Сфера действия налогов и налоговая справедливость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсового исследования является изучение на основе современных источников научной и учебной литературы теоретических основ налогообложения, сферы действия налогов и справедливости, как основного принципа и базовой категории налогообложения.
Для достижения поставленной цели требуется решить определенные задачи:
1. раскрыть экономическое содержание налогов: сущность налогов, элементы налога, виды и функции налогов.
2. проанализировать сферу действия налогов и налоговую справедливость: сфера действия налогов и проблемы, связанные с их перемещением; налоговая справедливость и ее составляющие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ 4
1.1. Сущность налогов, элементы налога 11
1.2. Виды налогов 11
1.3. Функции налогов 11
2. СФЕРА ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВ И НАЛОГОВАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
2.1. Сфера действия налогов и проблемы, связанные с их перемещением 19
2.2. Налоговая справедливость и ее составляющие 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВА().doc

— 799.50 Кб (Скачать файл)

 

Для того чтобы определить настоящего плательщика того или  иного налога, экономистами используется термин «налоговое бремя» Налоговое бремя (англ. tax burden) — обобщенная характеристика налоговой системы страны, указывающая: на действие (как правило, негативное), которое налоги оказывают на положение налогоплательщиков или на народное хозяйство в целом; на количественную оценку этого действия (сумму налогов, их удельный вес в ВВП или доходах отдельных категорий плательщиков). [5, с. 31].

Налоговые обязательства физических и юридических лиц определяются на основе норм установленных законодательством, однако налогоплательщики, реагируя на обязательства, стараются уменьшить часть налогового бремени, которую им предстоит нести, для этого они используют два легальных способа:

1).Сократить налоговые обязательства  за счет изменения структуры  и интенсивности своей экономической  деятельности. Это может выражаться  как в ограничении деятельности, которая непосредственно подлежит  налогообложению  либо приводит  к налогооблагаемым результатам, так и в расширении деятельности, дающей право на налоговые льготы.

2).Перемещение налогового бремени  на других лиц. 

Во всех этих случаях в центральном  внимании взаимодействие двух сторон: налогоплательщиков и государства. Первый ведет себя так, чтобы законным образом уменьшить обязательства перед вторыми. Когда речь идет о перемещении налогового бремени, речь идет о взаимоотношении трех сторон: государства, налогоплательщик и рыночных контрагентов последнего.

То есть налогоплательщик способен, формально не уменьшая своих обязательств перед государством полностью или частично компенсировать свои выплаты за счет других лиц, с которыми он связан отношениями купле продажи, если покупатель смещает налоговое бремя на продавца – это называется перемещением назад. Обычно оно имеет место тогда, когда предприниматель способен диктовать свои условия носителям фактического производства. Так бремя увеличенного налогообложения прибыли перемещается назад за счет уменьшения реальной заработной платы.

Если процесс налогового бремени  смещается на покупателя – это перемещение вперед. Такая ситуация возникает, когда производители пытаются компенсировать налоги включая их в цены по которым товары предлагаются потребителю.

Непосредственными носителями налоговых обязательств, часто становятся не только индивиды, но и организации, однако каждая организация, в конечном счете, размещает налоговое бремя среди индивидов, среди которых перераспределяются соответственные части национального дохода. Сфера действия налога представляет собой совокупность индивидов, на которых в конечном итоге ложится бремя. Определение сферы действия налога достигается за счет анализа перемещения налога. [6, с.148].

В результате перемещения индивид, получающий доход в размере i несет налоговое бремя в размере «t» , тогда «t\i», называется действительной налоговой ставкой. Перемещение налога на одном рынке влечет за собой его дальнейшее перемещение на других рынках. Так, если на рынке ткацких станков производитель перемещает бремя налога вперед, покупатель ткацких станков (производитель ткани), может сместить его на покупателя ткани, либо назад, на ткачей, это даст импульс новым перемещениям на сопряженных рынках. Следовательно, сфера действия налога должна определяться в контексте общего равновесия.

