Теоретические и практические аспекты безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

Тема безработицы, безусловно, весьма актуальна в наше время, поскольку занятость и безработица представляют собой весьма важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Более того, сам рынок труда – важнейший элемент рыночной экономики, а занятость есть своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности политики развития страны, привлекательности ее для населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты безработицы…………………………………6
1.1 Понятия занятости и безработицы…………………………………………6
1.2 Анализ рынка труда и теории безработицы………………………………13
Глава II. Практические аспекты безработицы………………………………..19
2.1 Безработица в современной России………………………………………19
2.2 Проблема трудовой миграции как фактор, влияющий на проблему безработицы в России………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемой литературы…………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица. Поправка литератур..docx

— 89.89 Кб (Скачать файл)

Рассмотрев  основные теоретические подходы  к анализу теорий рынка труда  и безработицы, можно прийти к  выводу, что в рыночной экономике  абсолютное отсутствие безработицы невозможно. А фрикционная и структурная безработицы – неизбежны, поскольку образуют естественный уровень безработицы (3-7% от числа занятых), соответствующий потенциальному объему ВВП и соответствуют ситуации макроэкономического равновесия.

Экономические и социально-психологические последствия  безработицы свидетельствуют о  том, что это достаточно опасное  как для общества, так и для  личности явление, требующее анализа  и поиска методов решения, нацеленных не только на ликвидацию последствий  безработицы, но и на профилактику и  предупреждение ее неконтролируемого  роста сверх минимально допустимого  уровня.

В следующей  главе мы рассмотрим положение дел  с безработицей в Российской Федерации, попробуем изучить причины ее возникновения и рассмотрим методы минимизации этого явления на российском рынке.

 

Глава II. Практические аспекты безработицы

2.1 Безработица в современной России

 

Важнейшим показателем современного российского рынка труда является его. Он определяется в первую очередь демографическими факторами: уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой, уровнем миграции.

Российский  рынок труда не сбалансирован: с  одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным  в связи с различной аккумуляцией населения в разных регионах. Также, рынок труда в России слабо  связан с рынком капитала. Все это  вызывает необходимость вырабатывать специальную российскую политику стратегии  и тактики механизма регулирования  российского рынка труда.

Еще одной  особенностью российского рынка  труда является высокий уровень  скрытой безработицы, когда в силу некоторых причин, часто социальных, сотрудники предприятий и организаций не могут быть уволены и их переводят на режим неполной рабочей недели/неполного рабочего дня, или же в отпуска без сохранения заработной платы. Также на нашем рынке широко представлены работники, совмещающие работу в двух и более местах.

Говоря  о специфике российского рынка, необходимо учитывать и географический фактор, который определяет высокую  дифференциацию в уровне развития регионов, а, следовательно, в структурах рынков труда и показателей безработицы  различных регионов.

Так, начиная  с 2004 по 2012 год разница в показателях безработицы, по данным Росстата, по субъектам РФ составила10:

 

Численность безработных по субъектам  Российской Федерации

 с 2004 по 2012 г. (тыс.чел.)

   

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Российская Федерация

 

7699,5

6423,7

5698,3

5959,2

5674,8

5262,8

5311,9

4588,5

4791,5

Центральный федеральный округ

1516,4

1165,3

1000,2

999,3

918,7

845,9

805,6

627,9

731,0

 

в т.ч. г. Москва

 

205,3

116,5

81,4

74,0

95,0

48,3

94,7

46,9

55,0

Северо-Западный федеральный округ

710,3

557,0

460,4

515,9

444,5

415,5

378,5

323,2

396,1

 

Южный федеральный округ

1538,4

1371,8

1225,4

1326,7

1301,7

1192,6

1490,2

1312,3

1151,8

 

Приволжский федеральный округ

1542,6

1305,5

1199,4

1180,2

1217,0

1152,1

1028,2

969,2

1009,5

 

Уральский федеральный округ

639,5

572,8

508,7

482,4

482,4

435,0

444,7

321,2

368,2

 

Сибирский федеральный округ

1293,6

1092,8

1001,0

1156,0

1001,9

945,8

902,6

796,9

853,0

 

Дальневосточный федеральный округ

458,7

358,4

303,1

298,8

308,7

275,9

262,1

237,7

281,9

 

 

 

 

В крупных  городах большая часть населения  занята в сфере услуг, а в сельской местности, во многих регионах основным источником занятости является сельское хозяйство или добывающая промышленность. Но все же, доминирующим сектором российской экономики, где занято 2/3 рабочей  силы страны, является сектор услуг.

В России постепенно растет доля работников, занятых  преимущественно нефизическим трудом. Это и руководители всех звеньев, и специалисты высшего и среднего уровня квалификации, и служащие, занятые в сфере информации и документооборота, служащие сферы обслуживания и торговли, например, менеджеры и прочее. Налицо эволюция рабочей силы и рост ее образовательного уровня.

Однако, потребность в физическом труде  отнюдь не отпала и с открытием  границ помимо печального факта «утечки  мозгов», т.е эмиграции высококвалифицированных  специалистов из России мы столкнулись  и с явлением массового въезда на территорию России экономически активного  населения из стран ближнего зарубежья, и других соседних государств (их доля особенно значительна в строительной индустрии и в сфере услуг).

