Сущность, формы и факторы прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 18:35, реферат

Краткое описание

Рассмотрение содержания предпринимательской деятельности показывает, что она строится на
принципе коммерческого расчета. Данный принцип предполагает сопоставление доходов,
полученных от продажи товаров, и расходов, необходимых для производства и реализации этих
товаров, и обеспечение того, чтобы доходы превышали расходы и таким образом получалась
прибыль.
Однако бухгалтерский подход к прибыли как к как разнице между выручкой и издержками
предприятия не раскрывает экономической сущности прибыли. Для этого необходимо раскрыть
источник прибыли. На первый взгляд источник прибыли очень прост - это надбавка к
себестоимости производимой продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 57.38 Кб (Скачать файл)

е) чрезвычайные прибыли;

ж) прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой перехода от бухгалтерской прибыли  к налогооблагаемой прибыли. Бухгалтерская (или отчетная) прибыль – это  прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями бухгалтерского учета.

Основная цель определения  бухгалтерской прибыли – показать эффективность деятельности предприятия  за отчетный период. Бухгалтерский  учет для того и существует, чтобы  собрать и обработать информацию о доходах и расходах предприятия, а также о чистом результате его  деятельности для принятия управленческих решений на будущие периоды. После  того как этой цели добились полученный результат (прибыль до уплаты налога) должен корректироваться в соответствии с налоговым законодательством  страны. Таким образом, налогооблагаемая прибыль – это бухгалтерская  прибыль, пересчитанная согласно налоговым  требованиям;

з) чистая прибыль (чистый убыток) – прибыль после уплаты налога. В условиях рыночной экономики  это важнейший показатель деятельности предприятия. Именно он находится в  центре внимания управляющих предприятия  и финансовых рынков. От его динамики зависит само существование предприятия, рабочие места для его работников, выплата дивидендов в акционерной компании3.

Разделение производственной себестоимости и общехозяйственных  расходов периода, а также расходов по сбыту необходимо, чтобы оценить, какое влияние на конечные результаты оказала производственная деятельность предприятия, а также его административная и внепроизводственная деятельности. Так, невысокое значение показателя «Валовая прибыль от реализации продукции» свидетельствует о том, что предприятию  требуется внести изменения в  производственный процесс с целью  повышения его эффективности. Невысокое  значение показателя «Прибыль от основной деятельности» (операционная прибыль) при хорошем уровне валовой прибыли  от реализации отражает проблемы предприятия  в системе общехозяйственного управления производственным процессом и сбытом.

Разделение постоянных и переменных расходов важно для  целей финансового планирования. Основная задача здесь заключается  в том, чтобы определить, как должны измениться постоянные и переменные расходы при планируемых темпах роста объема реализованной продукции  с учетом того, что только переменные затраты изменяются пропорционально  росту или падению объема производства и реализации.

Самый хороший руководитель мало сможет добиться если у предприятия, которым он руководит, будет серьезный недостаток денежных средств. Российская практика дает этому множество подтверждений. Поэтому задача привлечения и максимального использования денежного капитала – одна из ключевых в наших современных условиях.

Проблема привлечения  со стороны инвестиции, способных  создать мощный импульс для финансового  хозяйственного развития предприятий, волнует сегодня большинство  отечественных руководителей.

Инвестиции нужны  всем, однако получает их не каждый. Для  финансирования основных средств краткосрочный банковский кредит является исключением, а не правилом, поскольку связанный с ним риск чрезвычайно велик. Кроме того, предприятиям приходится учитывать условия, на которых оно получает инвестиции, так как если деньги получены на невыгодных условиях, предприятие рискует понести убытки, а в ряде случаев и стать банкротом.

С точки зрения получаемой по привлекаемым средствам отдачи для  инвестора инвестиции могут разделяться  на: субсидии, гаранты, дотации от государства, которыми обеспечиваются предприятия  приоритетных направлений в экономике.

Денежные средства с  фиксированной суммой процента, которые  состоят из кредитов (банков, государства, предприятий, других коммерческих и  некоммерческих структур), облигаций (акционерных  обществ и государства), привилегированных  акций (акционерных обществ открытого  типа). По каждому из заемных средств  выплачивается определенный процент, который устанавливается для кредита – в договоре займа, а для облигаций и привилегированных – акций – в проспекте эмиссии4.

