Сущность ренты, ее виды и проблемы земельного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Рента (лат. Reddita – отданная назад, возвращенная) – особый вид относительно устойчивого дохода, непосредственно связанного с предпринимательской деятельностью. Имеется несколько видов рент, получаемых с капитала, имущества, земли. Один из них – государственная рента (рентный заем) – форма государственного займа, который выпускается на неопределенное время и его возврат к какому-то сроку государством не гарантируется. Своеобразные рентные платежи связаны с лизингом, получившим особенно широкое распространение в условиях научно-технической революции. Лизинг – долгосрочная аренда (от 6 месяцев до нескольких лет), как правило, дорогостоящих технических средств и производственных сооружений. Лизинговая компания закупает ЭВМ, машины, оборудование и сдает их в аренду для использования в производственных целях. Предприниматель получает возможность значительно сократить первоначальные капитальные затраты и избежать потерь, с

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы образования ренты
Понятие ренты……………………………………………6
Экономическая сущность ренты………………………..8
Глава 2. Виды ренты
2.1. Понятие земельной ренты…………………………………9
2.2. Дифференциальная рента………………………………..12
2.3. Абсолютная рента………………………………………..15
2.4. Монопольная рента………………………………….......16
2.5. Строительная рента……………………………………...16
2.6. Лесная рента……………………………………………...17
2.7.Оценка величины и методы определения
природной ренты……………………………………………..18
Глава 3. Механизмы изъятия и использования ренты
на основе налогообложения
3.1. Механизмы изъятия и использования ренты
в России……………………………………………………....19
3.2. Оценка эффективности и определение
оптимальных путей развития………………………………19
5. Заключение…………………………..………………………..26
6. Список литературы…………………………………….…….27

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 81.79 Кб (Скачать файл)

Непосредственное  создание исключительно общественных институтов и организаций, формирующих  систему контроля за процессом изъятия и использования рентных доходов в экономике страны, натолкнется на ряд неформальных и институциональных ограничений и без активизации роли государства в данном процессе не приведет к получению желаемых результатов обобществления и социализации природной ренты.

 

Ключевые  недостатки действующей системы  исчисления и распределения рентных  доходов в России сводятся, во-первых, к системному недобору изъятий природной ренты, заложенному непосредственно в методику расчета ряда механизмов изъятий (см. анализ влияния экспортных пошлин на систему изъятий, часть 2.1), во-вторых, часть средств изымается и бесконтрольно распределяется между различными отраслями с непонятной и непрозрачной эффективностью, другая часть — теряет свою стоимость, будучи аккумулированной в ряде резервных фондов, непосредственно инвестированных в американские и прочие ценные бумаги. В-третьих, государственная поддержка внутреннего рынка и граждан страны за счет повышения покупательной способности доходов населения осуществляется «скрытым» для общества образом, без какой-либо политической, информационной и другой окраски. Под действие существующей системы ИИР попадает вовсе не рента, а величина валовой выручки рентополучателей, что в отдельные периоды создает сверхстимулы к развитию у компаний, в другие, — наоборот, вызывает чрезмерное налогообложение их деятельности. В стране труд и капитал облагаются всеми возможными налогами, в то время как резервные фонды непрерывно увеличивают свою стоимость. Подобная система существует достаточно долгий период времени. Неэффективность работы данной системы ИИР в России была детально рассмотрена и обоснована в разных частях диссертационного исследования. Исследованы и разработаны наиболее оптимальные теоретические и прикладные подходы к использованию природной ренты в экономике с целью решения стратегических социально-экономических задач.

К данным механизмам необходимо отнести аккумулирование  рентных доходов в специальных  резервных фондах, создание непосредственно  Фонда поколений в целях решения  задачи воспроизводства человеческого  капитала в России, а также инвестирование средств в целях борьбы с бедностью, становления и развития среднего класса в России, налогообложения, а  также отказ от деструктивных  налогов на труд и капитал.

Проведен  ретроспективный и межстрановой анализ альтернатив использования природной ренты — непосредственного инвестирования средств в экономику немедленно после фактического изъятия, а также вариант сбережения средств в специальных резервных фондах на «черный день». Анализ показал, что в условиях современной экономики России существует строгая необходимость реализации непосредственного второго варианта использования рентных доходов. Это вариант обосновывается отсутствием возможности адекватного прогнозирования стоимости природных ресурсов на мировых рынках, непредсказуемостью динамики спроса на товары рентных отраслей, а также слабой диверсификацией основных источников доходов российской экономики.

Высвобожденные  средства также должны быть направлены на решение проблемы перевода ренты  природной в ренту интеллектуальную как основу поддержки и формирования будущих поколений.

