Сфера действия налогов и налоговая справедливость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсового исследования является изучение на основе современных источников научной и учебной литературы теоретических основ налогообложения, сферы действия налогов и справедливости, как основного принципа и базовой категории налогообложения.
Для достижения поставленной цели требуется решить определенные задачи:
1. раскрыть экономическое содержание налогов: сущность налогов, элементы налога, виды и функции налогов.
2. проанализировать сферу действия налогов и налоговую справедливость: сфера действия налогов и проблемы, связанные с их перемещением; налоговая справедливость и ее составляющие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ 4
1.1. Сущность налогов, элементы налога 11
1.2. Виды налогов 11
1.3. Функции налогов 11
2. СФЕРА ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВ И НАЛОГОВАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
2.1. Сфера действия налогов и проблемы, связанные с их перемещением 19
2.2. Налоговая справедливость и ее составляющие 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВА().doc

— 799.50 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2.3.Перемещение  налогового бремени на рынке труда

 

При невысоких ценах (ниже точки А на рисунке. 2.3) предложение труда растет по мере повышения цены. Однако дальнейшее увеличение Р приводит к тому , что часть работников начинают отказываться от сверхурочных работ и т.п., а некоторые вообще покидают рынок труда. Последнее происходит , когда в семье имеется несколько работников, и более высокий заработок одних членов семьи позволяет другим отказываться от оплачиваемого труда в пользу учебы, ведения домашнего хозяйства или раннего выхода на пенсию.

Итак, на определенном участке  кривой S , отмеченном  на рисунке точками А и В, L сокращается с повышением  Р, так что эластичность предложения на этом участке отрицательна. Наконец, при достаточно высоких ценах предложение почти стабилизируется: на рынке труда остаются те, кто практически при любых обстоятельствах не склонны его покидать, и почти все они работают в течение стандартного для данного общества времени ( например, 8 часов в день), соответственно выше точки В линия S близка к вертикали.

Если точки доналогового и посленалогового равновесия располагаются  на участке ниже точки А либо на участке выше точки В, то в контексте частичного равновесия перемещение налогового бремени происходит практически так же, как на обычном конкурентном рынке товара. Когда равновесие достигается на нижнем участке, бремя распределяется между продавцами (наемными работниками) и покупателями (работодателями) в соответствии с соотношением эластичностей предложения и спроса. Если же равновесие достигается на верхнем участке, то налоговое бремя практически полностью ложится на работников, поскольку эластичность предложения труда в данном случае близка к нулю.

Однако когда точки  доналогового и посленалогового  равновесия находятся на участке  АВ, возникает специфическая ситуация, изображенная на рисунке. Снижение фактического уровня оплаты, происходящее под влиянием налога, обусловливает в данном случае рост предложения труда. Доминирующим оказывается стремление семей искать дополнительные заработки. Соответственно посленалоговое равновесие достигается при  > .

Значение D соответствующее представляет собой цену , которую работодатели (покупатели труда) готовы платить при данном его количестве. Работники же реально продают свой труд по цене . Именно ей соответствует точка пересечения линий S и D’. Разность ( - ) представляет собой ставку налога t. За счет того, что на рассматриваемом участке и спрос, и предложение имеют отрицательную эластичность по цене, не только точка но и точка находится ниже точки . Таким образом, ''цена продавцов'', на основе которой формируются реальные доходы работников, более чем на t ниже доналоговой цены .

Что касается покупателей  труда, работодателей, то они в рассматриваемом случае имеют возможность приобрести по устраивающей их цене больше, чем прежде, количество труда. Это, вообще говоря, дает возможность увеличить производство и на этой основе заключить дополнительные выгодные сделки.

Подведем итог. На конкурентном рынке степень переноса налога определяет эластичность спроса и предложения. В общем случае налог на потребителя переносится не полностью, однако, если предложение полностью эластичное или спрос полностью неэластичен, налог целиком оплачивается потребителем. Если предложение полностью неэластичное или спрос полностью эластичен, налог возлагается на производителей. Эти утверждения верны и для рынка труда. При существовании на рынке монополии ситуация усложняется. Степень переложения налогового бремени в данном случае будет зависеть от вида кривой предельных издержек и кривой спроса. Налог может быть переложен как наполовину, так и на большую величину. Кроме того, в случае неконкурентного рынка определенное значение приобретает способ взимания налога: специальный или акциз (т.е. фиксированная сумма или процент стоимости) - производство будет выше при последнем.

