Теоретические и практические аспекты безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

Тема безработицы, безусловно, весьма актуальна в наше время, поскольку занятость и безработица представляют собой весьма важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Более того, сам рынок труда – важнейший элемент рыночной экономики, а занятость есть своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности политики развития страны, привлекательности ее для населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты безработицы…………………………………6
1.1 Понятия занятости и безработицы…………………………………………6
1.2 Анализ рынка труда и теории безработицы………………………………13
Глава II. Практические аспекты безработицы………………………………..19
2.1 Безработица в современной России………………………………………19
2.2 Проблема трудовой миграции как фактор, влияющий на проблему безработицы в России………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемой литературы…………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица. Поправка литератур..docx

— 89.89 Кб (Скачать файл)

Регулирование процессов привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации предусматривает осуществление учета перспективных потребностей экономики страны и социальной сферы в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного права российских граждан на трудоустройство. В частности, в Москве, совместной работой Федеральной Миграционной Службы и Департамента Труда и Занятости Населения был ужесточен порядок выделения квот на привлечение и использование в качестве работников иностранных граждан, если соответствующие безработные зарегистрированы в регионе.

Так, каждый работодатель, желающий привлечь на работу иностранного гражданина, должен предварительно уведомить Департамент Службы Занятости региона. На основе прогноза потребности работодателей в рабочей силе формируется перечень дефицитных профессий, по которым составляется квота на привлечение иностранных работников. В частности, в Москве создана специальная Межведомственная комиссия Правительства Москвы по вопросам привлечения и использования рабочей силы, которая рассматривает заявки работодателей и совместно с трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации, в нашем случае г. Москвы, рассматривают возможность замещения потребности в иностранных специалистах зарегистрированными на текущий момент на биржах труда безработными гражданами.

Методика оценки эффективности использования иностранной рабочей силы утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с участием Министерства экономического развития Российской Федерации исходя из нужд каждого субъекта.14

Однако, стоит заметить, что в 2012 году квоты были существенно уменьшены, по сравнению с 2011 годом

Распределение по субъектам российской федерации на 2012 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в российскую федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 20.09.2012 N 812н)

N п/п

Наименование субъекта Российской Федерации

Количество приглашений, шт.

1

Российская Федерация

611 080

2

Центральный федеральный округ

144 641

 

 

г. Москва

93 847

3

Северо-Западный федеральный округ

48 751

4

Южный федеральный округ

28 652

5

Северо-Кавказский федеральный округ

4 646

6

Приволжский федеральный округ

39 594

7

Уральский федеральный округ

48 084

8

Сибирский федеральный округ

57 815

9

Дальневосточный федеральный округ

81 395

10

Резерв квоты по Российской Федерации 

167 502


 

Далее, в целях защиты интересов российских граждан на рынке труда, предусматривается ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых во всех отраслях экономики и социальной сфере. В последние годы квота на привлечение неквалифицированной иностранной рабочей силы снижается и приоритет отдается более высококвалифицированным работникам.

Установлено, что реализация потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников осуществляется по приоритетным профессионально-квалификационным группам.15 В 2012-м году потребность в иностранных работниках установлена Постановлением в размере 1944356 человек. Для сравнения, в 2011-м году квота была выделена в размере 3976747 человек.16

Но все же главным направлением государственной политики в сфере миграции стали разрабатываемые меры по сокращению притока неквалифицированной рабочей силы. Еще в 2011-м году, чиновники ФМС признавали, что есть разделение на квалифицированные трудовые ресурсы и неквалифицированные. Высококвалифицированные иностранные граждане, которые едут работать в Россию, должны получить приоритет.17

В 2010 году, Советом Федерации был одобрен и принят Государственной Думой 12 мая 2010 года Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 2010 г., внесший изменения в закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в частности в нем стали закреплены льготы для привлечения российскими организациями высококвалифицированных иностранных специалистов для работы в РФ, 18:

- Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу не распространяются на высококвалифицированных специалистов.19

- Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ с приглашающим его работодателем сроком до трех лет. Для сравнения, обычно разрешение на работу выдается на срок не более одного года.

