Сфера действия налогов и налоговая справедливость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсового исследования является изучение на основе современных источников научной и учебной литературы теоретических основ налогообложения, сферы действия налогов и справедливости, как основного принципа и базовой категории налогообложения.
Для достижения поставленной цели требуется решить определенные задачи:
1. раскрыть экономическое содержание налогов: сущность налогов, элементы налога, виды и функции налогов.
2. проанализировать сферу действия налогов и налоговую справедливость: сфера действия налогов и проблемы, связанные с их перемещением; налоговая справедливость и ее составляющие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ 4
1.1. Сущность налогов, элементы налога 11
1.2. Виды налогов 11
1.3. Функции налогов 11
2. СФЕРА ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВ И НАЛОГОВАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
2.1. Сфера действия налогов и проблемы, связанные с их перемещением 19
2.2. Налоговая справедливость и ее составляющие 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВА().doc

— 799.50 Кб (Скачать файл)

Следует, конечно, понимать, что равенство в налогообложении вовсе не означает равную для всех налогоплательщиков сумму налога. Это равенство основывается на сопоставлении экономических возможностей плательщика и сравнении долей сводных денежных средств, изымаемых посредством налогов. Ставки налогообложения должны быть едиными для всех налогоплательщиков при равенстве полученных ими доходов.2

Из стремления к достижению налоговой справедливости также, в свою очередь, вытекает принцип  соразмерности налогообложения, который требует известного ограничения финансовых притязаний государства. Представляется, что в соответствии с его основной идеей действия по обеспечению необходимого финансирования публичной власти, в том числе посредством установления налогов и сборов, должны соотноситься с необходимостью обеспечения реализации налогоплательщиками своих важнейших прав и свобод. В любом случае налоги и сборы не должны препятствовать реализации этих прав и свобод, приобретать запретительный или конфискационный характер.

Отказ от соблюдения принципа соразмерности может привести к тому, что налогообложение фактически может создать невыносимые условия жизни, разорвать единое экономическое пространство, затруднить свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств, снизить экономическую активность индивидуальных предпринимателей и организаций и т.д. В этой связи отмечается, что нарушение данного принципа чревато социальными конфликтами и нанесением непоправимого ущерба экономике государства в виде падения уровня производства, снижения спроса на продукцию, банкротства хозяйствующих субъектов. В условиях демократического правового государства данный принцип обладает особой значимостью для налоговой системы. Формирование налоговой системы соразмерно конституционным целям и задачам закрепляет существование в государстве налоговой политики, которая должна быть ориентирована на человека, защиту его прав и свобод.3

Соразмерность налогообложения  тесно соприкасается с реализацией  более частного по отношению к  нему принципа экономической обоснованности налогообложения. Это объясняется тем, что налогообложение должно соотноситься не только с необходимостью реализации налогоплательщиками своих основных прав и свобод, но также должно учитывать их экономическое положение. В частности, принцип экономической обоснованности исключает произвольное установление налогов и сборов и требует, чтобы налогообложение тех или иных лиц осуществлялось исключительно с учетом их налоговой способности. Игнорирование этого принципа может привести к тому, что налогообложение станет непосильным бременем для налогоплательщиков, непреодолимым препятствием для нормального существования и развития.

Рассматривая принцип  экономической обоснованности налогов  и сборов, отдельные специалисты  как очевидное отмечают, что совокупность налогов и сборов, составляющая налоговое бремя каждого отдельно взятого налогоплательщика, должна позволять последнему реализовывать свои конституционные права, в том числе и право частной собственности. Отсюда вытекает предположение о том, что законодательно установленные элементы налогообложения по каждому конкретному налогу должны иметь достаточное обоснование, позволяющее четко определить, на какую конкретно часть собственности налогоплательщика претендует государство и почему.

Экономическая обоснованность налогов и сборов базируется на оценке имущественного состояния налогоплательщиков, поскольку исходит из необходимости учета их налоговой способности при определении условий налогообложения. Такая оценка может осуществляться посредством использования двух основных критериев, один из которых включает оценку получаемых налогоплательщиком выгод (критерий индивидуальной полезности), а второй - его платежеспособности (критерий общественной полезности). В первом случае речь идет об оценке субъективной готовности конкретного налогоплательщика уплачивать тот или иной налог, которая, в свою очередь, находится в прямой зависимости от индивидуальной полезности для данного индивида государственной деятельности, финансируемой посредством взимания налоговых платежей. Указанная зависимость фактически означает, что чем больше выгод получает налогоплательщик, тем выше может быть уровень его налогообложения, и, наоборот, при низком качестве предоставляемых государством услуг налогообложение должно стремиться к уменьшению. Что касается второго критерия, основанного на оценке платежеспособности налогоплательщика, то он имеет в своем основании фактическую способность отдельных налогоплательщиков исполнять свои налоговые обязанности, т.е. нести налоговое бремя. Непосредственно в качестве показателей платежеспособности  могут служить данные об источниках и размере доходов налогоплательщика, о принадлежащем ему имуществе, об уровне и структуре потребления и некоторые другие экономические показатели. На основе этих данных в целом и осуществляется экономически обоснованное определение условий налогообложения для тех или иных групп налогоплательщиков.

Показатели, которые имеют  отношение к экономическому обоснованию  того или иного налога, в первую очередь относятся на счет его объекта. Это объясняется тем, что сама обязанность по уплате налогов связывается с определенными объектами, к которым относятся наличествующие у налогоплательщика доходы, недвижимость, транспорт и другое имущество.