Именно на рынке происходит перемещение налогового бремени, которое  приводит к расхождениям между законодательно устанавливаемой сферой налоговых  обязательств( кругом плательщиков) и  экономической сферой действия налога. В основе механизма перемещения лежит взаимозависимость участников рынка. Способность полностью или частично покидать сферу действия налога, перемещая бремя на других лиц, очевидно, зависит от гибкости экономического поведения. Гибкость проявляется в том , чтобы без больших потерь сокращать свое участие в сделках, выгодность которых уменьшается в связи с налогообложением. Такого рода гибкость предполагает готовность замещать налогооблагаемые товары, услуги, ресурсы, виды деятельности другими. Если под влиянием налога какой- либо рынок становится менее привлекательным, то , при прочих равных условиях, наибольшие потери несет та из сторон, которой труднее сократить свою активность на данном конкретном рынке, в некоторой степени перенеся ее на другие. Отсюда связь перемещения налогового бремени на конкурентном рынке с эластичностями спроса и предложения. Рассмотрим распределение налогового бремени на конкурентных рынках. Способность налогоплательщика перемещать налоги на своих контрагентов зависит от характера рынков, на которых они взаимодействуют. Если рынок является  конкурентным, то есть ни один продающий и покупающий не способен повлиять на цены то возможно перемещение налогового бремени всецело определяется соотношением эластичности спроса и предложения. При неэластичности спроса покупатель вынужден принять налоговое бремя полностью. При эластичном спросе продавец не имеет возможности включить налог в цену из-за падения спроса на продукт, и вынужден оплачивать его полностью за счет уменьшения собственных доходов. В ситуации с абсолютно неэластичным предложением – продавцы не в силах повлиять на рыночную ситуацию, поскольку они не имеют возможности отреагировать на увеличение издержек уменьшенного предложения, в этом случае налоговое бремя ложится на продавцов, чистый доход которых сокращается. При абсолютно эластичном предложении – поскольку имеется неограниченная возможность варьировать объем продаж, они не станут продавать товар по цене, не возмещающей издержки. Налог при этом полностью включается в цену, однако продавец оказывается в некотором проигрыше, прежде ему удавалось по той же цене реализовать больше товара.

Таким образом, на конкурентном рынке отдельных товаров или  услуг (в том числе труда), переместить  налоговое бремя на контрагентов удается с той стороны, с которой  обладаешь преимуществом в эластичности объема сделок по цене.

Для продавца налог означает издержки производства, и они адаптируются к нему, сокращая предложение. Для  покупателей это означает рост цен, к которым в свою очередь адаптируются, сокращая спрос.

Результат определяется тем, какая из сторон в большей  степени готова пожертвовать частью сделок по данному товару, заменяя его чем-то другим, чтобы по возможности предотвратить потерю денежного дохода.

Таким образом, реальные экономические последствия налогообложения, сокращения объемов продаж и потери в доходах зависят не от того, на какую из сторон возлагаются обязательства уплаты налогов, а от соотношения эластичности спроса и предложения и от размера налогообложения.

При этом доли продавца и  покупателя в итоге распределения  налогового бремени на конкурентном рынке в любом случае определяется характером кривых спроса и предложения, а не формальными обязательствами.

Однако перемещение  не происходит мгновенно, на практике оно требует времени и транзакционных издержек, поэтому в краткосрочном  периоде изменения характера налоговых обязанностей способны приносить выгоды одной из сторон, борьба за такие выгоды тем интенсивней, чем менее стабильна налоговая система в целом.

Рассмотрим, как происходит перемещение бремени акциза на конкурентном рынке.

Пусть некий товар  кривые спроса (D) и предложения (S) которого представлены на рисунке.2.1, обложен налогом в размере t руб. на единицу продаж.

 

Рисунок 2.1. Перемещение  налога на конкурентном рынке товара

 

Если налоговое обязательство  возложено на продавцов, ему соответствует перемещение линии S вверх на расстояние t  в положение S’ ; если обязательство несут покупатели, этому соответствует перемещение линии  D вниз на ту же величину в положение D’. Под воздействием налога исходное равновесие и цена заменяются новыми. Когда налог платят продавцы , равновесие  достигается в точке пересечения линий S’ и D. Ему соответствует ''цена покупателей'' , определяющая их реальные расходы ,а следовательно, покрывающая t наряду с издержками продавцов. Когда налогом непосредственно облагаются покупатели, они платят на рынке лишь ''цену продавцов'' , которая не включает t, а равновесие достигается точке , в которой пересекаются S и D’. Однако налог государству покупатели платят отдельно, так что фактически единица товара обходится + t. 

Независимо от того, на какую из сторон возложены налоговые  обязательства, посленалоговое равновесие достигается при таком объеме продаж , при котором расстояние между S’ и D’ соответствует t. Такое значение Q- единственное, поскольку функции спроса и предложения монотонны. Следовательно, именно размер налога определяет изменение объема продаж , а точки и находятся на одном и том же перпендикуляре к оси абсцисс.

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями определяется соотношением абсолютных величин  и , где = - . На рис. 2.1 первый из соответствующих отрезков больше второго. Причина , очевидно, в том , что линия  D в данном случае круче линии S. Содержательно это означает относительно большую гибкость  рыночного поведения продавцов по сравнению с покупателями. Более строго та же мысль может быть выражена следующим образом: на участке спрос эластичнее по цене, чем предложение.

