Сущность и формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рынка любое предприятие, фирма, занимаясь производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем, которым является хозяйствующий субъект, функцией которого является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций, что и является актуальностью выбранной проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………3
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНКА…………………………………………………………5
1.1 Понятие предпринимательство……………………………………5
1.2 Роль предпринимателя в историческом аспекте…………………7
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………10
2.1 Физическое и юридическое лицо………………………………..10
2.2 Основные признаки классификации предпринимательства……12
3. ЕДИНИЧНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.……………………….17
3.1 Единичные организационные формы предпринимательских организаций………………………………………………………………….17
3.2 Групповые организационные формы предпринимательских организаций…………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….……………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ......doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Гражданский кодекс РФ определяет сущность предпринимательской деятельности как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [1].

Предпринимательство-это  принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении  собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать  их в конкретные предпринимательские проекты.

Предпринимательство как  явления отражает всю совокупность отношений, связанных с организацией предпринимателями своего дела, с  производством товаров, оказанием  услуг и получением желаемого  результата в виде прибыли.

Таким образом, предпринимательство как процесс представляет собой сложную последовательность целенаправленных действий предпринимателей, начиная с момента зарождения предпринимательской идеи и заканчивая воплощением ее в конкретный предпринимательский проект.

 

 

            2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

                           2.1  Физическое и юридическое  лицо

 

 

Современное общество и экономика — это  множество самых разных предпринимательских организаций, которые взаимодействуют между собой, решая различные задачи, достигая свои и общественные цели, объединяясь между собой, если их деятельность требует специфической координации, или решая свои задачи полностью самостоятельно, руководствуясь правилами, установленными государством и обществом.

В соответствии с гражданским законодательством  РФ субъектами предпринимательской  деятельности могут быть дееспособные физические лица, юридические лица – коммерческие организации, иностранные  граждане, лица без гражданства, иностранные  организации. НКО, выполняя свои уставные положения, также могут заниматься предпринимательской деятельностью.

В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной деятельности, не запрещенной законом.

Запрещено заниматься предпринимательской  деятельностью государственным  и муниципальным служащим, работникам правоохранительных органов, работникам налоговых органов и т.п.

Физическое лицо – это гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью единолично, не принимая статус юридического лица, т.е. индивидуальный предприниматель.

Граждане могут осуществлять предпринимательскую  деятельность при достижении ими 18-летнего  возраста и наличия дееспособности.

В большинстве случаев необходимо также специальное образование, иметь определенные профессиональные навыки, достаточный уровень здоровья, не быть судимым, не иметь запрещение на занятия определенным видом деятельности.

Дееспособные физические лица могут  также создавать юридические лица.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности  обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическое лицо считается созданным  с момента государственной регистрации  в установленном порядке.

Юридические лица подразделяются на 2 вида:

    • коммерческие, которые ставит в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее между участниками
    • некоммерческие, которые не имеют целью своей деятельности извлечение прибыли и не могут распределять полученную прибыль между участниками (общественные или религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, социальные, благотворительные фонды и др.)

 

         2.2Основные признаки классификации предпринимательства

 

 

Рассмотрим основные признаки классификации  предпринимательства.

Признаки классификации предпринимательства:

  1. По формам собственности:
    • частной (индивидуальной  и коллективной формы)
    • государственной (федеральной и субъектов РФ)
    • муниципальной
    • совместной
  1. По признакам законности:
    • законное
    • незаконное (без регистрации)
    • лжепредпринимательство (без намерения осуществления предпринимательской деятельности, а для единовременных афер)
  1. В зависимости от территории
    • местное
    • региональное
    • национальное
    • международное
    • мировое
  1. С точки зрения темпов развития
    • быстрорастущие
    • медленнорастущие
  1. По уровню прибыльности
    • высокорентабельное
    • низкорентабельное
  1. В зависимости от количество участников (учредителей)
    • индивидуальное
    • коллективное (партнерское)
  1. По численности работников
    • малое (до 100 человек, в отдельных отраслях до 50)
    • среднее (от 100 до 500 человек)
    • крупное (более 500 человек)
    • особо крупное (более 1000 человек) и другие.

Организационно-правовые формы (ОПФ) предпринимательской деятельности установлены ГК РФ, а механизм создания и функционирования их – федеральными законами. К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относятся: ХО, ХТ, ТМУП, ПК (рисунок 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

 

Наиболее распространенной формой выступают ХО. Согласно ГК РФ ХО и ХТ признаются коммерческие организации  с разделенным на доли учредителей (участников) уставным капиталом.  Вкладом в имущество организации могут быть деньги, ценные бумаги, имущество, имущественные права и другие вещи, имеющие денежную оценку.

