Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:44, курсовая работа
Основной целью курсового исследования является изучение на основе современных источников научной и учебной литературы теоретических основ налогообложения, сферы действия налогов и справедливости, как основного принципа и базовой категории налогообложения.
Для достижения поставленной цели требуется решить определенные задачи:
1. раскрыть экономическое содержание налогов: сущность налогов, элементы налога, виды и функции налогов.
2. проанализировать сферу действия налогов и налоговую справедливость: сфера действия налогов и проблемы, связанные с их перемещением; налоговая справедливость и ее составляющие.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ 4
1.1. Сущность налогов, элементы налога 11
1.2. Виды налогов 11
1.3. Функции налогов 11
2. СФЕРА ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВ И НАЛОГОВАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
2.1. Сфера действия налогов и проблемы, связанные с их перемещением 19
2.2. Налоговая справедливость и ее составляющие 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
Курсовая работа
по экономической теории
на тему:
СФЕРА ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВ И НАЛОГОВАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Работу выполнил:
Научный руководитель:
ВВЕДЕНИЕ
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму. Ни одно государство не может существовать без налогов. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки.
Налоги являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций.
Тема данной курсовой работы - "Сфера действия налогов и налоговая справедливость" - актуальна в силу того, что, во-первых, именно с помощью налогов образуется большая часть денежных фондов, необходимых для функционирования государства, во- вторых, формирование сфер действия налогов сказывается на доступности всевозможных товаров и рабочих мест, трудовой и инвестиционной активности, в- третьих, рассматривается ряд условий, при соблюдении которых позволительно вести речь о соблюдении принципа справедливости в налоговой сфере, к числу которых в первую очередь относятся всеобщность налоговых обязанностей, податное равенство и соразмерность налогообложения.
Основной целью курсового исследования является изучение на основе современных источников научной и учебной литературы теоретических основ налогообложения, сферы действия налогов и справедливости, как основного принципа и базовой категории налогообложения.
Для достижения поставленной цели требуется решить определенные задачи:
1. раскрыть экономическое содержание налогов: сущность налогов, элементы налога, виды и функции налогов.
2. проанализировать сферу действия налогов и налоговую справедливость: сфера действия налогов и проблемы, связанные с их перемещением; налоговая справедливость и ее составляющие.
Предметом исследования в курсовой работе являются экономические отношения между государством и физическими или юридическими лицами по поводу исчисления и уплаты налогов. Объектом исследования являются налоги.
Теоретические вопросы по данной теме освещены в работах таких авторов как М. В. Романовский, О.В. Врублёвская, Миляков Н.В., Е. Вылкова. Также при написании данной работы были использованы Налоговый кодекс (часть 1, 2), учебники и учебные пособия, статьи из экономический журналов («Вопросы экономики», «Финансы», «Налоги» и др.)
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ
1.1. Сущность налогов, элементы налога.
Налоги как финансовая категория возникли вместе с товарным производством и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, чиновников и другие общественные нужды.
Прежде всего, кратко рассмотрим исторические направления основных теоретических представлений сущности налогов. Повинности в форме налога, взимаемого как в натуральной, так и в денежной форме, существуют с момента возникновения государства. В III в. до н. э. в законах царя Хаммурапи имелись статьи о податях в размере 10% всего имущества. В соответствии с Евангелием от Луки в христианском мире налог считался уже известным методом взимания денег в пользу государства или власть имущих. В рамках самых различных способов производства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений со времени возникновения государства. Налог является одной из основных категорий финансовой науки.
Взгляды на сущность налогов менялись с экономическим прогрессом общества. Основоположником теоретического осмысления налогов является У. Петти (1623–1687). Он считал, что налоги должны быть пропорциональными, поскольку это обеспечивает “нейтральность” по отношению к разным по величине доходам. В XVII–XVIII вв. Ш. Монтескье, Вольтером и другими экономистами была разработана теория “общественного договора”. Согласно данной теории налог представляет собой договорную плату граждан государству за обеспечение их личной и имущественной безопасности. Позднее, в период с XVIII по XIX в., на базе аналогичных представлений о сущности налогов появилась “теория обмена”, в соответствии с которой посредством налогов граждане покупают государственные услуги по военной и правовой защите. Шотландский экономист А. Смит, развивая классическую налоговую теорию (“теорию налогового нейтралитета”), считал, что налоги – это исключительно источник доходов государства. В России во второй половине XVIII в. появляется сочинение А. Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России», в котором он впервые употребил термин «налог». Н.И. Тургенев как основоположник теоретических представлений сущности налогов в России считал, что налоги представляют собой добровольные взносы граждан для государственных целей. Российские экономисты С.Ю. Витте, Ю.А. Гегемейстер, Е.Г. Осокин, В.А. Лебедев и др. рассматривали налоги преимущественно как средство обеспечения расходов государства. Представление о налоге как о юридической обязанности граждан перед государством сформировалась окончательно только к началу XIX в. Представители маржиналистской школы политэкономии Г. Госсен, У. Джевонс, К. Менгер и др. рассматривали налоги как средство уравнивания доходов. В конце XIX в. А. Маршалл считал, что налог представляет собой регулятор экономических процессов. Согласно Дж.М. Кейнсу налоги в сущности – это встроенные стабилизаторы рыночной экономики. Автор теории монетаризма американский экономист М. Фридман рассматривал налоги как регулятор денежного обращения. Исходя из этих и подобных теорий налогообложения, на протяжении столетий строилось и определение самого понятия “налог”.
