Сущность ренты, ее виды и проблемы земельного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Рента (лат. Reddita – отданная назад, возвращенная) – особый вид относительно устойчивого дохода, непосредственно связанного с предпринимательской деятельностью. Имеется несколько видов рент, получаемых с капитала, имущества, земли. Один из них – государственная рента (рентный заем) – форма государственного займа, который выпускается на неопределенное время и его возврат к какому-то сроку государством не гарантируется. Своеобразные рентные платежи связаны с лизингом, получившим особенно широкое распространение в условиях научно-технической революции. Лизинг – долгосрочная аренда (от 6 месяцев до нескольких лет), как правило, дорогостоящих технических средств и производственных сооружений. Лизинговая компания закупает ЭВМ, машины, оборудование и сдает их в аренду для использования в производственных целях. Предприниматель получает возможность значительно сократить первоначальные капитальные затраты и избежать потерь, с

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы образования ренты
Понятие ренты……………………………………………6
Экономическая сущность ренты………………………..8
Глава 2. Виды ренты
2.1. Понятие земельной ренты…………………………………9
2.2. Дифференциальная рента………………………………..12
2.3. Абсолютная рента………………………………………..15
2.4. Монопольная рента………………………………….......16
2.5. Строительная рента……………………………………...16
2.6. Лесная рента……………………………………………...17
2.7.Оценка величины и методы определения
природной ренты……………………………………………..18
Глава 3. Механизмы изъятия и использования ренты
на основе налогообложения
3.1. Механизмы изъятия и использования ренты
в России……………………………………………………....19
3.2. Оценка эффективности и определение
оптимальных путей развития………………………………19
5. Заключение…………………………..………………………..26
6. Список литературы…………………………………….…….27

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 81.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Рис.1. Земельная рента

Следовательно, только при  конкурентной цене, когда общий объем  спроса на землю равен ее фиксированному предложению, рынок будет находиться в равновесном состоянии. Ценность земли выводится всецело из ценности продукта, а не наоборот.

Земельная рента выступает  в двух основных формах - абсолютной и дифференциальной, что обусловлено  существованием двух видов монополий  на землю: монополии частной собственности  на землю и монополии на землю  как объект хозяйствования.

 

2.2. Дифференциальная рента.

Дифференциальная рента  является наиболее распространенной формой земельной ренты. Стоимость произведенной  на наименее плодородной земле продукции  лежит в основе ее рыночной цены. Как следствие, более плодородные  земли, определяющие более низкие затраты  на единицу производимой продукции, получают дополнительный доход, именуемый  дифференциальной рентой.

Если предположить, что  три участка земли отличаются своим качеством: лучший, средний  и худший по плодородию. 

 

Рассмотрим ее на примере естественного  плодородия.

 

 

Рисунок 2. Дифференциальная рента

 

На лучшем участке (а) будет получена дифференциальная рента ВРЕК; на среднем  участке (б) производственные издержки будут лишь компенсированы, не извлекая дохода; на худшем участке (в) образуется убыток.

Различают дифференциальную ренту I и II. Дифференциальная рента I образуется вследствие различий естественного  плодородия земли, а дифференциальная рента II - благодаря более высокой  эффективности добавочных вложений в те же земельные участки.

Дифференциальная рента I в свою очередь делится на ренту  по плодородию, получаемую с более  плодородных земель, и ренту по месту положения земельных участков, получаемую с земель, стратегически  выгодно расположенных по отношению  к материалам, труду и потребителям.

Дифференциальная рента  II предполагает интенсивный метод земледелия, добавочное вложение капитала: повышение плодородия почвы, применение прогрессивных биотехнологий, использование сортов растений с повышенным потенциалом продуктивности и т. д. В результате повышается урожайность, быстрее окупаются затраты, а предприниматель получает дополнительную прибыль.

Таким образом, дифференциальная рента I возникает при экстенсивном ведении хозяйства, а дифференциальная рента II — только при интенсивном земледелии. Дифференциальная рента I образуется на лучших и средних землях, а дифференциальная рента II — и на худших землях.

Хотя дифференциальная рента II создается дополнительным приложением  труда и капитала, условием ее возникновения  являются те же естественные свойства почвы, но более продуктивные в связи  с повышением их экономического плодородия. Этим обусловливаются различия в  распределении дифференциальной ренты. В принципе вся дифференциальная рента I принадлежит земельному собственнику (лицу или государству), часть ее присваивается хозяйствующим субъектом, например арендатором, поскольку эта  форма ренты создается благодаря  более производительному труду  и добавочным вложением в землю. Часть дифференциальной ренты, независимо от ее формы, вправе присваивать государство  через земельный налог.

