Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:46, курсовая работа
В условиях рынка любое предприятие, фирма, занимаясь производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем, которым является хозяйствующий субъект, функцией которого является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций, что и является актуальностью выбранной проблемы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………3
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНКА…………………………………………………………5
1.1 Понятие предпринимательство……………………………………5
1.2 Роль предпринимателя в историческом аспекте…………………7
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………10
2.1 Физическое и юридическое лицо………………………………..10
2.2 Основные признаки классификации предпринимательства……12
3. ЕДИНИЧНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.……………………….17
3.1 Единичные организационные формы предпринимательских организаций………………………………………………………………….17
3.2 Групповые организационные формы предпринимательских организаций…………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….……………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ставропольского края
ГОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт
Кафедра экономики, менеджмента и рекламы
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Сущность и формы предпринимательства»
Деркачева Людмила Николаевна
Специальность:
08050565 Управление персоналом
Группа Э2У
Старший преподаватель, к. э. н.
Абидова Саратина Айтековна
Работа защищена с оценкой____________
г. Ставрополь, 2009
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
|
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНКА…………………………………………………………5 1.1 Понятие предпринимательство…………………………… 1.2 Роль предпринимателя в историческом аспекте…………………7 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………10
2.1 Физическое и юридическое лицо… 2.2 Основные признаки классификации предпринимательства……12 |
|
3. ЕДИНИЧНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.……………………….17 3.1 Единичные
организационные формы предпринимательских
организаций…………………………………………………
3.2 Групповые организационные формы предпринимательских организаций………………………………………………… |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….……………………………………………………...27 |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………29 |
В условиях рынка любое предприятие, фирма, занимаясь производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем, которым является хозяйствующий субъект, функцией которого является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций, что и является актуальностью выбранной проблемы.
Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.
Объект предпринимательства в современных рыночных условиях предмет формы, признаки и роль предпринимательства, с учетом требований предъявляемых социально-экономическими и рыночными отношениями. Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров.
К важнейшим чертам предпринимательства,
на наш взгляд, следует отнести:
самостоятельность и независимо
Перечисленные важнейшие
признаки предпринимательства
Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.
В настоящее время
существует довольно значительное количество
научных работ, специальной литературы,
посвященной проблемам
Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране достаточно высокий. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений.
Крупномасштабному бизнесу свойственны формы организации, в основе которых лежит объединение предприятий, фирм в совокупные структуры. В связи с этим целью данной курсовой работы выступает изучение сущности предпринимательства, современных предпринимательских организаций и основных их организационных форм. Задачи проводимого исследования следующие:
- раскрыть понятие предпринимательства;
- представить классификацию предпринимательских организаций;
- рассмотреть специфику единичных и групповых организационных форм.
Исследованию концептуальных основ развития организационных систем посвящены научные труды отечественных и зарубежных ученых Б. З. Мильнера, В. Н. Парахиной, Т. М. Федоренко, И. Ансоффа, Х. Виссема, Л. Грейнера, Г. Минцберга и др.
Данная курсовая работа состоит из введения, 3 глав и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, четко сформулированы цели и задачи, и определен объект и предмет исследования.
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1 Понятие предпринимательства
Предпринимательство – это особый
вид экономической активности, которая
основана на самостоятельной инициативе,
ответственности и
Предпринимательство – это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать что-то новое или улучшить уже существующее.
По мнению американских ученых, «предпринимательство – это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов».
По мнению отечественных ученых
предпринимательство
Палитра определений понятия «предпринимательства» довольна широка: от обиходного обозначения, где предпринимателем может считаться любой, работающий в негосударственном секторе экономики, до «возвышенного», где предпринимательство определяется как «такой вид деятельности, в котором удачно сочетаются наука, искусство, поэзия, взлет творческой мысли, степень умеренного риска, спорт и образ жизни делового человека» [8, С. 4].
По мнению Фетисов Э.Н «Предприниматель – пионер формирования гражданского общества, важный фактор социального прогресса». Это «революционер в экономике, ломающий сложившиеся традиции». По его мнению, предпринимательство – это системная целостность, элемент рыночной экономики [17, С. 24-28].
Смольняков В.Г. рассматривает
предпринимательство как
Халипов В.Ф. и Лисиненко И.В. дают следующее определение: «Предпринимательство – это порождение многовековой, обдуманной, целенаправленной практики приспособления человека и человечества к окружающему миру», «социальный институт», «рычаг цивилизованного регулирования изначально данных от природы человеку потребностей в осмыслении и удовлетворении своих интересов и потребностей» [15, С. 9]
Хизрич Р., Питерс М. под предпринимаем, понимают человека, который затрачивает необходимое время и силы и берет на себя финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым. С позиции этих авторов «Предпринимательство – динамичный процесс наращивания богатства, требующий организаторского таланта, творческого начала, стремления к умножению богатства и готовности к риску. Это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности, процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым» [16, С. 166].