Также высококвалифицированные специалисты и члены их семей со дня их въезда в Российскую Федерацию должны быть застрахованы по договору добровольного медицинского страхования. Обеспечение медицинского страхования высококвалифицированного специалиста является одним из основных условий заключаемого с ним трудового договора.

Были внесены изменения и в Налоговый кодекс РФ, согласно которым ставка НДФЛ с доходов иностранных граждан от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", устанавливается в размере 13 процентов, вне зависимости от того, является данный гражданин резидентом РФ или нет.20

Для лиц, работающих в частном секторе, были введены патенты, на основании которых они смогут легально пребывать и осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Патент заменяет сразу две справки — разрешение на работу и временную регистрацию по месту жительства и выдается сроком действия до трех месяцев. Это значительно упростило процедуру статистики и регистрации частных иностранных работников, по сравнению с прежней ситуацией, когда каждый частник обязан был пройти непростой путь получения разрешения на работу и получения временной регистрации. Оформление же патента максимально упрощено: для этого иностранным няням, строителям дач или ремонтникам квартир понадобится предъявить в территориальный орган ФМС паспорт и гражданско-правовой договор с работодателем или его проект, который подпишут после получения патента.

Поправки и изменения в законодательстве касаются как безвизовых иностранных работников, так и экспатов из визовых стран, которым для работы в России, помимо разрешения на работу, требуется еще и наличие визы.

Все эти меры предпринимаются для того, чтобы сделать привлекательным российский рынок труда для ценных работников из-за рубежа. Трудовая миграция является одним из важнейших элементов российской экономики, действенным инструментом стабилизации социально-политической ситуации, как в отдельных регионах страны, так и в Российской Федерации в целом.

Также решению проблемы обеспечения субъектов Российской Федерации, испытывающих нехватку рабочей силы, квалифицированными трудовыми ресурсами способствует реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637.21

Одновременно бизнесу стало сложнее иметь дело с нелегальными гастарбайтерами. Согласно поправкам, внесенным Законе "О правовом положении иностранных граждан в РФ" теперь работодатель должен уведомлять органы Федеральной миграционной службы как о приеме иностранца на работу, так и о расторжении с ним трудового договора, и даже о предоставлении отпуска за свой счет (продолжительностью более месяца).

Более того, согласно действующему законодательству работодатели, привлекающие иностранных работников, обязаны в определенных случаях и в установленные сроки уведомить соответствующие государственные органы. Причем речь идет о неукоснительном соблюдении сроков, в противном случае (при невыполнении обязанностей) придется заплатить штраф в размере от 400 000 до 800 000 руб. за каждого иностранца, что не так уж и мало. Те же правила распространяются на уведомления территориального органа ФМС об убытии иностранного гражданина из места пребывания не позднее, чем через два дня после его убытия22.

Все эти изменения в законодательстве призваны стать дополнительным барьером для привлечения дешевой и подчас неквалифицированной рабочей силы из ближнего и дальнего зарубежья. Также, по новым правилам иностранные граждане, прибывающие в Россию из стран СНГ, при выдаче им разрешения на работу будут подлежать обязательной дактилоскопической регистрации. Сейчас эта процедура распространяется только на нелегалов, с 2011 года ее будут проходить все, кто имеет право на безвизовый въезд.23

Благодаря принятым мерам Минэкономразвития России подготовил прогноз развития Российской Федерации до 2013 года, в котором отражено, что уровень безработицы в перспективе будет снижаться, а реальные доходы населения расти:

 

Основные макропоказатели (прогноз, основной вариант) данные в %

 

 

2009

2010

2011

2012

2013

ВВП

92,1

104

103,5

103,5

104,2

 Производительность труда

94,2

103,5

103,3

103,3

103,7

Инфляция за период (индекс)

