Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:46, курсовая работа
В условиях рынка любое предприятие, фирма, занимаясь производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем, которым является хозяйствующий субъект, функцией которого является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций, что и является актуальностью выбранной проблемы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………3
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНКА…………………………………………………………5
1.1 Понятие предпринимательство……………………………………5
1.2 Роль предпринимателя в историческом аспекте…………………7
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………10
2.1 Физическое и юридическое лицо………………………………..10
2.2 Основные признаки классификации предпринимательства……12
3. ЕДИНИЧНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.……………………….17
3.1 Единичные организационные формы предпринимательских организаций………………………………………………………………….17
3.2 Групповые организационные формы предпринимательских организаций…………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….……………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………29
Венчур - это микро
или малое предприятие,
3авод - это промышленная
компания, выпускающая серийную
массовую продукцию, с
Корпорация - это организация или союз организаций, созданных для защиты каких-либо интересов и привилегий участников и образующих самостоятельное юридическое лицо.
Фабрика - это компания типа завода, ориентированная на производство бумажной, кондитерской, ткацкой, швейной продукции, а также на выполнение отдельных серийных операций: химчистка, приготовление пищи
и др.
3.2 Групповые организационные формы организаций
Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается, по крайней мере, на протяжении последнего столетия.
Безусловно, что границы между всеми этими формами достаточно расплывчаты. Разными специалистами (как теоретиками, так и практиками) они трактуются порой неоднозначно. Кроме того, необходимо отметить, что, несмотря на отсутствие в гражданском праве большинства стран, как зарубежных, так и Российской Федерации, вышеперечисленных названий организационных форм интеграции компаний для обозначения конкретного юридического лица, все эти формы объединения фактически имеют место [9].
В мировой практике сложились разнообразные типы интеграции фирм различающиеся по целям сотрудничества, характеру хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это стратегические альянсы, консорсумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты,) концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные и т. п.
Стремление
найти баланс между преимуществами
централизации и децентрализаци
К групповым организационным формам относятся компании, представляющие интересы нескольких юридических лиц. Они представляют собой объединения организаций посредством либо кооперации, либо концентрации производства.
К ним относятся: ассоциация, картель, конгломерат, корнер, корпорация, консорциум, концерн, концессия, объединение, пул, синдикат, тендер, трест, финансово-промышленная группа (ФПГ), франчайз, холдинг и др. [13]
Рассмотрим наиболее
распространенные групповые
Ассоциация - это объединение организаций одного рода деятельности. Входящие в него организации не теряют юридической, финансовой и другой самостоятельности при решении своих уставных задач. Основными задачами ассоциации являются: координация деятельности, входящих организаций, информационная и технологическая поддержка.
Стратегический альянс – соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объеденных и стратегических ресурсов компании.
Картель - это долговременное объединение ряда компаний для выполнения функций, связанных с созданием благоприятной инфраструктуры их бизнеса. «Джентльменское соглашение».
Картель – представляет собой объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности.
Входящие в него компании сохраняют свою юридическую и финансовую самостоятельность при решении своих индивидуальных задач. Основные направления деятельности картелей заключаются в согласовании политики цен, разграничении рынков сбыта, установке квот на куплю-продажу, лицензировании деятельности, соблюдении условий найма персонала и др.
Синдикат – разновидность картельного соглашения это объединение компаний на базе договорных соглашений для осуществления всей цепочки коммерческой деятельности.
Входящие в него компании сохраняют производственную и юридическую самостоятельность при решении индивидуальных задач. Однако они теряют коммерческую независимость при проведении общих операций.
Трест - объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий (жесткая интеграция).
Консорциум - это долговременное договорное объединение ряда однородных компаний. Он выступает как единое целое при заключении соглашений с другими партнерами. Каждая компания, входящая в консорциум, сохраняет свою фирменную независимость, систему управления и характер деятельности. Консорциумы могут быть национальными или международными. В консорциумы могут объединяться банки, организации по производству и реализации программного обеспечения и др. Они эффективны для размещения займов, проведения эмиссионных операций, осуществления единого капиталоемкого промышленного проекта. Консорциумы могут быть оформлены как акционерное общество открытого или закрытого типа.
Концерн - это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия. Компании, входящие в концерн, сохраняют свою юридическую, финансовую и коммерческую самостоятельность при решении своих индивидуальных задач (номинальное).
Концерн — форма объединения предприятий и организаций различных отраслей на основе общности, интересов. Является более «жесткой» по сравнению с другими формами объединения, поскольку часть прав членов концерна делегируется коллегиальному органу управления. Предприятия связаны между собой договорами и капиталом. Каждый из участников номинально сохраняет статус юридического лица, при этом может являться дочерней компанией или филиалом головного предприятия. Концерны, как правило, создаются в отраслях машиностроения, тяжелой промышленности, автомобилестроения и др.
Основными формами многоуровневых компаний являются: концерн подчинения, концерн координации.