2.3 Абсолютная рента.

    Абсолютная рента ( чистая ) –  форма капиталистической земельной ренты. Представляет собой часть прибавочной стоимости, создаваемой сельскохозяйственными наёмными рабочими и присваиваемой землевладельцами в силу монополии частной собственности на землю. В отличие от дифференциальной ренты, абсолютная рента не зависит от различий в плодородии и местоположении отдельных участков и производительности добавочных вложений капитала в один и тот же участок. Частные землевладельцы, располагая юридическим правом собственности на землю, разрешают пользоваться своей землёй только за вознаграждение, которое они получают в виде арендной платы. Земельный собственник взимает арендную плату с любого, даже самого худшего участка земли, если возникает потребность в его использовании. Арендатор берущий землю в аренду, должен обеспечить не только среднюю прибыль, но и сверхприбыль, которая в виде абсолютной ренты передаётся землевладельцу и составляет часть арендной платы. Получение такой сверхприбыли возможно в сельском хозяйстве потому, что органический состав капитала в сельском хозяйстве ниже, чем в промышленности, и, следовательно, доля живого труда, создающего прибавочную стоимость, и масса прибавочной стоимости в сельском хозяйстве больше, чем в промышленности. Поэтому в сельском хозяйстве норма прибавочной стоимости выше, чем в промышленности. Стоимость сельскохозяйственной продукции выше общественной цены производства (включающей издержки производства плюс среднюю прибыль).

2.4  Монопольная рента.

    Монопольная рента – эта особая форма земляной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты и полезные ископаемые.

    В сельском хозяйстве, как и в других отраслях, предприниматели получают равную прибыль на равновеликий капитал. Выплата ренты землевладельцам осуществляется не в нарушение закона стоимости, а в соответствии с ним.

 

2.5. Строительная рента.

Эта рента характеризуется : 1 ) тем преобладающим влиянием, которое здесь на дифференциальную ренту оказывает местоположение (оно очень важно, например, при возделывании винограда и для строительных участков в больших городах); 2 ) очевидной и полнейшей пассивностью собственника, активность которого заключается (в особенности по отношению к рудникам) просто в эксплуатации общественного прогресса, в который собственник ничего не привносит и в котором он ничем не рискует; 3 ) преобладанием монопольной цены во многих случаях. Строительную ренту необходимо повышает не только рост населения и возрастающая вместе с ним потребность в жилищах, но и рост основного капитала, который или присоединяется к земле или размещен на ней, как все промышленные строения, железные дороги, товарные склады и другие хозяйственные сооружения.

Спрос на строительные участки повышает стоимость земли как пространства и основы, в то же время благодаря  этому возрастает спрос на элементы земли, которые служат строительным материалом.

2.6. Лесная рента.

Лесные земли как объект лесопользования  в экономическом смысле ценны  не сами по себе, а коммерческими  ресурсами - древесиной на корню, продуктами побочного пользования. В этом отличие между сельским и лесным хозяйствами и обусловлено оно единственной причиной - чрезвычайной продолжительностью воспроизводственного цикла лесных экосистем.

В российском лесном законодательстве земля и ресурсы объединяются общим понятием - лесной фонд. Лесная рента принадлежит собственнику лесного фонда. Рентообразующими факторами являются показатели качества и запаса лесных ресурсов. При государственной собственности на лесной фонд лесная рента, как правило, облагается налогом. Любые платежи за лесопользование есть рентный налог. Рентный налог может быть меньше, равен или больше ренты. Рентный налог устанавливается меньше ренты или не берется совсем в случаях: 1) на арендатора-лесопользователя возлагаются расходы по лесовосстановлению и воспроизводству лесных ресурсов; 2) помимо воспроизводства лесных ресурсов арендатору-лесопользвателю доверяется инвестировать рентный доход как общественный ресурс в развитие лесопромышленного производства (из расчета, что предприниматели это сделают успешнее, чем госслужащие). Рентный налог устанавливается равным ренте, если: 1) воспроизводство лесных ресурсов осуществляется государственными органами управления лесами за счет бюджетных средств; 2) часть лесной ренты, превышающая расходы на ведение лесного хозяйства, используется на социальные и иные общегосударственные цели. Лесной налог превышает ренту, когда он устанавливается без обоснований и расчетов. Превышение лесного налога над рентой может иметь только негативные последствия: снижение рентабельности лесозаготовок и заработной платы рабочих.

 

2.7. Оценка величины и методы определения природной ренты.