Экономически обоснованное налогообложение в любом случае должно исходить из необходимости сохранения налогоплательщику такой части принадлежащего ему объекта, которая бы позволила благополучно исполнять соответствующую налоговую обязанность и впредь, т.е. сохранить налоговую способность, в сочетании с минимально возможным ограничением его имущественных прав. В тех же целях во внимание должны приниматься и иные экономические показатели, характеризующие платежеспособность налогоплательщика, например, размер расходов, понесенных им в связи с получением дохода.

В конечном счете, все  вышеизложенное позволяет сделать  вывод о том, что справедливое налогообложение должно строиться  на основе гармоничного сочетания финансовых интересов государства, общества и  налогоплательщиков. Необходимым условием этого является последовательная реализация принципов всеобщности равенства и соразмерности налогообложения.

 

 

Таким образом, сферы действия налогов определяются, во-первых, функциями спроса и предложения на каждом из рынков, вовлекаемых в процессы перераспределения налогового бремени, во-вторых, мерой взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров и услуг, реализуемых на этих рынках, и, в- третьих, соответствующими производственными функциями.

А закрепление в налоговом  законодательстве принципа справедливого  налогообложения в конечном итоге не только позволит сделать отечественную налоговую систему более эффективной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе экономического содержания налогов можно сделать  вывод, что налоги выступают важнейшим  звеном финансовой политики государства  в современных условиях. Налоговые  поступления являются основным источником формирования бюджета любого государства и составляют более половины его доходной части. Каждая из функций налога реализует то или иное назначение налога, во взаимодействии они образуют систему. Многообразие налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование.

Исследование сфер действия налогов имеет очевидное практическое значение. Имея дело с  введением  или отменой налога либо изменением его ставки, важно отчетливо представлять себе распределительные последствия предпринимаемых действий.

Построение справедливой налоговой системы, обеспечение  ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения  предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Налоговый кодекс РФ. Часть I. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. №146- ФЗ ( с изменениями и дополнениями).
  2. Налоговый кодекс РФ. Часть II. Федеральный закон РФ от 05.08.2000 г. №117- ФЗ ( с изменениями и дополнениями).
  3. Налоговое планирование / Е. Вылкова, М. Романовский. — СПб.:    Питер, 2004. —634 с : ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
  4. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник.- 5-е изд., перераб. И доп. - Москва: ИНФРА - М, 2006.- 509 с.
  5. Налоги и налогообложение. 6- е изд./ Под ред. М. В. Романовского, О.В. Врублёвской.-  СПб.: Питер, 2007.- 496 с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов»).
  6. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов- М.: Аспект Пресс, 1996.- 319 с.
  7. Астапов К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике// Финансы. - 2005. - № 10. - с. 21
  8. Бобоев М., Кашин В. Налоговая политика России на современном этапе// Вопросы экономики. - 2002. - № 7. - с. 63
  9. Брызгалин А.В. Справедливость как основной принцип налогообложения // Финансы. 1997. N 8. С. 29.
  10. Зубков В.В. Метод НДС // Финансы, №5.- 2002.- с. 30 -32.
  11. Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже ХХ века // Финансы. - 2004. - N 4. - С.31-34.
  12. Кашин В. Налоговая система и оздоровление национальной экономики// Финансы. - 2006. -№ 8
  13. Логвина А. К вопросу об устойчивости бюджетно-налоговой системы // Экономист. - 2000. - N 3. - С.64-70.
  14. Лыкова Л.Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы//Финансы, №5. – 2002.- с.22-25.
  15. Маслова Д.В. Налоговый кодекс и активизация стимулирующего потенциала налога на прибыль. //Финансы и статистика, №3.-2002.-с.35-37.
  16. Новикова А. И. Налоговая статистика и прогнозирование // Налоговый вестник – 2001г. - №11 – с. 37-39
  17. Пансков В. Налоговый кодекс РФ:  Работа продолжается, проблемы остаются и множатся. //Российский экономический журнал.- М.: Экономика, №10. -2001. -с.27 -33.
  18. Смирнов Д.А., Лайченкова Н.Н. Принцип равенства налогового бремени как один из основных принципов налогового стимулирования // Налоги. 2007. N 5.
  19. Сокол М.П. Налог на доходы Физический лиц. // Финансы. М.: Финансы, №7. -2002, с. 30 -35.
  20. Соколов Д.В. Принципы налогообложения, обеспечивающие реализацию конституционных принципов в налоговой системе РФ и информирование участников налоговых отношений об их правах и обязанностях // Налоги. 2006. N 1.
  21. Швецов Ю. Налоговая система России: можно ли исправить существующие недостатки? // Вопросы экономики. - 2007. - N 4. - С.140-145.
  22. Финансово- кредитный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. А.Г. Грязновой. –М.: Финансы и статистика, 2002. 1168 с.

1 Брызгалин А.В. Справедливость как основной принцип налогообложения // Финансы. 1997. N 8. С. 29.

2 Смирнов Д.А., Лайченкова Н.Н. Принцип равенства налогового бремени как один из основных принципов налогового стимулирования // Налоги. 2007. N 5.

3 Соколов Д.В. Принципы налогообложения, обеспечивающие реализацию конституционных принципов в налоговой системе РФ и информирование участников налоговых отношений об их правах и обязанностях // Налоги. 2006. N 1


Информация о работе Сфера действия налогов и налоговая справедливость