Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 21:32, контрольная работа
Тема безработицы, безусловно, весьма актуальна в наше время, поскольку занятость и безработица представляют собой весьма важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Более того, сам рынок труда – важнейший элемент рыночной экономики, а занятость есть своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности политики развития страны, привлекательности ее для населения.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты безработицы…………………………………6
1.1 Понятия занятости и безработицы…………………………………………6
1.2 Анализ рынка труда и теории безработицы………………………………13
Глава II. Практические аспекты безработицы………………………………..19
2.1 Безработица в современной России………………………………………19
2.2 Проблема трудовой миграции как фактор, влияющий на проблему безработицы в России………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемой литературы…………………………………………….36
Регулирование процессов привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации предусматривает осуществление учета перспективных потребностей экономики страны и социальной сферы в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного права российских граждан на трудоустройство. В частности, в Москве, совместной работой Федеральной Миграционной Службы и Департамента Труда и Занятости Населения был ужесточен порядок выделения квот на привлечение и использование в качестве работников иностранных граждан, если соответствующие безработные зарегистрированы в регионе.
Так, каждый работодатель, желающий привлечь на работу иностранного гражданина, должен предварительно уведомить Департамент Службы Занятости региона. На основе прогноза потребности работодателей в рабочей силе формируется перечень дефицитных профессий, по которым составляется квота на привлечение иностранных работников. В частности, в Москве создана специальная Межведомственная комиссия Правительства Москвы по вопросам привлечения и использования рабочей силы, которая рассматривает заявки работодателей и совместно с трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации, в нашем случае г. Москвы, рассматривают возможность замещения потребности в иностранных специалистах зарегистрированными на текущий момент на биржах труда безработными гражданами.
Методика оценки эффективности использования иностранной рабочей силы утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с участием Министерства экономического развития Российской Федерации исходя из нужд каждого субъекта.14
Однако, стоит заметить, что в 2012 году квоты были существенно уменьшены, по сравнению с 2011 годом
Распределение по субъектам российской федерации на 2012 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в российскую федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 20.09.2012 N 812н)
N п/п |
Наименование субъекта Российской Федерации |
Количество приглашений, шт. |
1 |
Российская Федерация |
611 080 |
2 |
Центральный федеральный округ |
144 641 |
|
г. Москва |
93 847 |
3 |
Северо-Западный федеральный округ |
48 751 |
4 |
Южный федеральный округ |
28 652 |
5 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
4 646 |
6 |
Приволжский федеральный округ |
39 594 |
7 |
Уральский федеральный округ |
48 084 |
8 |
Сибирский федеральный округ |
57 815 |
9 |
Дальневосточный федеральный округ |
81 395 |
10 |
Резерв квоты по Российской Федерации |
167 502 |
Далее, в целях защиты интересов российских граждан на рынке труда, предусматривается ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых во всех отраслях экономики и социальной сфере. В последние годы квота на привлечение неквалифицированной иностранной рабочей силы снижается и приоритет отдается более высококвалифицированным работникам.
Установлено,
что реализация потребности в привлечении
в Российскую Федерацию иностранных работников
осуществляется по приоритетным профессионально-
Но все же главным направлением государственной политики в сфере миграции стали разрабатываемые меры по сокращению притока неквалифицированной рабочей силы. Еще в 2011-м году, чиновники ФМС признавали, что есть разделение на квалифицированные трудовые ресурсы и неквалифицированные. Высококвалифицированные иностранные граждане, которые едут работать в Россию, должны получить приоритет.17
В 2010 году, Советом Федерации был одобрен и принят Государственной Думой 12 мая 2010 года Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 2010 г., внесший изменения в закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в частности в нем стали закреплены льготы для привлечения российскими организациями высококвалифицированных иностранных специалистов для работы в РФ, 18:
- Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу не распространяются на высококвалифицированных специалистов.19
- Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ с приглашающим его работодателем сроком до трех лет. Для сравнения, обычно разрешение на работу выдается на срок не более одного года.