    Природная рента — общегражданский вид дохода, полученный на основе прав собственности (владение, распоряжение, использования) на определенные природные ресурсы, обусловленный их естественными, природными, свойствами, не связанный с вложением труда и капитала в данный природный объект, не исключаемый и не исчезаемый во времени. Природная рента есть общегражданский вид дохода и может принадлежать только всему обществу. Освоение и распределение природной ренты должно происходить между всеми членами общества. В противном случае «данное присвоение будет не правомочным и морально не дозволенным».

Непосредственно распределение национально богатства  — есть основополагающая обязанность  государства.

При этом основная задача эффективного и справедливого  управления национальным богатством и  природными ресурсами в стране —  обеспечение высокого уровня жизни  всех граждан России и создание необходимых  финансовых и прочих резервов для  долгосрочного социально-экономического развития страны.

Природная рента по праву  должна принадлежать обществу в полной мере, соответственно, изъятие ренты  в пользу государства и ее дальнейшее распределение по экономике —  есть возврат обществу той ценности, которую приобрели природные ресурсы по мере эволюции и развития самого общества.

 

Глава 3. Механизмы  изъятия и использования ренты 

на основе налогообложения

 

3.1. Механизмы изъятия  и использования ренты в России

Существующие  методики количественного исчисления рентных доходов несовершенны в  применении к условиям российской действительности. К таким методикам относятся наиболее известные в научных кругах механизмы оценки ренты: «цена минус издержки и нормальная прибыль», «рыночные механизмы», «оптимизационные модели», «методика замыкающих затрат» и пр. Основные недостатки заключаются в невозможности исчисления непосредственно величины рентных доходов, зависимость рентных платежей от эффективности работы природопользователя, а также снижение стимулов к развитию рентных отраслей после внедрения рассматриваемых методик исчисления и изъятия ренты. Кроме того, действующие механизмы исчисления ренты позволяют природопользователям занижать рентные платежи и уклоняться от уплаты соответствующих налогов на благо общества как истинного собственника природных ресурсов страны.

 

3.2. Оценка эффективности  и определение оптимальных путей  развития.

 Россия  — богатая страна природными  ресурсами. Однако уровень социального  и экономического развития существенно  отстает от большинства стран Европы и Азии, не имеющих столь ценной природной ресурсной базы.

Причина неэффективного развития российской экономики скрыта в государственной организации  функционирования непосредственно  ресурсных и рентных отраслей, в частности ТЭК и металлургии, которые составляют основу экономики природоэксплуатирующих государств. В результате отсутствия рациональной системы изъятия и распределения природной ренты («сверхдоходов») страна недополучает в свою казну существенные доходы при одновременном гигантском обогащении нефтяных и других олигархов за счет доходов, не ими созданных. В то же время средства, которые успешно собираются в федеральный и региональные бюджеты, используются не самым эффективным образом в части распределения по экономике. Не происходит непосредственно использования природной ренты на благо общества и развития страны, не ставятся, а затем и не претворяются в жизнь непосредственно социально-ориентированные цели и задачи. У России существует неверная система стимулов внутри экономики и одно из последних мест в списке наиболее надежных и экономически успешных стран. Как следствие, — оправданность, эффективность и справедливость действующей системы государственного регулирования и налогообложения рентных доходов уже долгое время подвергается жесткой критике со стороны многих ученых-экономистов и членов российского бизнес-сообщества. Нефтяная рента в экономике России составляет по итогам анализа 140—270 млрд долларов в зависимости от периода анализа и условий внешней конъюнктуры. Это соответствует уровню 15—25% ВВП страны за аналогичный период времени или 70—100% объема федерального бюджета. Выявлено, что 60—65% этой величины исправно изымается действующими системами изъятия российского государства, с дальнейшим эффективным распределением по экономике не более половины полученной суммы. Размер «скрытой», не уплаченной государству посредством действующих механизмов изъятия нефтяной ренты составляет 30—35% величины нефтяной ренты, или 50—100 млрд долларов в денежном выражении. Величина неявно перераспределенной нефтяной ренты непосредственно гражданам РФ путем снижение внутренних цен на нефтепродукты против их стоимости на экспортных рынках составляет 10—25 млрд долларов, 7—20% нефтяной ренты (повышение покупательской способности граждан). Объем скрытых субсидий в отрасль нефтепереработки из отрасли нефтедобычи выявлен и определен на уровне 30—60 млрд долларов, 12—40% нефтяной ренты.

 

 Необходима активизация роли государства в становлении нового механизма ИИР в России. Активизация роли государства как титульного собственника природных ресурсов необходима, чтобы сократить «неявные» и «скрытые» перераспределения рентных доходов по экономике, создать прозрачную систему налогообложения рентных доходов, а также справедливый механизм их использования.

Информация о работе Сущность ренты, ее виды и проблемы земельного налога