ХТ и ХО близки по своей  ОПФ, что дает им возможность преобразования одного вида в другой. Но имеются  различия: товарищество – объединение лиц. Общество – объединение капитала. Это основное отличие определяет их правовое положение.  Общества могут быть созданы одним лицом, товарищества нет.

Различаются предприятия  различных ОПФ по ряду признаков:

    • составу и виду учредителей (граждане, юридические лица)
    • источникам образования имущества (частное, государственное, муниципальное…)
    • ответственность по обязательствам
    • порядком деятельности (ведение дел)
    • составом документации
    • регламентирующим законодательным документам и др.

Предпринимательство как  особая форма экономической активности может быть разных типов.

  1. Производительная и посредническая предпринимательская деятельность выделяется в связи с тем, что предпринимательство предполагает как осуществление производительных функций по производству продукта  или оказанию услуги, так и посреднических функций, связанных с продвижением товара на рынок от производителя к потребителю.
  2. Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить:
    1. традиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство);
    1. инновационный характер (инновационное предпринимательство).

Традиционалистское предпринимательство  направлено на производство товаров (услуг), готовых к потреблению. Результатом  инновационной деятельности является разработки и изготовление новой техники, технологий, продукта или услуги, с принципиально новыми характеристиками.

С учетом направленности предпринимательской  деятельности определяют следующие  виды предпринимательства:

    • производственное
    • коммерческо-торговое
    • финансово-кредитное

Производственное предпринимательство - производство  конкретных товаров, осуществления работ или оказания услуг для их реализации потребителям. Оно классифицируется в зависимости  от отраслей материального производства: промышленное, строительное, транспортное, сельскохозяйственное, связь и т.д.

Производственное предпринимательство  с народно-хозяйственной точки  зрения является определяющим, оно  создает экономический потенциал  страны. Однако, оно самое сложное в условиях современной российской действительности и не занимает основного места, как в странах с развитой экономикой.

Коммерческо-торговое предпринимательство характеризуется, прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции по купле-продаже, т.е. перепродаже товаров и услуг.

В отличие от производственного  бизнеса здесь нет необходимости  обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции. Необходимы лишь 2 условия: цена реализации товара должна быть выше закупочной, а спрос на предлагаемый товар – достаточным.

Характерной особенностью финансово-кредитного  предпринимательства  является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т.д.), валютные ценности и национальные деньги. Для этого образуются коммерческие банки, финансово-кредитные компании, фондовые и валютные биржи и др. Финансовый рынок относится к числу тонких и сложных видов, а также мобильных.

Предпринимательство может  осуществляться и в различных  сферах: на товарном рынке, финансовом, информационном, инвестиционном, инновационном, рынке труда и др.

 

 

3. ЕДИНИЧНЫЕ  И ГРУППОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ              ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

3.1 Единичные  организационные формы предпринимательских  организаций

 

 

Выделяют единичные  и групповые организационные  формы организаций.

К единичным организационным  формам относятся организации, представляющие одно юридическое лицо. Наименование организационной формы определяется видом выпускаемой продукции: товара, услуг, информации, знаний. В зависимости от этого организации, относящиеся к единичным организационным формам можно распределить следующим образом (рисунок 2.) [9, 13].

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок  2 – Классификация организаций, относящихся к единичным организационным формам

 

Рассмотрим некоторые  единичные организационные формы  организаций.

Банки специализируются на финансово-кредитных операциях. Они могут быть банками-эмитентами, банками-корреспондентами и ипотечными банками.

Банк-эмитент выпускает  в обращение денежные знаки, ценные бумаги, платежно-расчетные документы.

Банки-корреспонденты выполняют  на основе корреспондентских договоров поручения друг другу по платежам и расчетам через специальные открытые счета.

Ипотечный банк выдает долгосрочные денежные ссуды под залог недвижимого имущества (земли, строений), а также выпускает закладные листы, обеспечиваемые заложенной недвижимостью.

Биржа (государственная или частная) предоставляет помещения, гарантии, расчетные и информационные услуги для сделок с ценными бумагами или товарами» получает за это комиссионные от сделок и формирует определенные ограничения на торговлю.

Товарная биржа - это  форма организации оптовой торговли массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие количественные и качественные параметры (вес, длину, полезную массу, октановое число и др.).

 Фондовая биржа  - это форма организации систематических  операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты.

Информация о работе Сущность и формы предпринимательства