 

2.2.Налоговая справедливость  и ее составляющие.

 

Основной и самый  сложный вопрос при формировании налоговых систем – это справедливость. Нравственная категория справедливости как понятие о должном, как соответствие между деянием и воздаянием является основополагающей идеей, на которой строится любая система правового регулирования. В то же время принцип справедливости, несмотря на ожесточенные споры по поводу его сути и содержания, вот уже в течение двухсот лет является главным ориентиром любой цивилизованной системы налогообложения.

Однако, говоря о принципе справедливости в налоговой сфере, необходимо учитывать его экономико-правовую природу, что заставляет рассматривать эту категорию с двух точек зрения: экономической и юридической.

В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя привилегии другим. В настоящее время рассматривают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный.

Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т. е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (принцип платежеспособности). В основе этого принципа лежит идея о том, что сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика.

Согласно принципу вертикальной справедливости, лица, которые находятся в неравном положении, должны находиться в неравной налоговой позиции; иными словами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод). Однако насколько справедлив принцип выгод, зависит от того, на что тратятся государственные средства, полученные через налоги. Так, общеизвестно, что пожилые люди, с одной стороны, имеют более низкие доходы по сравнению с молодыми трудоспособными людьми, но, с другой стороны, они чаще прибегают к услугам государственного здравоохранения. Принцип платежеспособности говорит о том, что пожилые люди должны платить более низкие налоги. В то же время, согласно принципу выгод, пожилые люди должны платить налогов больше, так как они извлекают большую выгоду за счет государственного финансирования больниц и клиник. Очевидно, что в данном случае применение принципа выгод к пенсионерам и лицам пожилого возраста будет несправедливым.

Следует отметить, что  выделение «вертикальной» и «горизонтальной» справедливости все же не решает одну из главных проблем, существующих в налоговой сфере сегодня: как определить степень справедливости налогообложения?

С юридической точки  зрения, принцип справедливости исходит из того, насколько обоснованно законодатель урегулирует порядок изъятия собственности у плательщиков, а также каким образом соотносятся между собой государство, собирающее налоги, и лица, обязанные их платить.

Справедливость, вне всяких сомнений, относится к  числу наиболее важных принципов налогообложения.1

Существует  и такая точка зрения, в соответствии с которой принцип справедливости налогообложения вообще признается главным в ряду налоговых принципов.

Воздержавшись от дачи собственных  оценок значимости этого принципа, тем не менее, полагаем возможным отметить, что в любом случае торжество принципа справедливости является одной из приоритетных целей построения современного налогообложения. Конечно, вполне можно согласиться с мнением, что справедливая система налогообложения - идеальная мечта любого государства и общества, которую пока не достигло ни одно государство мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди у нее еще очень долгий путь. Несовершенство системы налогообложения неизменно вызывает, и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться. Необходимость в уяснении принципа справедливого налогообложения становится очевидной.

Рассматривая справедливость в интересующем нас значении, тем  не менее, следует понимать, что данная категория с трудом поддается  определению. По всей видимости, данное обстоятельство обусловлено, в том  числе и тем, что содержание термина "справедливость" может быть раскрыто не только с правовых, но также с экономических, социальных, нравственных и других позиций. Это объясняется тем, что категория справедливости как сложное и многогранное явление, будучи универсальным, фактически является всеобщим критерием ценностей.

Задача категорирования  в данном случае осложняется и  тем, что понимание справедливости может различаться, в зависимости  от сложившихся в том или ином историческом периоде представлений  о ней, которые, в свою очередь, корректируются под воздействием различных объективных и субъективных факторов. Стремление к справедливости должно сопровождать установление налогов. Тем не менее, категория справедливости, безусловно, может и должна рассматриваться и определяться с позиции юридической науки. Это открывает возможность для выработки соответствующего правового определения, в том числе применительно к налогообложению.