108,8

106-107

106-107

105,5-106,5

105-106

Промышленность

89,2

102,5

103,3

103,3

104,2

Инвестиции

83,8

102,9

108,8

106,3

108,1

Реальная заработная плата

97,2

103,4

102,4

102,1

102,5

Реальные располагаемые доходы населения

102,3

103,7

102,7

102,8

103,9

Безработица

8,6

8,2

8,1

7,7

6,9


 

Таким образом, согласно оценке Минздравсоцразвития России, численность зарегистрированных безработных в 2011-2013 гг. будет снижаться, (с 6,3 млн. человек или 8,6% экономически активного населения в 2009 году до 4,9 млн. человек или 6,7% экономически активного населения в 2013 году), численность занятых вырастет с 67 млн. человек в 2009 году до 68 млн. человек в 2013 году, а привлечение иностранных работников будет осуществляться исходя из принципа приоритетности использования национальных трудовых ресурсов.

 

Заключение

 

Изучив теоретическую сторону проблемы безработицы, и, главным образом, рассмотрев некоторые практические аспекты этого явления, можно прийти к выводу, что безработица является естественным сопровождением экономического развития общества в условиях конкуренции. Мы не можем совсем избавиться от этого явления, и в некоторых моментах оно может оказаться даже полезным, однако нужно стремиться к ее минимизации. Таким образом, чтобы большинство населения страны могло полноценно участвовать в создании валового национального продукта, в развитии рыночного хозяйства и дальнейшего эффективного роста потенциала России для достижения экономической стабильности и процветания.

В России идет формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка труда и борьбы с безработицей. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развернута система переподготовки кадров, официально установлены прожиточные минимумы по регионам и минимальная заработная плата.

И, что не менее важно, взят под контроль фактор незаконной миграции и трудоустройства. Для этого Указом Президента была создана Федеральная Миграционная Служба Российской Федерации24, которой были переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции МВД России. И это, бесспорно, огромный прорыв на пути к цивилизованному обществу, где такие понятия как «теневая экономика» и «нелегальная рабочая сила» должны быть искорены. Также, на базе ФМС создана Правительственная Комиссия по реализации единой государственной программы миграционной политики, которая, в соответствии с Положением25 о правительственной комиссии анализирует состояние миграционной ситуации в Российской Федерации, вырабатывает практические рекомендации по вопросам реализации единой государственной миграционной политики, вносит предложения по повышению эффективности этой работы и координирует работу федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по развитию международных связей в области миграции.

Совершенно очевидно, что неконтролируемый и опасный рынок нелегальных мигрантов представлял угрозу не только в качестве конкуренции для населения страны. Ведь ни для кого не секрет, что еще не так давно для некоторых недобросовестных работодателей было выгоднее нанять нигде не зафиксированных, подчас бесправных иностранных граждан, с доходов которых не нужно платить налоги, да и заработную плату которым можно устанавливать копеечную. Это подрывало весь устой общества и служило ухудшению криминогенной обстановки на территории России.

Сейчас, благодаря принятым мерам, мы можем наблюдать постепенный выход «рынка нелегальных мигрантов» из тени, подготовлен проект Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств и о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (разработка и подписание до 01.01.2011 г., введение в действие 01.07.2011 г.). У самих иностранных граждан появилось больше возможностей легально работать, россияне постепенно получают возможность конкурировать «на равных» за свободные вакансии.

Конечно, решение проблемы мигрантов не решит полностью проблемы безработицы в России. Как заметил Глава совета Международной ассоциации трудовых мигрантов Н. Курдюмов: «заменить иностранных рабочих россиянами возможно только в 30 процентах случаев. Это обусловлено тем, что граждане РФ не готовы трудиться по ряду работ, на которых уже успешно работают трудовые мигранты». Таким образом, привлечение иностранных граждан и легализация их деятельности является совершенно необходимой и приоритетной задачей для современной России.

Информация о работе Теоретические и практические аспекты безработицы