Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 15:07, курсовая работа
В современном словаре иностранных слов она определяется как «совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, один из важнейших рычагов государственного регулирования экономики». Фиск (от латинского fiscus) – государственная казна, казначейство. Фискалы – в первоначальном смысле слова – сборщики податей, мытари. В настоящее время фискальная политика представляет собой манипулирование государственным бюджетом: правительственными расходами, доходами и налогообложением, в целях способствующих экономическому росту, увеличению занятости, уменьшению инфляционного бремени, стабилизации экономической ситуации
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Фискальная политика как инструмент в рыночной экономике
1.1. Понятие и структура фискальной политики …………….……………5
1.2 Инструменты фискальной политики ……...……………….………… 13
1.3. Фискальная политика и ее эффективность………..……………..…… 16
Глава 2. Формирование фискальной политики в Российской Федерации
2.1 Налоговая система как элемент фискальной политики……………… 20
2.2. Понятие «государственного бюджета», его экономическая сущность и функции………………………………………………………..………………26
2.3. Дефицит и профицит бюджета………………………………………… 29
2.4. Основные показатели бюджета Российской Федерации на 2010-2012 годы…………………………………………...……………… 32
Заключение……………………………………………………………………34
Список использованной литературы
На 2010-2012 годах, с учетом уточнения перечня объектов и оптимизации расходов на их строительство, предусматриваются бюджетные ассигнования на подготовку XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита в рамках форума «Азиатско-Тихоокеанское сотруднической» в 2012 году (таблица 5.17):
Таблица 5.17
Бюджетные ассигнования на подготовку особо значимых международных проектов
|
2009 год (бюджетная роспись) |
2010 год |
2011 год |
2012 год | ||||||
прогноз |
отклонение |
прогноз |
отклонение |
прогноз |
отклонение | |||||
в млрд. рублей |
в %% к 2009 году |
в млрд. рублей |
в %% к 2010 году |
в млрд. рублей |
в %% к 2011 году | |||||
Всего |
135,9 |
225,6 |
89,7 |
66,0 |
288,9 |
63,3 |
28,1 |
156,7 |
-132,2 |
-45,8 |
Расходы на подготовку Олимпиады-2014 |
65,0 |
144,8* |
79,8 |
122,8 |
229,6 |
84,8 |
58,6 |
154,6 |
-75,0 |
-32,7 |
АТЭС |
63,9 |
71,0 |
17,1 |
11,1 |
52,4 |
-18,6 |
-26,2 |
2,1 |
-50,3 |
-96,0 |
Универсиада-2013 в г. Казани |
7,0 |
9,8 |
2,8 |
140,0 |
6,9 |
-2,9 |
70,4 |
* Кроме того: 33,3
млрд. руб. – возврат средств госкорпорации
Олимпстрой,
50,0 млрд. руб. – остатки прошлого года
5.4 Другие направления расходов федерального бюджета
Разработка мер по реструктуризации расходных обязательств позволит в 2010 году сократить другие расходы федерального бюджета по сравнению с 2009 годом на 28 %, в 2011 году - на 17% по сравнению с 2010 годом, в 2012 году – на 5 %.
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение государственных услуг и функций федеральных органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений (кроме оплаты труда) сокращается в 2010 году по сравнению с 2009 годом в среднем на 15% . Указанный объем бюджетных ассигнований предлагается сохранить на 2011 и 2012 годы, что потребует реализации комплекса мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе по реструктуризации бюджетной сети.