В этой связи представляется необходимым более подробно рассмотреть  составляющие справедливого налогообложения.

Налогоплательщики часто и в очень разных ситуациях ссылаются на налоговую справедливость. Однако преимущественно они связывают ее со снижением налоговой нагрузки либо с полным освобождением от налогов. В данном случае имеет место субъективная справедливость, обусловленная защитной реакцией налогоплательщика на утрату части принадлежащих ему материальных средств в результате налогообложения. Такая справедливость порождает у налогоплательщика стремление уменьшить собственные налоги, в сочетании с предъявлением требований к публичной власти по выполнению ею различного рода обязательств. Однако имеется и другое, объективное понимание налоговой справедливости, которое имеет практическое значение, поскольку это понимание органов власти, которые облагают налогами. Оно сводится к тому, что покрытие публичных расходов связано с необходимостью подбора источников доходов и справедливого распределения налоговой нагрузки среди экономических субъектов.

Полагаем, что вести  речь о соблюдении принципа справедливого  налогообложения позволительно лишь в том случае, когда наличествует целый ряд условий, продекларированных другими принципами, к числу которых в первую очередь относятся всеобщность налоговых обязанностей, податное равенство и соразмерность налогообложения. Представляется, что интересующий нас принцип является настолько общим, что его реализация всецело зависит от реализации не только этих, но и некоторых других, менее общих по отношению к нему, принципов налогообложения. Тем не менее, именно всеобщность, равенство и соразмерность являются главными составляющими справедливого налогообложения.

Представляется, что принципы всеобщности и податного равенства  относятся к числу важнейших  идей, которые формируют общее  представление о должной, а, следовательно, справедливой системе налогов и сборов. Значение этих принципов велико, и в современной действительности они воспринимаются как само собой разумеющиеся непреложные истины.

Конечно, принцип всеобщности  не следует абсолютизировать, поскольку, безусловно, имеют право на существование  ситуации, когда обязанность по уплате налогов и сборов слагается с малообеспеченных лиц, нуждающихся в социальной поддержке, к коим традиционно относятся инвалиды, пенсионеры, безработные, многодетные и т.д. В данном случае равенство не нарушается, поскольку имеет место перераспределение доходов и дифференциация налогов и сборов с учетом имущественного положения налогоплательщиков. Представляется, что в любом случае подобные изъятия из общего налогового режима вполне отвечают требованиям социальной справедливости. По крайней мере, современные концепции налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой в целях соблюдения принципа социальной справедливости исходят из необходимости полного или частичного освобождения от налогов малообеспеченных групп населения.

В настоящее время  не вызывает каких-либо сомнений необходимость  участия всех подданных того или  иного государства в общем  деле формирования публичных финансов. В этом, как мы уже знаем, и заключается  существо принципа всеобщности налогообложения. Распространение этого принципа на каждого гражданина, на каждую организацию без каких-либо изъятий, безусловно, служит установлению справедливого налогообложения. Напротив, наличие каких-либо исключений из этого правила расценивается в общественном сознании как несправедливость.

Другим исходным моментом является то, что первооснова справедливости вообще есть равенство, которое, составляет самую ее суть.

Предполагается, что закон  в равной степени распространяется на всех людей во всех ситуациях, без  разделения на бедных и богатых, власть имущих и простолюдинов. Закон, который применяется именно таким образом без какой-либо дискриминации, можно считать воплощением справедливости. В связи с этим в качестве непременного условия справедливого налогообложения следует рассматривать равенство налогоплательщиков.

Равенство, как принцип  предполагает одинаковые для всех налогообязанных  лиц условия налогообложения, которые  в первую очередь заключаются  в равном налоговом бремени. Это  означает, что недопустимо установление налогов и сборов, имеющих различные условия их исчисления и уплаты на основе дифференциации налогоплательщиков по каким-либо признакам, отличным от тех, которые характеризуют их налоговую способность. В частности, исключается неравенство налогоплательщиков по признаку национальной принадлежности, гражданства, пола, рода занятий, формы собственности, происхождения капитала и т.п.

В соответствии с  Конституцией  Российской Федерации: признаются и  защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Информация о работе Сфера действия налогов и налоговая справедливость