Также высококвалифицированные специалисты и члены их семей со дня их въезда в Российскую Федерацию должны быть застрахованы по договору добровольного медицинского страхования. Обеспечение медицинского страхования высококвалифицированного специалиста является одним из основных условий заключаемого с ним трудового договора.
Были внесены изменения и в Налоговый кодекс РФ, согласно которым ставка НДФЛ с доходов иностранных граждан от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", устанавливается в размере 13 процентов, вне зависимости от того, является данный гражданин резидентом РФ или нет.20
Для лиц, работающих в частном секторе, были введены патенты, на основании которых они смогут легально пребывать и осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Патент заменяет сразу две справки — разрешение на работу и временную регистрацию по месту жительства и выдается сроком действия до трех месяцев. Это значительно упростило процедуру статистики и регистрации частных иностранных работников, по сравнению с прежней ситуацией, когда каждый частник обязан был пройти непростой путь получения разрешения на работу и получения временной регистрации. Оформление же патента максимально упрощено: для этого иностранным няням, строителям дач или ремонтникам квартир понадобится предъявить в территориальный орган ФМС паспорт и гражданско-правовой договор с работодателем или его проект, который подпишут после получения патента.
Поправки и изменения в законодательстве касаются как безвизовых иностранных работников, так и экспатов из визовых стран, которым для работы в России, помимо разрешения на работу, требуется еще и наличие визы.
Все эти меры предпринимаются для того, чтобы сделать привлекательным российский рынок труда для ценных работников из-за рубежа. Трудовая миграция является одним из важнейших элементов российской экономики, действенным инструментом стабилизации социально-политической ситуации, как в отдельных регионах страны, так и в Российской Федерации в целом.
Также решению проблемы обеспечения субъектов Российской Федерации, испытывающих нехватку рабочей силы, квалифицированными трудовыми ресурсами способствует реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637.21
Одновременно бизнесу стало сложнее иметь дело с нелегальными гастарбайтерами. Согласно поправкам, внесенным Законе "О правовом положении иностранных граждан в РФ" теперь работодатель должен уведомлять органы Федеральной миграционной службы как о приеме иностранца на работу, так и о расторжении с ним трудового договора, и даже о предоставлении отпуска за свой счет (продолжительностью более месяца).
Более того, согласно действующему законодательству работодатели, привлекающие иностранных работников, обязаны в определенных случаях и в установленные сроки уведомить соответствующие государственные органы. Причем речь идет о неукоснительном соблюдении сроков, в противном случае (при невыполнении обязанностей) придется заплатить штраф в размере от 400 000 до 800 000 руб. за каждого иностранца, что не так уж и мало. Те же правила распространяются на уведомления территориального органа ФМС об убытии иностранного гражданина из места пребывания не позднее, чем через два дня после его убытия22.
Все эти изменения в законодательстве призваны стать дополнительным барьером для привлечения дешевой и подчас неквалифицированной рабочей силы из ближнего и дальнего зарубежья. Также, по новым правилам иностранные граждане, прибывающие в Россию из стран СНГ, при выдаче им разрешения на работу будут подлежать обязательной дактилоскопической регистрации. Сейчас эта процедура распространяется только на нелегалов, с 2011 года ее будут проходить все, кто имеет право на безвизовый въезд.23
Благодаря принятым мерам Минэкономразвития России подготовил прогноз развития Российской Федерации до 2013 года, в котором отражено, что уровень безработицы в перспективе будет снижаться, а реальные доходы населения расти:
Основные макропоказатели (прогноз, основной вариант) данные в %
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
ВВП |
92,1 |
104 |
103,5 |
103,5 |
104,2 |
Производительность труда |
94,2 |
103,5 |
103,3 |
103,3 |
103,7 |
Инфляция за период (индекс) |
108,8 |
106-107 |
106-107 |
105,5-106,5 |
105-106 |
Промышленность |
89,2 |
102,5 |
103,3 |
103,3 |
104,2 |
Инвестиции |
83,8 |
102,9 |
108,8 |
106,3 |
108,1 |
Реальная заработная плата |
97,2 |
103,4 |
102,4 |
102,1 |
102,5 |
Реальные располагаемые доходы населения |
102,3 |
103,7 |
102,7 |
102,8 |
103,9 |
Безработица |
8,6 |
8,2 |
8,1 |
7,7 |
6,9 |
Таким образом, согласно оценке Минздравсоцразвития России, численность зарегистрированных безработных в 2011-2013 гг. будет снижаться, (с 6,3 млн. человек или 8,6% экономически активного населения в 2009 году до 4,9 млн. человек или 6,7% экономически активного населения в 2013 году), численность занятых вырастет с 67 млн. человек в 2009 году до 68 млн. человек в 2013 году, а привлечение иностранных работников будет осуществляться исходя из принципа приоритетности использования национальных трудовых ресурсов.