Концерны подчинения (материнские и дочерние компании). Эти концерны образуются путем приобретения контрольного пакета акций. Влияние на деятельность акционерного общества начинается при доле участия в 25% акционерного капитала. Благодаря этому можно предотвращать принятие решений на общем собрании акционерного общества (блокирующее меньшинство), для которых требуется квалифицированное большинство. Если же материнская компания владеет, по меньшей мере, 75% акционерного капитала дочернего общества, то господствующее влияние на управление акционерной компанией будет безраздельным. Благодаря долевому участию в капитале компании можно построить целую цепочку зависимостей. Например, фирма А приобретает 80% акций фирмы В, фирма В приобретает 75% акций фирмы С и т. д. В результате этого материнская компания А через дочернее общество В владеет другими компаниями. Во многих случаях финансовые, личные и договорные переплетения крупных концернов столь многосторонни, что бывает довольно сложно определить все взаимосвязи.
Концерны координации (сестринские компании). Концерн может быть создан таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством.
В концерн могут входить заводы, транспортные компании, банки, рекламные агентства, компании по добыче сырья и др. Функции административного управления обычно берет на себя самая крупная компания этого концерна.
Под финансово-промышленной группой понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение эффективности производства, создание новых рабочих мет.
Основными участниками ФПГ является предприятия по производству товаров и услуг, банки и иные кредитные организации. Дочерние хозяйственные общества могут входить в ФПГ только вместе со своими основным обществом.
Существуют транснациональные
ФПГ (ТФПГ), если среди участников существуют
юридические лица СНГ, (межгосударственные)
международные ФПГ, если они создаются
на основе межправительственного
Участникам групп
Участники ФПГ заключают
между собой договор о создании
ФПГ. Договором учреждается
Участники ФПГ несут солидарную ответственность по обязательствам центральной компании.
ФПГ имеют перспективы развития как в направлении расширения разнообразия целей деятельности, так и разновидностей промышленных структур, входящих в состав ФПГ. Одной из таких целей является диверсификация производства, создающая возможности для повышения скорости реакции на изменения на рынках сырья, технологий и товаров, маневрирования ресурсами, ускорения технических и организационных нововведений.
Еще одной перспективной целью, самой приоритетной является ускорение темпов НТ развития и конверсии производств в соответствии с изменениями на рынках товаров и технологий.
ФПГ более мобильны по сравнению с концернами и холдингами.
Обязательным условием для ФПГ является наличие в ее составе финансово-кредитного учреждения и компании по производству продукции. ФПГ представляет собой объединение типа концерна, взятое под опеку государства на определенный срок, чтобы обеспечить благоприятные условия для производства продукции стратегического назначения. Например, ФПГ для производства электронной или оборонной техники, товаров повышенного спроса.
Холдинг – это компания, владеющая пакетами акций или долями в паях других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Это дает холдингу право решающего голоса, возможность проводить единую политику, осуществлять единый контроль за соблюдением интересов большинства корпораций, концернов, трестов или ускорять процесс диверсификации. Холдинговая компания - это вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний, которая господствует, лично не участвуя при этом нм в производстве, ни в торговых операциях.
Различают чистые и смешанные холдинговые компании.
Чистые холдинговые компании – неторговые компании, согласно своему уставу не имеющие прав осуществления торговых операций или иного бизнеса, владеющие только капиталом. В отечественной экономической терминологии они называются финансовыми холдинговыми компаниями.
Смешанные холдинговые компании, кроме владения контрольными пакетами акций и права руководить другими компаниями, активно занимаются торговлей или бизнесом и имеют на своем балансе вместе с акциями дочерних предприятий активы в виде движимого и недвижимого имущества.
Преимущества:
- борются с конкуренцией при помощи своей консолидации;
- использование увеличенных размеров производства и сбыта;
- достижение высокой эффективности в международном движении капитала;
- минимальное негативное
воздействие государства на
Недостатки:
- стремление к монополизму;
- стремление к усилению контроля;
- искусственное поддержание нерентабельных предприятий за счет рентабельных;
- потребность в большом
количестве
Холдинг-компания (ХК) - это акционерное общество, владеющее контрольным пакетом акций юридически самостоятельных банков и небанковских компаний [9]. Благодаря финансовому механизму ХК может контролировать компании, суммарный капитал которых в несколько раз больше ее собственного. Холдинг-компаниям законодательно запрещено создавать монополистические структуры. Поэтому не допускается создание ХК в следующих сферах деятельности:
Все организационные формы интеграции компаний можно условно разделить на жесткие и мягкие [13].
К жестким можно отнести концерн, трест, а к мягким, прежде всего ассоциацию, консорциум, стратегический альянс.
Мягкие формы особенно популярны для международных объединений, они позволяют вести совместную деятельность при сохранении учредителями юридической и хозяйственной самостоятельности.
В рамках стратегических альянсов, консорциумов возникает возможность мобилизации преимуществ мощной корпоративной структуры при сохранении национальной обособленности ее членов. Ведь порой государственная власть и общественное мнение стран по ряду причин, прежде всего политических, неблагосклонно относятся к таким формам интеграции компаний, которые приводят к утрате их самостоятельности и независимости.