Сущность, формы и факторы прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 18:35, реферат

Краткое описание

Рассмотрение содержания предпринимательской деятельности показывает, что она строится на
принципе коммерческого расчета. Данный принцип предполагает сопоставление доходов,
полученных от продажи товаров, и расходов, необходимых для производства и реализации этих
товаров, и обеспечение того, чтобы доходы превышали расходы и таким образом получалась
прибыль.
Однако бухгалтерский подход к прибыли как к как разнице между выручкой и издержками
предприятия не раскрывает экономической сущности прибыли. Для этого необходимо раскрыть
источник прибыли. На первый взгляд источник прибыли очень прост - это надбавка к
себестоимости производимой продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 57.38 Кб (Скачать файл)

3) формирование фонда  накопления;

4) создание фонда потребления;

5) благотворительные  цели;

6) другие цели (накопление  средств для выкупа имущества и т.п.).

Чистый доход предприятия  после уплаты налогов и отчислений (предпринимательский доход) используется для формирования:

фонда развития (фонда  накопления), что соответствует приросту основных и оборотных фондов предприятия (прирост капитала);

фонда потребления (для  повышения материальной заинтересованности работников предприятия в повышении  эффективности и рентабельности предприятия);

резервного фонда, предназначенного для финансирования непредвиденных затрат, связанных с риском хозяйственной  деятельности, других фондов, если они  предусмотрены учредительными документами, законами, требованиями практики.

Размер фондов жестко не регламентируется, за исключением  отдельных направлений их использования.

Фонд накопления и  фонд потребления - это фонды специального назначения. Они образуются, если это  предусмотрено учредительными документами.

Фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующих  субъектов, аккумулирующий прибыль  и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т. п. Фонд накопления свидетельствует  о росте имущественного состояния  предприятия, увеличения собственных  его средств.

Фонд потребления - источник средств, зарезервированных хозяйственным  субъектом для осуществления  мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. Фонд потребления направляется на выплату  единовременных вознаграждений по итогам работы за год; на выплату пособий; на оплату проезда; на выдачу беспроцентных  ссуд; на установление надбавок к пенсиям  работающим пенсионерам и т.д.

Резервный фонд создается  хозяйствующим субъектом на случай прекращения их деятельности для  покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерного общества, кооператива, товарищества, предприятия с иностранными инвестициями.

Планирование распределения  прибыли осуществляется в два  этапа:

на первом определяется потребность в прибыли по следующим  направлениям ее использования:

а) для финансирования развития материально-технической  базы предприятия - авансирования основного  капитала.

б) для финансирования прироста собственных оборотных  фондов - авансирование собственного оборотного капитала.

в) для создания финансовых резервов.

г) для погашения долгосрочных и среднесрочных кредитов банка  и уплаты процентов по ним.

д) для погашения прочих видов кредитных обязательств предприятия (облигации) и уплата процентов по ним;

е) для обеспечения  социального развития предприятия  и повышения материальной заинтересованности работников с учетом потребности  в социальных, культурных, жилищных мероприятиях и их стоимости.

ж) для обеспечения  выполнения налоговых обязательств перед государством;

з) для выплаты дивидендов (если такие расходы предусмотрены  учредительными документами).

На втором этапе сравнивается сумма потребности в прибыли  по всем направлениям ее использования  с возможностями предприятия  по ее получению.

Общая сумма потребности  в прибыли по основным вышеперечисленным  направлениям ее использования представляет собой один из вариантов величины целевой прибыли предприятия.

Окончательные решения  по планируемым направлениям использования  прибыли принимаются после утверждения  плана прибыли с учетом возможностей ее получения. Если  план прибыли  меньше или больше прогнозируемой прибыли  исходя из потребности в ней, то это  дает основание для уточнения  величины прибыли, направляемой в соответствующие  каналы ее использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предпринимательство  и прибыль

2.1 Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятия. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

 

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями  любой формы собственности. Прибыль  является показателем, наиболее полно  отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее  воздействие на укрепление коммерческого  расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

 

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных  потребностей предприятий, но и приобретает  все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и  благотворительных фондов.

 

Прибыль – это разница  между суммарной выручкой, или  суммарными поступлениями, которые  получает фирма от продажи своей  продукции, и суммарными экономическими издержками, которые несет фирма  для того, чтобы произвести эту  продукцию.

 

Размеры прибыли и  возможности ее роста находятся  в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:

 

-объем реализации;

 

- структура товарооборота;

 

- величина других  доходов и расходов, входящих  в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы);

 

-уровень налогообложения  прибыли.

 

Факторы, влияющие на прибыль  можно разделить на внешние и внутренние.

 

К внешним факторам относятся:

 

·                    политическая стабильность;

 

·                    состояние экономики;

 

·                    демографическая ситуация;

 

·                    конъюнктура рынка, в том числе  рынка потребительских товаров;

 

·                    темпы инфляции;

 

·                    ставка процента за кредит.

 

К внутренним факторам относятся:

 

·                    объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);

 

·                    производительность труда работников;

 

·                    скорость оборачиваемости товаров;

 

·                    наличие собственных оборотных  средств;

 

·                    эффективность использования основных фондов.

Таким образом, в отличие  от заработной платы, процента и ренты  прибыль не является своеобразной равновесной  ценой, установленной в договорном порядке, а выступает в качестве остаточного дохода. Современные  экономисты трактуют прибыль как  вознаграждение за выполнение функции  предпринимателя, т. е. как доход  от фактора предпринимательства.[1] Раскроем природу этого вида дохода. Прибыль как разница между  объемом продаж и издержками имеет  две формы: бухгалтерскую и экономическую.

