделано для целей применения упрощенной системы отчетности и налогообложения. Они колеблются по различным отраслям от 15 до 200 человек.
Границы крупного бизнеса никогда четко не определялись, но интуитивно все понимают, что если речь идет действительно о крупном бизнесе, то число занятых в нем может составлять тысячи и десятки тысяч человек, а в самом крупном, таком, как РЖД, РАО ЕЭС или «Газпром» - сотни тысяч работников.
Так что четко определить границы среднего бизнеса с точки зрения численности занятых не представляется возможным. В самом общем приближении речь может идти о границах между несколькими десятками и несколькими тысячами человек.
§2. Оборот средних компаний
По обороту средние компании отделить от крупных и малых не менее сложно. Здесь также имеется весьма существенная отраслевая специфика. Исследовательскую компанию с оборотом в 10-12 миллионов долларов в 2006-м году можно поздравить - она входит в пятерку крупнейших на нашем рынке, контролируя долю приблизительно в 6% этого рынка в масштабах всей страны. И все же критерий оборота является весьма важным, и обойти его стороной не представляется возможным. Итак. В 2005-м году компании, чей оборот превышал 150 миллионов долларов, могли с полным основанием претендовать на вхождение в рейтинги 200-400-800 крупнейших по различным версиям: РА «Эксперт», «Интерфакс», ИД «КоммерсантЪ», «РБК». Вот она - условная граница крупного бизнеса.
Наверное, уже пора провести внутренние границы в среднем бизнесе, - точно так же как в свое время это было сделано при анализе среднего класса России. «Будем считать «СРЕДНЕ-крупным» бизнес с оборотом от 50 до 150 миллионов долларов в год; «СРЕДНИМ» - с оборотом от 12 до 50 миллионов в год, или от одного до четырех миллионов долларов в месяц; и «СРЕДНЕ-малым» с оборотом от 2,5 до 12 миллионов долларов в год. Малый бизнес - от 0,5 до 2,5 млн. дол. годового оборота. Менее $500 тысяч годового оборота - «микро-бизнес». Еще один возможный подход разделения компаний на крупные, средние и малые - по доле рынка, которую они занимают. Например - компании, чья рыночная доля превышает 5% будем считать крупными; те, чья доля на рынке менее 0,5% - малыми, и компании с рыночной долей от 0,5 до 5% - средними. Опять-таки можно выделить три группы: «СРЕДНЕ-малые» - 0,5-1%, «СРЕДНИЕ» - 1-2,4%, «СРЕДНЕ-крупные» - 2,5-5% рынка»5.
§3. Структура управления компанией
Компании, в которых все сотрудники напрямую подчиняются генеральному директору (он же, как правило, является владельцем или совладельцем этого бизнеса) очевидно, принадлежат к микроуровню бизнеса. Предельная численность работников, которых один такой управленец может держать в прямом и непосредственном подчинении, как правило, не превышает 15-25 человек. Компании, в которых между высшими руководителями и рядовыми сотрудниками располагается только одно управленческое звено, скорее всего, относятся к малому бизнесу. Конечно, наверное, есть исключения из этого правила, обусловленные все той же отраслевой спецификой. Но что-то они так сразу в голову не приходят. Тем более, что предельная численность сотрудников в компании с одним управленческим звеном не может превышать 150 человек (при условии сохранения эффективности этого управления). А 150 человек - это никак не крупный бизнес. Компании с 2-4 управленческими звеньями можно считать средними. Здесь уже нельзя с уверенностью сказать, что 4 звена -это «СРЕДНЕ-крупная», а два -«СРЕДНЕ-мелкая». Высока отраслевая и индивидуальная специфика -одни начальники пришли из военизированных структур и любят выстраивать управленческие пирамиды в четыре этажа из 500 сотрудников, другие начитались модных книжек и пять тысяч человек пытаются «укатать» в двухзвенную структуру. Конечно, в период обострения моды на «плоские» управленческие пирамиды были попытки и в очень крупных компаниях выстроить структуру управления в 3-4 звена. Но, они, насколько мне известно, быстро заканчивались фиаско, и количество управленческих звеньев вновь возрастало до 5-7 уровней, что является оптимумом (но отнюдь далеко не максимумом) для действительно крупных компаний. В среднем бизнесе вопросами маркетинга должен заниматься как минимум один специально выделенный для этого специалист - «менеджер по маркетингу», а как максимум - отдел из 2-8 сотрудников. При этом вопросами сбыта занимается отдельная служба или управление. В крупном бизнесе должно быть «управление маркетинга», возглавляемое директором или вице-президентом по этим вопросам. «Называться это подразделение может как угодно:
Глава 3. Основные особенности крупного бизнеса в России