Привлеченные средства, на которые выплачивается дивиденд (дивиденды выплачиваются пропорционально  вложениям в уставной фонд).

При разработке инвестиционного  проекта важно рационально выбрать  формы привлечения капитала и  прежде всего определить, наращивать ли собственный капитал, выпуская ценные бумаги, или привлечь заемный капитал. Основными формами по привлечению средств на финансирование инвестиционного проекта для увеличения собственного капитала являются следующие инструменты финансирования: обычные акции (ценные бумаги, оформляющие права на собственный капитал компании и потому имеющие особое значение для оценки его бухгалтерской стоимости); привилегированные акции, которые дают инвестору, по сравнению с обычными акциями, определенные преимущества (гарантированные дивиденды, преимущественные права при ликвидации компании); долговые обязательства с варрантами, представляющие обязательство компании возвратить кредитору определенную сумму через фиксированный срок и с согласованной премией в виде процентного дохода. Однако в ряде случаев подобные ссуды столь рискованны, что не помогает даже повышенная доходность. Тогда к ним добавляется варрант (право на покупку акций в пределах фиксированного срока по определенной цене). Кредитору должна быть возвращена вся сумма заимствованных у него средств и, кроме того, он может еще реализовать свои варранты.

В рамках долгового финансирования существует пять основных типов кредита: торговый кредит, который предоставляется  одной компанией другой при продаже  товара под обещание о его будущей  оплате, банковский кредит, предоставляемый  банком (или другим финансовым учреждением) предприятию (физическому лицу) с  целью финансирования временных  потребностей предприятия, в частности, финансирования сезонных потребностей предприятия, финансирования временно возросшего количества товарно-материальных запасов, для помощи в финансировании временно возросшего объема дебиторской задолженностью, финансирования уплаты налогов, для помощи на покрытие неординарных и достаточно крупных издержек (например, переезд предприятия).

Краткосрочные ссуды  могут предоставляться коммерческими  банками, финансовыми компаниями, правительственными учреждениями. Деньги на короткие сроки  могут быть получены и посредством  использования необеспеченных кредитных  билетов сроком от одного до девяти месяцев, которые продаются компаниями, имеющими стабильное положение и  высокий рейтинг. Практикуется далее инвестиционный кредит, который, как правило, представляет собой долгосрочный кредит, предоставляемый в целях приобретения земли, зданий, сооружений, оборудования и других активов, являющихся по своей природе скорее “основными”, а не “текущими” активами. Он может быть необеспеченным, выдаваться под залог недвижимости, обеспечен правом ареста других активов должника в случае неуплаты долга.

Инвестиционный кредит может предоставляться лизинговыми  компаниями, страховыми компаниями, коммерческими  банками, сберегательными банками, трастовыми компаниями, образовательными и благотворительными учреждениями, пенсионными фондами, индивидуальными  инвесторами, андеррайттерами – участниками рынка, которые занимаются перепродажей векселей, облигаций и закладных, а также правительственными учреждениями.

Наиболее существенную роль среди названных выше источников финансирования, по степени убывания их доли в инвестиционных операциях, играют расширение акционерного капитала, займы, выпуск облигаций. Следовательно, увеличение акционерного капитала является основной формой привлечения средств для развития компаний в условиях рыночной экономики5.

1.3 Функции прибыли

Прибыль как результат  финансовой деятельности вы­полняет определенные функции. Прибыль отражает эко­номический эффект, полученный в результате деятельнос­ти субъекта хозяйствования. Она составляет основу эконо­мического развития субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, рас­ширенного воспроизводства, решения проблем социально­го и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятий перед бюджетом, банками и другими организациями. При­быль является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов.

Отсюда сле­дует, что прибыль выполняет воспроизводственную, сти­мулирующую и распределительную функции. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений в активы6.

В условиях рыночных отношений  субъект хозяйствова­ния должен стремиться если не к получению максималь­ной величины прибыли, то к той величине прибыли, кото­рая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рын­ке данного товара, обеспечить его выживаемость. Решение данных задач предполагает не только знание источников формирования прибыли, но и определение методов опти­мального их использования. Управление прибылью выс­тупает в качестве одного из двух базовых направлений фи­нансовой политики и ставит своей задачей максимизацию доходов по имеющимся источникам финансовых результа­тов с одновременным расширением общей номенклатуры этих источников.