В целях  внедрения усовершенствованных  механизмов системы ИИР, необходимо, чтобы новая методика удовлетворяла  требованиям и критериям «идеальной» (рациональной) системы исчисления — изъятия и распределения  ренты в условиях современной  российской экономики.

   •  Рентные платежи должны формироваться  исключительно за счет ренты  (в отличие от предпринимательского  вознаграждения и прибыли на  труд и капитал) и не превышать  оценку рентной составляющей.

• Размеры платежей государству  от частных пользователей ресурсов не должны зависеть от эффективности  их использования со стороны природопользователей.

• Механизм изъятия ренты  должен быть справедлив по отношению  ко всем игрокам в отрасли, правила  игры — одинаковы.

• Система рентных платежей должна стимулировать конкуренцию  в отрасли и отсутствие сговоров между игроками и между государством и отдельными компаниями. Проблема неблагоприятного отбора и недобросовестной конкуренции должна быть решена посредством  введения данной системы.

• Завышение издержек компаниями, перевод «центров прибыли» за периметр нефтяных компаний и прочие способы  «оптимизации налогообложения» не должны позволять снижать рентные платежи.

• Рентные платежи и  механизм их исчисления и изъятия  должен быть «вписан» в структуры  отрасли, дополнять и взаимодействовать  с уже устоявшимися налогами и  учитывать специфику работы конкретных рентных отраслей. Он должен быстро реагировать на изменившиеся в отрасли  условия работы.

• Механизму  исчисления и изъятия должен соответствовать  отдельный справедливый и эффективный  механизм распределения ренты по экономике. Этот механизм распределения  денег по экономике должен полностью  отвечать стратегическим социально-экономическим  целям развития общества и повышения  уровня жизни граждан страны.   

   Разработана система исчисления — изъятия — распределения и использования ренты, по результатам которой, во-первых, у предприятий изымается величина непосредственно рентного дохода, во-вторых, отсутствуют стимулы и возможности занижения рентных, в-третьих, система направлена на справедливое и эффективное использование природной ренты в социально ориентированных общественных целях.

Данная система  удовлетворяет всем разработанным  в данном исследовании требованиям  «идеальной» системы распределения  ренты, а также обосновывает эффективность  перехода России на рентную систему.

Известно, что  «…природные богатства принадлежат  всему обществу, поэтому справедливо, чтобы доходы от их эксплуатации использовались на благо общества, а не только нефтедобывающих  компаний».

Добиться  этого возможно, — осуществив переход России на рентную систему налогообложения, целевого использования природной ренты на благо общества и решения социально-экономических задач. Создание Фонда поколений, снижение доли Резервного фонда и Фонда национального богатства в величине распределений рентных доходов, непосредственное инвестирование части природной ренты на цели диверсификации экономики — обновления основных фондов и развития внутреннего производства, а также среднего класса в стране, — есть основные элементы наиболее эффективного и справедливого механизма использования рентных доходов.

Переход России на рентное налогообложение и  отказ от большинства деструктивных  налогов является наиболее оптимальным  решением и позволит достичь указанных социально-экономических целей. В рамках системы рентного налогообложения: изъятие рентных доходов не влияет на стимулы к производству и развитию экономики; рентная система налогообложения в меньшей степени, чем все остальные, позволяет ее субъектам уклоняться от уплаты налогов, рентных платежей; затраты на ведение, поддержание и стабильное функционирование рентной системы налогообложения ниже, чем содержание систем сбора налогов на труд и капитал; рентная система налогообложения обладает критерием справедливости. Изъятие ренты в пользу государства (при ее дальнейшем распределении) — это возврат обществу той ценности, которая была приобретена этими ресурсами за счет развития и эволюции самого общества.

Вывод : механизм «Р-системы» позволит с наименьшими потерями внедрить в России рентное налогообложение и сделать первый шаг на пути к становлению социально ориентированной экономики России.

Природная рента появляется и развивается  под действием эволюции общества, становления новых уровней технологического прогресса и представляет собой  результат продуктивности самой  природы.

Природная рента есть источник развития среднего класса, ключевой механизм в снижении дифференциации населения  по доходам и борьбы с бедностью  в стране. В конечном счете природная рента и соответствующий ей эффективный механизм распределения в России, который необходимо внедрить в ближайшее время, — есть основной фактор становления социально ориентированной экономики российского государства. Использование природной ренты в качестве механизма и источника воспроизводства человеческого капитала представляет собой наиболее эффективный и оптимальный тип инвестиций, подразумевающий долгосрочный характер вложений и залог успешного развития российского народа.


Информация о работе Сущность ренты, ее виды и проблемы земельного налога