 

Различают формы прибыли  по составу издержек:

 

v                 бухгалтерская – часть дохода  фирмы, которая остается от  общей выручки после возмещения  внешних издержек, т. е. платы  за ресурсы поставщиков. Такая  трактовка включает только явные  издержки и игнорирует временные  (скрытые) издержки;

 

v                 экономическая (чистая) – то, что  остается после вычитания из  общего дохода фирмы всех издержек (внешних и внутренних, включая  в последние нормальную прибыль  предпринимателя).

 

Помимо этого исследователями  выделяются такие понятия, как валовая  прибыль, нормальная, предельная и максимальная прибыль.

Стремление получить экономическую прибыль, обойти конкурентов, укрепить свои позиции на рынке –  постоянно действующий мотив  предпринимательской деятельности, толкающий экономику вперед, к  постоянному развитию. С одной  стороны, ожидание высокой экономической  прибыли стимулирует наиболее эффективное  использование ресурсов. Рассчитывая  на получение экономической прибыли, предприятие стремится так организовать производство и сбыт продукции, чтобы  добиться снижения затрат, повышения  отдачи от используемых факторов производства, и с этой целью он осуществляет технические нововведения, осваивает  новые производства. В конечном итоге  это способствует экономическому росту  и более полному удовлетворению потребностей.

 

С другой стороны, существование  экономической прибыли способствует эффективному распределению ресурсов между альтернативными способами  их применения. Наличие в какой-либо отрасли прибыли, превышающей средний  нормальный ее уровень, сигнализирует  о большей привлекательности  данной сферы приложения ресурсов. Это сигнал о том, что на данный вид продукции существует высокий  спрос, и что общество заинтересовано в расширении ее производства. В  ответ на полученный сигнал, в эту  отрасль направляются ресурсы из других отраслей, где их использование  приносит меньший доход. Соответственно, в результате такого перелива ресурсов возрастает в целом эффективность  функционирования экономической системы. Но прибыль не только создает стимулы  для расширения производств, продукция  которых пользуется спросом, но и  выступает источником финансирования такого расширения. Предприятия, получающие более высокую прибыль, имеют возможность, по крайней мере, часть этой прибыли направить обратно в производство в качестве инвестиций, - причем не только на расширение масштабов производства, но и на его совершенствование, на разработку и внедрение новой техники и т. д. Другими словами, получение фирмой экономической прибыли сегодня создает не только стимулы для предпринимателя, но и реальные возможности для получения такой прибыли и в будущем.

 

Важно подчеркнуть, что  неопределенность, приносящая экономическую  прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощным стимулом, как и  желание получить прибыль. Также, следует подчеркнуть, что прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

 

Под нормальной прибылью понимается минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его  в выбранной им отрасли деятельности. Если получаемая прибыль ниже нормальной (определенный процент на вложенный  капитал, который различается в  зависимости от вида деятельности), то капитал устремляется в другую сферу. Бегство капиталов из неприбыльной отрасли в дальнейшем приведет к  росту ее прибыльности, если спрос  на данные товары (услуги) постоянен, и  тогда самый меньший по массе  капитал сможет получить нормальную прибыль. Если же предприниматели в  данной сфере деятельности получают более высокую, чем нормальная, прибыль, то в эту отрасль устремится дополнительный капитал из отраслей, получающих нормальную прибыль, и тем самым уровень  прибыли снизится до нормального.

 

2.2 Источники формирования прибыли для предприятия

Четкая классификация  доходов и расходов является базой  обоснованного определения чистого  результата деятельности за определенный период. Помимо этого, классификация  необходима для:

1) определения, из  какого источника получена основная  часть доходов и прибыли отчетного  периода;

2) разделения производственной  себестоимости продукции и непроизводственных  расходов, в том числе расходов  по управлению и реализации, а  также расходов по финансовой  деятельности;

3) разделения постоянных  и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа.

Для определения источников получения доходов вся деятельность предприятия разделяется на:

основную или операционную деятельность (производство и реализация продукции, работ и услуг предприятия);

финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим предприятиям; участие предприятия  в деятельности других кампаний; операции предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы);

чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности предприятия).

Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет  определить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия, так и из других источников, в особенности из таких, которые  вообще не являются характерными для  деятельности данного предприятия  и не могут рассматриваться как  постоянный источник получения его  доходов.

Таким образом, в системе  финансового управления необходимо иметь следующие показатели доходов  и прибыли:

а) чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) –  это валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную  стоимость, акцизов, возвращенных товаров  и ценовых скидок. Именно этот показатель является реальной базой для последующего расчета показателей прибыли  и оценки рентабельности предприятия;

б) валовая прибыль  от реализации – чистая выручка  от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель позволяет анализировать  эффективность производственной деятельности предприятия;

в) прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль  или операционный убыток) – валовая  прибыль от реализации за вычетом  расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние  расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;

г) прибыль от финансовой деятельности – сальдо доходов и  расходов по финансовой деятельности. Этот показатель необходим, для того чтобы отделить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием, операции с иностранной валютой.

д) прибыль от обычной  хозяйственной деятельности – сумма  прибылей от основной хозяйственной  деятельности и прибылей от финансовой деятельности;

Информация о работе Сущность, формы и факторы прибыли