Изучив теоретическую сторону проблемы безработицы, и, главным образом, рассмотрев некоторые практические аспекты этого явления, можно прийти к выводу, что безработица является естественным сопровождением экономического развития общества в условиях конкуренции. Мы не можем совсем избавиться от этого явления, и в некоторых моментах оно может оказаться даже полезным, однако нужно стремиться к ее минимизации. Таким образом, чтобы большинство населения страны могло полноценно участвовать в создании валового национального продукта, в развитии рыночного хозяйства и дальнейшего эффективного роста потенциала России для достижения экономической стабильности и процветания.
В России идет формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка труда и борьбы с безработицей. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развернута система переподготовки кадров, официально установлены прожиточные минимумы по регионам и минимальная заработная плата.
И, что не менее важно, взят под контроль фактор незаконной миграции и трудоустройства. Для этого Указом Президента была создана Федеральная Миграционная Служба Российской Федерации24, которой были переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции МВД России. И это, бесспорно, огромный прорыв на пути к цивилизованному обществу, где такие понятия как «теневая экономика» и «нелегальная рабочая сила» должны быть искорены. Также, на базе ФМС создана Правительственная Комиссия по реализации единой государственной программы миграционной политики, которая, в соответствии с Положением25 о правительственной комиссии анализирует состояние миграционной ситуации в Российской Федерации, вырабатывает практические рекомендации по вопросам реализации единой государственной миграционной политики, вносит предложения по повышению эффективности этой работы и координирует работу федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по развитию международных связей в области миграции.
Совершенно очевидно, что неконтролируемый и опасный рынок нелегальных мигрантов представлял угрозу не только в качестве конкуренции для населения страны. Ведь ни для кого не секрет, что еще не так давно для некоторых недобросовестных работодателей было выгоднее нанять нигде не зафиксированных, подчас бесправных иностранных граждан, с доходов которых не нужно платить налоги, да и заработную плату которым можно устанавливать копеечную. Это подрывало весь устой общества и служило ухудшению криминогенной обстановки на территории России.
Сейчас, благодаря принятым мерам, мы можем наблюдать постепенный выход «рынка нелегальных мигрантов» из тени, подготовлен проект Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств и о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (разработка и подписание до 01.01.2011 г., введение в действие 01.07.2011 г.). У самих иностранных граждан появилось больше возможностей легально работать, россияне постепенно получают возможность конкурировать «на равных» за свободные вакансии.
Конечно, решение проблемы мигрантов не решит полностью проблемы безработицы в России. Как заметил Глава совета Международной ассоциации трудовых мигрантов Н. Курдюмов: «заменить иностранных рабочих россиянами возможно только в 30 процентах случаев. Это обусловлено тем, что граждане РФ не готовы трудиться по ряду работ, на которых уже успешно работают трудовые мигранты». Таким образом, привлечение иностранных граждан и легализация их деятельности является совершенно необходимой и приоритетной задачей для современной России.
Информация о работе Теоретические и практические аспекты безработицы