Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 18:35, реферат
Рассмотрение содержания предпринимательской деятельности показывает, что она строится на
принципе коммерческого расчета. Данный принцип предполагает сопоставление доходов,
полученных от продажи товаров, и расходов, необходимых для производства и реализации этих
товаров, и обеспечение того, чтобы доходы превышали расходы и таким образом получалась
прибыль.
Однако бухгалтерский подход к прибыли как к как разнице между выручкой и издержками
предприятия не раскрывает экономической сущности прибыли. Для этого необходимо раскрыть
источник прибыли. На первый взгляд источник прибыли очень прост - это надбавка к
себестоимости производимой продукции.
Управление на основе
стоимости — система управления
компанией, нацеленная на максимизацию
стоимости, которая должна быть создана
бизнесом, при котором система
постановки целей, процессы распределения
ресурсов, оценка результатов деятельности
организации, а также применяемые
системы вознаграждения основываются
на показателях добавленной
Экономическая добавленная
стоимость — прибыль
Анализируя характеристики компаний, создающих стоимость, мы видим, что многие из них:
демонстрируют высокий уровень рентабельности продаж и темпов роста выручки, являясь при этом более крупными компаниями по размеру активов;
обладают значительной концентрацией собственности, имеют независимых членов и иностранных инвесторов в составе совета директоров;
имеют повышенный уровень делового риска по сравнению с общей выборкой, который выражен колебаниями EBITDA во времени.
Одним из выявленных факторов,
разрушающих стоимость
Какие же меры и методы используют российские менеджеры для управления стоимостью и на чем основывают свои стратегические и операционные процессы?
В проведенном опросе руководителей, 25% заявляют об использовании методов управления стоимостью в полном объеме, а более половины — применяют эти методы частично, т.е. ориентируются на максимизацию стоимости при стратегическом и операционном управлении (включая инвестиционное планирование) либо оценке результатов деятельности и мотивации персонала. Это значит, что стоимость компании является ключевым параметром при принятии всех управленческих решений.
Внедрение системы в
большей степени инициировалось
акционерами советом
При сравнении результатов
деятельности компаний, заявляющих об
использовании системы по созданию
экономической стоимости с
Компании, при опросе заявившие о применении практик управления стоимостью, демонстрируют динамичные показатели развития и положительные значения показателя экономической прибыли.
Несмотря на то, что большая часть компаний заявили о полной или частичной степени использования подходов к управлению стоимостью, при опросе о ключевых процессах было отмечено, что основной трудностью является невозможность декомпозировать показатели стоимости на операционный уровень, переложить стратегические цели в плоскость оперативных задач. Так, в основном, при постановке стратегических целей используются в первую очередь ориентиры на увеличение выручки и чистой прибыли, привлечение новых клиентов и завоевание доли рынка. Эти же параметры лежат в основе системы мотивации персонала. Лишь треть компаний использует показатели стоимости при постановке целей и системе оценке результатов.
Многие считают показатели
стоимости на регулярной основе только
для внутренней отчетности, не используя
их при принятии управленческих решений.
По-видимому, это может быть связано
с недостаточным уровнем
В целом, анализ результатов опроса выявил потенциал для внедрения методов управления стоимостью в большинстве компаний:
Преобладающая организационная структура — дивизиональная, в компании выделены отдельные единицы — центры прибыли, что является ключевым фактором при определении основных движущих сил и выстраивании управления по центрам стоимости.
Несмотря на то, что
компании отметили отсутствие необходимой
информации в своих информационных
системах как одну из причин, препятствующих
внедрению системы управления стоимостью,
анализ частоты и объема формирования
отчетов в исследуемых
Показатели стоимости
уже введены в структуру
Таким образом, результаты совместного исследования показывают, что в существующих рыночных условиях управление стоимостью для российских компаний особо актуально и что у применения подходов для повышения стоимости компаний имеется большой потенциал.
Экономическая прибыль — это важнейший показатель для современного анализа деятельности компании. В нем учитываются не только фактически понесенные компанией расходы, как в бухгалтерской прибыли, но и ее альтернативные издержки использования капитала. Для выявления альтернативных издержек необходимо оценивать инвестиционные риски компании, чтобы определить те доходы, которые она должна зарабатывать на капитал. Таким образом, альтернативные издержки рассматриваются как доходы, которые компания могла бы получить при использовании капитала в альтернативных вариантах с тем же инвестиционным риском.
Создание экономической прибыли российскими компаниями
В целом экономическую прибыль можно представить как разность, полученную при вычитании из выручки от продаж фактических и альтернативных издержек.
Положительная экономическая прибыль компании означает, что ей удается не только покрыть фактические расходы, но и обеспечить прибыль более высокую, чем понесенные за нее инвестиционные риски. Отрицательное значение, напротив, означает, что бухгалтерская прибыль компании не достаточна для компенсации инвестиционных рисков. В связи с этим, показатель экономической прибыли имеет стратегическое значение и определяет эффективность компании.