Безусловно, эти процессы оказывают серьезное  влияние на динамику рабочей силы. Часть притока иностранной рабочей  силы носит сезонный и временный  характер. Но, несмотря на это, увеличение числа иностранной рабочей силы за счет многочисленной миграции серьезно влияет на расстановку сил на российском рынке труда и приводит к дополнительной конкуренции и росту уровня безработицы  коренного населения.

Таким образом, на 2012-й год, по данным Федеральной службы государственной статистики и РосТруда, несмотря на улучшение показателей по сравнению с 90-ми годами прошлого столетия, уровень безработных все же велик и составил нескольким более 5,2 млн. человек, или 7% экономически активного населения. 11

 

 

Численность экономически активного населения, занятых и безработных (тысяч человек)

 

1995

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Численность экономически активного  населения (1)

70 740

72 332

71 411

72 421

72 835

72 909

73 811

74 156

75 060

75 892

занятые в экономике 

64 055

65 273

65 124

66 266

67 152

67 134

68 603

69 157

70 814

70 603

безработные

6 684

7 059

6 288

6 155

5 683

5 775

5 208

4 999

4 246

5 289

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях  службы занятости (2)

2 327

1 037

1 123

1 500

1 639

1 920

1 830

1 742

1 553

1 522

Из них безработные, которым  назначено пособие по безработице 

2 026

909

1 007

1 293

1 305

1 624

1 570

1 522

1 305

1 253


 

 

 

Однако, последний финансовый кризис, начавшийся в 2012-м году, еще более усугубил непростую ситуацию на рынке. Последняя РосСтатовская сводка уже опережает уточненный годовой прогноз безработицы, который в качестве ожидаемой планки выставлял цифру в 6 млн. человек в 2010 году. Независимые прогнозы гораздо более свирепы. Первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Оксана Дмитриева считает, что на пике кризиса в России могут остаться без работы 7–7,5 млн. человек, или порядка 10% экономически активного населения (ЭАН).12

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами воздействия на рынок труда, в том числе это может быть переподготовка безработного населения, социальная поддержка безработных, содействие в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом:

  • прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
  • косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.

Также выделяют типы государственного воздействия на рынок труда:

  • пассивный: социальная помощь незанятому населению;
  • активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.

Известно, что предложение рабочей силы в любой стране можно условно разгруппировать по следующим факторам:

  1. Естественный прирост населения – следствие рождаемости и смертности людей.
  2. Социальная структура работников – характеризует качество рабочей силы, т.е. уровень образования и профессионализма.
  3. Миграция – перемещение людей из одной страны в другую.

А поскольку экономический рост России и возможность ее процветания в будущем во многом зависят от интеллектуального потенциала страны, то уже сейчас при анализе процессов формирования рабочей силы помимо количественных характеристик, гораздо более важными представляются качественные показатели трудового потенциала, то есть показатели уровней образования и профессионализма.

Рассмотрим эту проблему в ракурсе пополнения рынка рабочей силы за счет процесса миграции. Хорошо это или плохо? Насколько это влияет на будущий экономический рост? И каковы меры, предпринимаемые правительством Российской Федерации в регулировке и оптимизации этого процесса?

2.2. Проблема трудовой миграции как фактор, влияющий на проблему безработицы в России

 

Как было отмечено выше, в настоящее время предприятиям требуются в основном высококвалифицированные работники. Тяжелое экономическое положение России в 90-х годах подхлестнуло процесс эмиграции, когда за границу стало активно уезжать трудоспособное население в возрасте 20-49 лет. А с учетом того, что выезжали, в основном, высококвалифицированные специалисты, ученые, творческая интеллигенция, то этот процесс стал, и до сих пор остается острой проблемой пополнения кадров на российском рынке труда. Потребность в высококвалифицированных профессионалах остается необеспеченной для российских предприятий.

А за счет старых резервов невозможно обеспечить долгосрочное развитие современных отраслей.

Подготовка же высококвалифицированного специалиста требует времени и средств. Не все предприятия в состоянии позаботиться об успешной подготовке будущего кадрового состава, а принимать на работу неквалифицированных сотрудников по рекомендации бирж труда экономически невыгодно.

Конечно, проблема решается за счет иммиграции, ведь из близлежащего зарубежья часто приезжают образованные люди, занимавшие на родине высокие позиции в различных сферах деятельности. Но, необходимо учитывать, что в силу различных причин, в том числе языкового барьера, большинство иммигрантов претендуют на неквалифицированную работу.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует понимать, что государственная поддержка в сфере регулирования и оптимизации привлечения иностранных работников очень важна в настоящий момент. И государство взяло на себя роль регулятора, разработав и внедрив ряд законов и постановлений в сфере занятости и регулирования правового положения иностранных граждан в Российской Федерации.

Одним из первых был разработан Федеральный закон от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который определил отношения между иностранными гражданами, прибывающими в РФ и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности13.

Ежегодно Правительство Российской Федерации определяет потребность в привлечении иностранных работников с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы, выделяя определенные квоты на привлечение иностранных работников. И за последние два года политика в сфере регулирования трудовых отношений с иностранными гражданами претерпела некоторые изменения.

Информация о работе Теоретические и практические аспекты безработицы