Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:04, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики. Во-первых, будет раскрыто само понятие фискальной политики, выделены ее основные составляющие, обозначены принципы, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества. Во-вторых, понять в краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. В- третьих, рассмотреть фискальную политику государства.
Задачей данной курсовой работы является раскрытие смысла и изложения основных составляющих бюджетно–налоговой политики: роли фискальной политики в государственном регулировании, сущности, цели, инструменты и модели фискальной политики, типы фискальной политики (Дискреционную фискальную политику и недискреционную фискальную политику), мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного баланса, государственный бюджет.
Введение
В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-налоговая политика Правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен. В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру.
Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как Правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
Одними из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является:
1. Обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
2. Бюджетная система.
На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Бюджетно-налоговая политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.
Каждое Правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества, ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества.
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения в экономике в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений. Одним из важнейших институтов государства также является и бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Объектом исследования в моей курсовой работе является фискальная политика.
Предметом исследования – фискальная политика в современных экономических системах (предпосылки и анализ).
Методы, которые были использованы для раскрытия данной темы: математические, логические, аналитические, исторические и другие.
Целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики. Во-первых, будет раскрыто само понятие фискальной политики, выделены ее основные составляющие, обозначены принципы, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества. Во-вторых, понять в краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. В- третьих, рассмотреть фискальную политику государства.
Задачей данной курсовой работы является раскрытие смысла и изложения основных составляющих бюджетно–налоговой политики: роли фискальной политики в государственном регулировании, сущности, цели, инструменты и модели фискальной политики, типы фискальной политики (Дискреционную фискальную политику и недискреционную фискальную политику), мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного баланса, государственный бюджет. Циклический и структурный дефициты бюджета, бюджетную систему государства, налоговую систему государства, недостатки, проблемы и пути совершенствования российской налоговой системы, инновационный подход к развитию налоговой системы.
В первой главе курсовой работы с помощью Бюджетного и налогового кодексов Российской Федерации, раскрыта сущность фискальной политики ее цели и методы.
Во второй главе курсовой работы рассмотрены долгосрочные и краткосрочные цели и задачи бюджетно-налоговой политики.
В третьей главе курсовой работы рассмотрена фискальная политика государства, проблемы и недостатки налоговой политики и инновационный подход к развитию Российской налоговой системы.
В заключение к данной курсовой работе сделаны основные выводы по фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики.
Методологическую основу исследования составили работы таких учёных, как Плотницкий М. И., Михайлушкин А. И., Матвеева Т. Ю., Лобачева Е. Н., Капканщиков С. Г., выпустивших учебные пособия по основам фискальной политики, где на научной основе даётся определение бюджетно-налоговой политики, ее цели, методы и роль фискальной политики в государстве, а также научные статьи таких ученых как Петров Ю. А., Роик В., Жукова М., где в ученые описывают проблемы налоговой политики государства на данный момент времени.
Научные исследования указанных авторов помогли изучить и объяснить особенности фискальной политики, выявить проблемы налоговой политики, а также пути решения данных проблем.
Также информационными источниками для написания работы послужили исследования следующих авторов: Киселева Е. А., Агапова Т. А., Серегина С. Ф., Носова С. С., Дорнбуш Р., Рябушкин. Б. Т., Тарасевич Л. С., Алексеенко Т. С., Годин А. М., Максимова Н. С., Подпорина И. В., Ковалева Т. М., Дементьев Д. В., Щербаков В. А., Черника Д. Г., Орлов М. Ю., Колчин С. П., Дмитриева О., Ушакова В., Владимирова Н. П., Тулякова А. Ж., Дуканич Л. В..
В качестве нормативных документов были использованы Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации.
Глава 1. Сущность фискальной политики.
1. Роль Фискальной политики в государственном регулировании.
Использование возможностей Правительства расходовать средства государственного бюджета и взимать налоги составляет фискальную политику государства (от лат. Fiscus – государственная казна).
Фискальная политика преследует следующие цели:
1. ликвидация безработицы;
2. борьба с инфляцией;
3. стабилизация экономического развития;
4. антициклическое регулирование экономики;
5. стимулирование экономического роста;
6. достижение внешнеторгового баланса.
В период экономического спада Правительство проводит стимулирующую фискальную политику. Она включает: увеличение государственных расходов или снижение налогов, или сочетание этих мер. Другими словами, если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении дефицита федерального бюджета в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает: уменьшение государственных расходов, или увеличение налогов, или сочетание того и другого. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо федерального бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.
В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики.
Центральная идея кейнсианской теории, основоположником которой является Дж. Кейнс, заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и одним из слагаемых ее развития. Поэтому он рассматривал сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и соответственно реального ВНП.
Согласно теории монетаризма (М. Фридман, Ф. Кейган, А. Мельтцер, Ф. Хайек – 70-80-е годы ХХ в.) налоги, наряду с другими компонентами, воздействуют на денежное обращение, через них изымается излишнее количество денег. Тем саамы уменьшается неблагоприятные факторы развития экономики.
В большей степени, чем две предыдущие, теория экономики предложения (А.Лаффер, М. Фелдтайн, Дж. Гилдер, М. Эванс – 70-80-е годы ХХ в.) рассматривает налоги как один из важнейших факторов экономического развития регулировании экономики. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках данной теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.
Графически так называемый «эффект Лаффера» отображается кривой, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.
Рис.1 Кривая Лаффера
Из кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:
ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;
ставка налога равна 100 %: поступлений в бюджет нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»).
При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать.
Точка А: при определенном значении ra достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а ra считается оптимальным уровнем ставки налога, Ta – максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.
Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению, с ra, то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т. е. при rb больше ra Tb меньше Ta, поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.
Итак, суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки а (например, в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочный период приведет к временному сокращению поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.
Иными словами, если ставки налогов завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается экономическая активность, часть предпринимателей уходят в «теневую экономику».
Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках обеспечивает рост поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с «эффектом Лаффера»).
Важную роль в кругообороте доходов играет государство. Государство взимает налоги с фирм, домашнего хозяйства. В свою очередь оно закупает продукцию у фирм, выплачивает денежную помощь нуждающимся представителям общества.
«С учетом заграницы импорт товаров предстает как расходы отечественных субъектов экономики, а выручка от экспорта – как доходы субъектов отечественной экономики. На финансовые рынки от домашнего хозяйства поступают сбережения, которые, в свою очередь, трансформируются в инвестиции – заемные средства, получаемые фирмами на финансовом рынке». [1]