Экономическая прибыль российских компаний
Спрэд показывает отклонение фактической доходности, которую приносит компания своим акционерам, от требуемой за инвестиционные риски.
Для анализа использовали спрэд доходности на собственный капитал (Spread) — относительную форму показателя экономической прибыли.
Положительное значение
спрэда (величины экономической прибыли)
указывает на прирост внутренней,
фундаментальной стоимости
Распределение экономической прибыли по отраслям
Как можно видеть, положительную
экономическую прибыль приносят
только компании нефтегазовой отрасли
и энергетики. Во всех остальных
отраслях значение показателя спрэда
на собственный капитал
Ключевые характеристики компаний: отраслевой срез
При анализе показателей,
которые характеризуют
Наиболее эффективный в терминах создания стоимости, нефтегазовый сектор значительно снижает долговую нагрузку, предпочитая финансирование собственным капиталом; в то же время и у него наблюдается незначительное снижение операционной рентабельности в рассматриваемый период. В 2006 году значительное снижение рентабельности по активам и по EBIT наблюдается вместе с падением Spread. В то же время именно в этой группе компаний наиболее широко представлены институциональные инвесторы и наиболее высока концентрация собственности.
Компании потребительского
сектора, у которых спрэд доходности
устойчиво снижался за период 2005–2008
гг., характеризуются значительной
долговой нагрузкой, когда финансирование
деятельности, наоборот, происходит преимущественно
за счет заемного капитала. Это может
объяснять отрицательную
Компании сектора металлургии, которые за последний рассматриваемый период показывают положительную динамику экономической прибыли также демонстрируют и рост рентабельности, но в то же время на конец 2008 г. значительно снизилась доля владения институциональных инвесторов. Эта группа также характеризуется тем, что большая часть совета директоров является независимыми членами.
Компании электроэнергетики характеризуются значительной волатильностью экономической прибыли, которая значительно выросла в 2006г. В тот же период можно наблюдать и значительный рост концентрации собственности, которая снижалась в последующие годы.
Для сектора телекоммуникаций
характерно отрицательное значение
экономической прибыли, при этом
у этих компаний также большую
долю в финансировании составляет заемный
капитал. В 2007 г. компании продемонстрировали
рост рентабельности при одновременной
положительной экономической
Динамика значений экономической прибыли
Компании, создающие наибольшую экономическую стоимость
Собранные данные показывают, что 10 компаний, которые демонстрируют наибольшую эффективность по критерию создания положительного спрэда доходности на собственный капитал в целом по выборке за 2005–2008 гг., существенно отличаются по показателям, характеризующим корпоративное управление и собственность.
Три компании относятся к потребительскому сектору и только одна — к отрасли нефти и газа, создающей в среднем наибольшую экономическую стоимость.
ТОП 10 компаний
с положительным значением
Ключевые факторы, влияющие на экономическую прибыль
Финансовые показатели
Характеристика финансовых параметров выборки за период
Среднее значение темпа роста выручки в 62% указывает на привлекательность российского бизнеса для инвестиций, однако разброс показателей среди компаний очень значительный.
В среднем рентабельность
компаний по EBIT составляет 16%, по чистой
прибыли — 10%. Абсолютные значения выручки,
чистой прибыли и активов компании
по выборке существенно
Вложения компаний в
рост, измеряемые инвестициями, составляют
в среднем 16% от активов компании
(на конец года). В отношении структуры
капитала можно говорить о том, что
в большинстве случаев для
финансирования деятельности компании
преобладает собственный
Показатели корпоративного управления и собственности
Исследования зарубежных
авторов на примере западных компаний
показывают, что экономическая прибыль
может зависеть от качества корпоративного
управления и работы его главного
органа — совета директоров. Такая
зависимость подтверждается в работах
Лаборатории корпоративных
Данные анализа показывают, что в 46% компаний государство выступает в качестве акционера, при этом в среднем его доля оказывается около 17%. Более чем в 30% компаний существует институциональный акционер (с долей около 10%), почти в 60% случаев есть иностранный собственник. При этом компаниям выборки свойственна высокая концентрация собственности: в 60% случаев контрольный пакет акций сосредоточен у одного из инвесторов. В среднем, самый крупный пакет акций составляет 54%, а в руках первых пяти крупнейших акционеров концентрируется до 76% всех акций.
Показатели, характеризующие структуру собственности
Параметры, характеризующие корпоративное управление и представленные в нижеследующем графике, говорят о том, что в среднем совет директоров имеет 9 членов, при этом в 80% компаний есть независимые директора, которые составляют, как правило, 30% всех членов совета. В то же время среди компаний эти показатели существенно различаются. В среднем, доля членов совета директоров, профессионально связанных с государственными органами, составляет около 11%.