Таблица 5.18
Финансовое обеспечение государственных услуг и функций федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений
|
2009 год (бюджетная роспись) |
2010 год (прогноз) |
Отклонение, в %% |
2 |
3 |
4 |
6 |
Всего* |
741,0 |
630,8 |
-15,0 |
в том числе: |
|||
Командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами |
37,6 |
34,6 |
-8,0 |
в отраслях экономики |
0,4 |
0,4 |
0,0 |
в социальной сфере |
1,2 |
1,2 |
0,0 |
в сфере государственного управления |
11,9 |
8,9 |
-25,2 |
Услуги связи |
28,4 |
28,3 |
-0,4 |
в отраслях экономики |
0,7 |
0,6 |
-14,3 |
в социальной сфере |
3,0 |
3,0 |
0,0 |
в сфере государственного управления |
11,5 |
11,5 |
0,0 |
Транспортные услуги |
51,1 |
50,9 |
-0,4 |
в отраслях экономики |
0,7 |
0,6 |
-14,3 |
в социальной сфере |
2,3 |
2,3 |
0,0 |
в сфере государственного управления |
12,2 |
12,1 |
-0,8 |
Коммунальные услуги |
95,0 |
94,0 |
-1,1 |
в отраслях экономики |
2,7 |
2,4 |
-11,1 |
в социальной сфере |
23,7 |
23,1 |
-2,5 |
в сфере государственного управления |
11,5 |
11,5 |
0,0 |
Арендная плата за пользование имуществом |
9,5 |
9,4 |
-1,1 |
в отраслях экономики |
0,6 |
0,6 |
0,0 |
в социальной сфере |
1,2 |
1,2 |
0,0 |
в сфере государственного управления |
3,0 |
3,0 |
0,0 |
Капитальный ремонт, текущий ремонт |
84,3 |
47,5 |
-43,7 |
в отраслях экономики |
4,0 |
2,7 |
-0,3 |
в социальной сфере |
42,0 |
24,6 |
-41,4 |
в сфере государственного управления |
2,8 |
0,0 |
-100,0 |
Приобретение оборудования |
73,6 |
40,5 |
-45,0 |
в отраслях экономики |
3,8 |
2,0 |
-47,4 |
в социальной сфере |
36,7 |
19,3 |
-47,4 |
в сфере государственного управления |
7,3 |
0,0 |
-100,0 |
Увеличение стоимости материальныхзапасов |
166,7 |
185,5 |
11,3 |
в отраслях экономики |
5,0 |
3,7 |
-26,0 |
в социальной сфере |
24,0 |
21,8 |
-9,2 |
в сфере государственного управления |
2,1 |
2,0 |
-4,8 |
Иные |
188,8 |
134,1 |
-29,0 |
в отраслях экономики |
48,0 |
32,0 |
-33,3 |
в социальной сфере |
56,4 |
28,4 |
-49,6 |
в сфере государственного управления |
38,8 |
36,8 |
-5,2 |
* включая бюджетные
ассигнования на финансовое
За счет оптимизации расходных обязательств федерального бюджета на обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти и исполнение ими установленных функций расходы федерального бюджета предполагается в целом сократить на 15% по сравнению с расходами 2009 года (таблица 5.19):
Таблица 5.19
Финансовое обеспечение функций в сфере государственного управления
|
2008 год |
2009 год |
2010 год | ||
млрд. рублей |
в номинальном выражении, % |
в реальном выражении, % | |||
Всего |
86,6 |
101,1 |
85,9 |
85,0 |
77,3 |
в том числе: |
|||||
Законодательная власть |
2,9 |
2,5 |
2,3 |
92,0 |
83,6 |
Управление делами Президента РФ |
10,8 |
11,8 |
9,6 |
81,4 |
74,0 |
в том числе: |
|||||
Аппарат Правительства РФ |
1,3 |
2,2 |
1,9 |
86,4 |
78,5 |
Счетная палата РФ |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
85,0 |
77,2 |
ЦИК России |
2,3 |
2,0 |
1,7 |
85,0 |
77,2 |
Федеральные органы исполнительной власти – всего |
70,0 |
84,2 |
71,8 |
85,3 |
77,5 |
Общий объем расходов на реализацию федеральных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций в объекты, не включенные в федеральные целевые программы (непрограммная часть Федеральной адресной инвестиционной программы) представлен в таблице 5.20.
Таблица 5.20
Бюджетные
ассигнования на реализацию федеральных
целевых программ и непрограммной части
федеральной адресной инвестиционной
программы
млрд. рублей
2009 |
2010 год |
2011 год |
2012 год | |
Предусмотрено ФЗ 76-ФЗ | ||||
Расходы на ФЦП и непрограммную часть ФАИП, всего |
1 149,6 |
1 032,5 |
943,0 |
847,5 |
в % к ВВП |
||||
Расходы на ФЦП, всего |
893,6 |
761,5 |
725,5 |
629,1 |
в том числе: |
||||
по действующим ФЦП |
893,6 |
746,0 |
710,0 |
613,6 |
в т.ч. без ФКП и ФЦП «ГЛОНАСС» |
803,9 |
663,1 |
647,3 |
582,0 |
по новым ФЦП |
15,5 |
15,5 |
15,5 | |
Непрограммная часть ФАИП |
256,0 |
271,0 |
217,5 |
218,4 |
Доля расходов на ФЦП и непрограммную часть ФАИП к расходам всего, % |
11,8 |
10,5 |
9,9 |
8,8 |
Доля расходов на непрограммную часть ФАИП в общем объеме расходов на ФЦП и непрограммную часть ФАИП, % |
22,3 |
26,2 |
23,1 |
25,8 |
В 2010-2012 годах планируются
реализация 53 федеральных целевых программ,
в том числе 50 действующих программ и 3
новых программ.
Сокращение общего объема ассигнований
на реализацию федеральных целевых программ
обусловлено завершением в 2010-2011 годах
ряда программ («Государственная граница
Российской Федерации», ФЦП развития образования,
«Жилище», «Русский язык», «Национальная
технологическая база», «Преодоление
последствий радиационных аварий», «Снижение
рисков и смягчение последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера
в Российской Федерации» и ряд других),
а также обеспечено за счет концентрации
ресурсов на вводимых объектах, реализации
наиболее значимых для достижения целей
программ мероприятий, переноса сроков
реализации или отказа от реализации других
проектов и мероприятий, учета снижения
цен на строительные материалы.