Получение прибыли возможно за счет монопольного положения или  уникальности продукта на рынке того или иного товара. Реализация данного  источника возможна за счет постоянного  обновления продукта и удержания  доли производства и сбыта. Однако следует  учитывать влияние таких факторов, как растущая конкуренция со стороны  дру­гих субъектов хозяйствования и антимонопольная политика государства.

Получение прибыли, касающееся практически всех предприятий и  фирм, связано с производственной и предпринимательской деятельностью. Реализация данного источника возможна только при соответствующих маркетинговых  исследованиях рынка. Величина прибыли  в данном случае зависит от правильности выбора бизнеса, от создания конкурентоспособных  условий продажи товаров, от объемов  производства, от величины структуры  издержек производства.

В современных условиях важнейшим источником увеличения прибыли  является инновационная деятельность. Реализация данного источника предполагает постоянную работу по изменению потребительских  свойств продукции, работ и услуг.

 

2.3 Создание экономической прибыли: анализ российских компаний

В апреле – мае 2010 года компания КПМГ в сотрудничестве с  Государственным университетом  — Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ) провели исследование по вопросам применения российскими компаниями методов  управления на основе стоимости. Целью  исследования являлась оценка практических методов управления, которые могут  повысить эффективность деятельности компании. Таким образом, в ходе исследования была изучена существующая практика управления в российских компаниях  и определены способы максимизации акционерной стоимости, используемые менеджментом компаний.

В рамках исследования совместная группа КПМГ и ГУ-ВШЭ провела анкетирование  и количественный анализ результатов  экономической деятельности крупнейших российских компаний.

Были проанализированы финансовые и управленческие данные по 68 крупнейшим российским компаниям, которые предоставляют отчетность по международным стандартам (МСФО). Среднее количество сотрудников  составляет около 10 тысяч человек, средняя  выручка — около 8 млрд.долларов в год (данные по 2008 году).

 

В выборку попали компании, представляющие практически  все крупнейшие отрасли экономики, которые составляют значительную долю российского ВВП — телекоммуникации, потребительский сектор, энергетика, металлургия, нефть и газ. Группа «Прочие» объединяет в себе производство автомобилей, химическую отрасль и  транспортные компании.

 

Распределение компаний выборки по отраслям

 

Управление стоимостью — достаточно новая концепция  для большинства российских компаний: под влиянием периодов бурного роста  рынка менеджеры сконцентрировались на завоевании доли рынка, не уделяя достаточного внимания управлению стоимостью. Однако можно отметить, что в последнее время российских менеджеров все больше интересуют новые подходы к управлению, позволяющие достичь устойчивого роста стоимости бизнеса. Актуальность этого вопроса повысилась с наступлением кризиса и продолжает оставаться таковой во время восстановления экономики, когда фондовые рынки реагируют непредсказуемо и конкуренция продолжает увеличиваться.

 

Результаты данного  исследования и опроса среди крупнейших компаний подтверждают актуальность проблем  создания стоимости. Несмотря на то, что  среднее значение экономической  прибыли по всем периодам и отраслям положительное, более 40% всех компаний выборки (28 компаний) устойчиво демонстрировали  неспособность создать положительную  экономическую добавленную стоимость  в течение четырех лет.

 

Из проанализированных отраслей лишь компании, работающие в  сфере нефти, газа и энергетики, демонстрируют  относительно положительные показатели экономической прибыли. В динамике все отрасли, за исключением металлургии, на протяжении четырех лет до кризиса  испытывали давление на экономическую  прибыль и демонстрировали тенденцию  к ее снижению. Даже наиболее благоприятный 2007 год показал, что помимо нефти  и газа, лишь телекоммуникационные компании имели положительные значения экономической прибыли. Все это  объясняется усилением конкуренции  на рынках, все еще достаточно высокой  стоимостью капитала, даже до кризиса, и недостаточным уровнем производительности труда и эффективности.

Информация о работе Сущность, формы и факторы прибыли