Многообразие определений
предпринимательства
Все эти определения,
так или иначе, демонстрируют
отличительные особенности само
Отдельные исследователи отмечают, что данный феномен может считаться недостаточно изученным даже в зарубежной литературе, несмотря на то что интерес к его изучению не затихает по сей день; что в ней «нет четкого определения понятия предприниматель» и чаще всего удовлетворяются констатацией самого факта его существования; что споры в основном ведутся относительно отличительных и социально значимых черт предпринимателя. [6, С. 16].
Некоторые авторы указывают на подобное отсутствие четкого определения данного термина, трактовки его содержания и в отечественной справочной литературе, либо указывают на нечеткость его определения, позволяющее отождествлять предпринимателя с менеджером, бизнесменом и др.
Другие исследователи считают важным заметить, что предпринимательство – явление, развивающееся и в нем также происходит разделение труда и образование соответствующих специфических групп предпринимательства, которые «столь не схожи между собой, что вскоре им станет тесно в рамках одного объясняющего понятия, а значит, понадобятся более тонкие аналитические инструменты» [7, С. 33-34].
1.2 Роль предпринимателя в историческом аспекте
Роль предпринимателя в мире в историческом аспекте, несомненно, изменяется, равно как меняется и представление о нем, и содержании данного понятия. В том числе в каждой стране оно может иметь свое наполнение, отражающее специфику экономических особенностей развития данного общества. Если даже любая экономическая проблема, являясь в сущности универсальной, может иметь собственный социальный аспект, обусловленный особенностями страны [5, С. 44], то это в полной мере может быть отнесено и к явлению предпринимательства, которое носит не только социально-экономический характер, но и психологический, исторический и др.
В изучаемой литературе
указывается на происхождение термина «
Здесь отмечается, что понятие «посредник» (антрепренер) можно рассматривать как предшествующее появлению термина предприниматель, а далее развитие данного термина происходит в соответствии с разделением собственно предпринимательских функций – на вложение денег с целью получения прибыли (появляются «венчурные капиталисты» – собственники капитала) и на заставлять капитала работать на удовлетворение общественных потребностей (так появляются дельцы – работодатели). Причиной такого разделения послужила так называемая индустриальная революция, произошедшая в ХУШ веке и сумевшая выявить и размежевать эти две основные функции.
Конец Х1Х – начало ХХ веков могут характеризоваться тем, что понятие предпринимателя, в сущности, было еще тождественно понятию менеджера – в это время наибольший акцент делается на экономическом аспекте предпринимательской деятельности: предпринимателем считается тот, кто организует и управляет предприятием в целях личной выгоды, и одновременно несет ответственность за любые потери, в том числе и случающиеся не по его вине. И только к середине ХХ века происходит разграничение этих понятий. «Предприниматель работает в неструктурированном окружении», для которого характерны быстрые изменения, а «менеджер действует в рамках налаженной управленческой иерархии». Для менеджера характерна целенаправленность в действиях, продиктованная достаточно жесткой логикой развития и сохранения, существующих организационно-хозяйственных структур», а предприниматель имеет возможности своеобразного целеполагания, конструирования целей деятельности [10. С. 15-22].
Наиболее полно разграничение двух понятий предприниматель и менеджер было осуществлено Марченко В.В., который отмечает, что сегодня на Западе это две разные профессии, принципиально отличимые: в типе стратегической ориентации и в подходе к осуществлению замысла, в форме приобретения или привлечения ресурсов и методах их задействования, включая различие в организационной структуре соответствующих деловых предприятий.
Если предприниматель ориентируется на поиск новых возможностей для развития предприятия, то менеджер – на выполнение плана и эффективность использования имеющихся ресурсов. Успех предпринимательской деятельности определяется его умением быстро ориентироваться и действовать, а деятельность менеджера – приверженностью к сложившемуся порядку. Предприниматель стремится к гибкому использованию средств, ищет возможности их временного привлечения, менеджер же заинтересован в накопительстве и расширении фондов. Предприниматель, так или иначе, привлекает ресурсы со стороны, менеджер набирает работу под имеющиеся ресурсы. И наконец, организационную структуру менеджерского предприятия характеризует, как правило, иерархия с четким соблюдением субординации, напротив, в предпринимательской организации сильнее развиты горизонтальные связи, в том числе преимущественно неформальные.