Распределение налогового бремени в условиях монополии.

Сфера действия налога формируется  под влиянием характеристик рынков и можно предположить, что барьеры на пути конкуренции существенно сказываются на перемещении налогового бремени. На первый взгляд рыночная власть должна гарантировать монополисту перемещение налогового бремени на контрагентов. Однако , в принципе, это не так.

Как и на конкурентном рынке, решающее значение имеет гибкость экономического поведения, т.е. способность без значительных потерь переходить под влиянием налога в адекватную ему новую точку равновесия. Если монополист, в полной мере использовав преимущества своего положения до введения налога , не имеет возможности выбрать относительно равноценную ситуацию после его появления, он вынужден нести налоговое бремя. Для монополиста гибкость- это способность менять оббьем продаж( выпуска) в достаточно широком диапазоне при относительно небольших сдвигах в уровне предельных издержек. Данное свойство представляет собой аналог эластичного предложения на конкурентном рынке.

Когда на рынок поступает  уникальное произведение искусства  или участок земли с присущими  ему неповторимыми особенностями, продавец занимает монопольное положение. Однако диапазон вариантов рационального поведения для него весьма узок: можно либо продать товар по максимальной из приемлемых для покупателей цен, либо не продавать его вовсе. Если, например, покупатель приобретает картину на аукционе, он руководствуется собственной готовностью платить за это произведение независимо от распределения выручки между продавцом и государством. Покупатель в любом случае платит то, что считает допустимым  для себя максимумом. Однако при отсутствии налога вся сумма достается продавцу, а если налог введен, часть денег поступает в доход государства. Единственное ,что может сделать продавец, реагируя на конкретную величину налога,- это снять картину с аукциона.

Монополист, продающий уникальный товар, стоит перед выбором: или полностью принять на себя налоговое бремя, или покинуть рынок. Сфера действия налога формируется в данном случае так же, как при абсолютно неэластичном предложении на конкурентном рынке.

Однако и весьма значительная гибкость экономического поведения сама по себе не обеспечивает монополисту возможность покинуть сферу действия налога. Перемещение налогового бремени зависит не только от него, но и от поведения его контрагентов. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим ситуацию, когда предельные издержки монополиста постоянны, что в некотором смысле эквивалентно абсолютно эластичному предложению.

 

 

Рисунок 2.2. Перемещение  налога на монополизированном рынке

 

Допустим, что функция  спроса линейна (как видно из рисунка 2.2, на котором МС- линия предельных издержек, а МR- линия предельного дохода, остальные обозначения соответствуют введенным ранее). Предполагается, что монополист должен платить специфический налог в размере t на единицу продаж, так что линия предельных (и средних) издержек смещается  на t денежных единиц вверх в положение МС+ t. Если линия спроса D- прямая, по мере изменения объема продаж Q цена P изменяется вдвое медленнее, чем предельный доход. В состоянии равновесия МR=MC при переходе от доналогового равновесия к посленалоговому величины МС и МR увеличиваются на t, а Р, следовательно, вдвое меньше.

Итак, при линейной функции  спроса прирост цены, по которой  осуществляет продажи монополист, покрывает  только половину прироста его предельных (и средних) издержек, обусловленного налогом. Это происходит, несмотря на то, что линия предельных издержек горизонтальна. Таким образом, монополисту удается переместить на покупателей лишь половину налогового бремени. Вынужденный под воздействием налога отказываться от наиболее предпочтительного доналогового равновесия , монополист стремится повысить цену, чтобы покрыть дополнительные издержки. Для этого он вынужден сокращать оббьем продаж, что и означает переход на все более эластичные участки линии спроса. В результате возможности перемещения налогового бремени ограничиваются. ''Цена покупателей''  выше доналоговой цены , но ''цена продавца'' – ниже .

Распределение налогового бремени на рынке труда.

Особый интерес представляют рынки, для которых характерны в определенном смысле необычные соотношения эластичности. Это относится в первую очередь к рынку труда. Рынок труда служит ареной перемещения весьма значительной части налогов, прежде всего налогообложения заработной платы. Как правило, правомерно считать, что рынок труда по своим свойствам близок к конкурентному. В то же время эластичность предложения труда при различных значениях его цены может быть как положительной, так и отрицательной (см. рис. 2.3, на котором L- количество реализуемого на рынке труда, P- его цена, т.е. ставка заработной платы, S- кривая предложения труда).

Информация о работе Сфера действия налогов и налоговая справедливость