В настоящее время в экономической литературе имеется достаточное количество исследований о сущности налогов, налоговых терминов и понятий, о функциях и принципах налогообложения. Наиболее полное определение налога дано в первой части Налогового кодекса РФ. Статья 8 Кодекса определяет налог как “обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований”.
Отличительными чертами налога как платежа являются:
- обязательность;
- индивидуальная безвозмездность;
- отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам;
- направленность на финансовое обеспечение деятельности государства.
Налоги следует отличать от сборов, особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений или лицензий. Под сбором в статье 8 первой части Налогового кодекса РФ понимается «обязательный взнос, взимаемый с организаций или физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Таким образом, отличительными чертами сбора как взноса являются:
- обязательность;
- одно из условий совершения государственными и другими органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий
Сбор в данном случае в отличие от налога не носит индивидуально безвозмездный характер, не используется в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных органов.
Налог и сбор считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Через элементы в законах о налогах собственно и устанавливается вся налоговая процедура, в частности порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, определяются ставки, сроки и другие условия налогообложения.
Говоря о субъекте как об одном из важнейших элементов налога важно отличать это понятие от понятия носителя налога.
Субъект налога- лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Понятию «субъект налога» близко понятие «носитель налога», возникающее в связи с возможностью переложения налогов. [5, с. 32].
В первой части Налогового кодекса РФ. (статья 38) дано понятие «объекта налогообложения».
Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью II Налогового кодекса РФ.
Масштаб (единица) налога — установленная законом характеристика предмета налогообложения, выраженная какой-либо физической характеристикой либо предметом измерения. Условная единица принятого масштаба является единицей налога, используемой для количественного выражения налоговой базы. Например, если масштабом для исчисления таможенной пошлины является мощность автомобиля, то единицей налога может быть лошадиная сила. [5, с. 32].
Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка.
Ставка налога (налоговая ставка) — размер налога, приходящегося на единицу налогообложения. Различают: равные, тождественные (твердые) и процентные (долевые) налоговые ставки. По отношению к изменению налоговой базы выделяют ставки пропорциональные, прогрессивные и регрессивные (дегрессивные). [5, с. 33].
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. [22, с. 637].
Порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога устанавливаются применительно к конкретным налогам в части II Налогового кодекса РФ
Таблица 1.1
Порядок уплаты налогов и сборов. [4, с. 10]
Характеристика |
Содержание характеристики |
Порядок уплаты |
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах |
Кто уплачивает |
Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или иным обязанным лицом. При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган в порядке и на условиях, которые установлены Налоговым кодексом, налоговой декларации и других документов |
Форма уплаты |
Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или иное обязанное лицо, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации |
Порядок уплаты |
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом |
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. [22, с. 411].
Налоговый оклад — сумма, вносимая плательщиком в определенный бюджет по одному налогу. В соответствии с налоговым законодательством РФ у каждого налога есть конкретный получатель — бюджет соответствующего уровня. [22, с.315].
В экономической литературе перечисляются и другие элементы налогов, однако они не нашли законодательного закрепления в Налоговом кодексе РФ. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что по мере социально-экономического развития общества налоги стали основным финансовым инструментом экономической политики государства, одним из определяющих факторов развития предпринимательской деятельности, национальной экономики международных экономических отношений, движения капиталов. Изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность налога. Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
1.2. Виды налогов
Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Налоги делятся на разные группы по многим признакам.
Рассмотрим основные виды налогов. В соответствии с первой и второй частями Налогового кодекса РФ на территории Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, и местные налоги и сборы (с 1 января 2001 года).
Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; единый социальный налог (взнос); государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и взимаются в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации.
Информация о работе Сфера действия налогов и налоговая справедливость