По большинству программ, при сокращении
планируемых на их реализацию бюджетных
ассигнований по сравнению с утвержденными
паспортами, в 2010 году планируется сохранение
бюджетных ассигнований на уровне 2009 года
или их сокращение в пределах 10% с сохранением
этих объемов на 2011-2012 годы (таблица 5.21):
Таблица 5.21
Бюджетные
ассигнования на реализацию федеральных
целевых программ
млрд. рублей
|
2009 год |
2010 год | |
Паспорт программы |
Прогноз | ||
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего |
773,8 |
1 088,6 |
698,2 |
в том числе: |
|||
Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы |
58,2 |
35,6 |
55,0 |
ФЦП
«Глобальная навигационная система» |
31,5 |
27,9 |
27,9 |
ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» (объем на 2011 г. составит 216,6 млрд. руб., на 2012 г. – 216,6 млрд. руб.) |
218,0 |
507,0 |
219,6 |
ФЦП «Культура России (2006 - 2011 годы)» (объем на 2011 г. составит 12,8 млрд. руб., на 2012 г. – 11,4 млрд. руб.) |
24,1 |
20,5 |
14,2 |
ФЦП «Мировой океан» |
0,7 |
0,9 |
0,7 |
ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» (объем на 2011 г. составит 0,3 млрд. руб.) |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)» (объем на 2011 г. составит 5,8 млрд. руб.) |
8,7 |
12,2 |
5,3 |
ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» |
8,1 |
24,1 |
7,7 |
ФЦП «Дети России» на 2007-2010 годы |
2,4 |
2,5 |
2,0 |
ФЦП развития образования на 2006-2010 годы |
10,0 |
10,8 |
7,2 |
ФЦП «Русский язык (2006-2010 годы)» |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
ФЦП «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» |
0,9 |
0,1 |
0,2 |
ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)» |
3,3 |
7,8 |
2,3 |
ФЦП «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы |
10,2 |
15,8 |
7,7 |
ФЦП
«Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов
и взрывчатых материалов, приведение системы
их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное
состояние на 2005-2010 годы» |
5,6 |
7,7 |
5,6 |
ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)» (объем на 2011 г. составит 8,0 млрд. руб., на 2012 г. – 8,0 млрд. руб.) |
7,4 |
12,0 |
7,0 |
ФЦП «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» |
0,7 |
1,1 |
1,7 |
ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» |
1,2 |
1,0 |
1,5 |
ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» |
23,0 |
19,6 |
20,0 |
ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости ( 2002-2011 годы)» |
5,0 |
6,5 |
5,0 |
ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы |
4,5 |
6,3 |
3,1 |
ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» (объем на 2011 г. составит 19,9 млрд. руб., на 2012 г. – 19,9 млрд. руб.) |
19,4 |
22,5 |
22,5 |
ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» |
12,3 |
22,9 |
7,4 |
ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» |
2,7 |
3,2 |
1,2 |
ФЦП развития Калининградской области на период до 2014 года |
2,8 |
8,6 |
4,0 |
ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (объем на 2011 г. составит 69,8 млрд. руб., на 2012 г. – 18,9 млрд. руб.) |
89,7 |
105,0 |
87,9 |
ФЦП
«Социально-экономическое развитие Курильских
островов (Сахалинская область) на 2007-2015
годы» |
1,6 |
1,7 |
1,4 |
ФЦП «Юг России (2008-2012 годы)» |
6,8 |
10,0 |
4,3 |
ФЦП «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 годы)» |
4,7 |
5,2 |
4,0 |
ФЦП «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах» |
2,7 |
3,7 |
2,7 |
ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» |
2,6 |
9,2 |
6,4 |
ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (объем на 2011 г. составит 10,0 млрд. руб., на 2012 г. – 8,3 млрд. руб.) |
11,5 |
13,8 |
10,0 |
ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» |
2,6 |
4,6 |
1,7 |
ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года» |
15,9 |
19,4 |
5,7 |
ФЦП «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2010 годы)» |
0,8 |
1,2 |
0,7 |
ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах» (объем на 2011 г. составит 0,8 млрд. руб.) |
1,1 |
1,5 |
1,1 |
ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» |
5,3 |
7,5 |
5,0 |
ФЦП «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы» |
0,3 |
0,4 |
0,2 |
ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы |
5,8 |
7,4 |
5,4 |
ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» |
12,7 |
16,0 |
12,0 |
ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы» |
19,4 |
26,2 |
14,9 |
ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы (второй этап) |
88,3 |
60,1 |
61,0 |
ФЦП «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» |
4,1 |
6,6 |
4,0 |
ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы (объем на 2011 г. составит 3,5 млрд. руб., на 2012 г. – 3,5 млрд. руб.) |
3,5 |
8,9 |
6,8 |
ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)» |
3,3 |
5,4 |
3,3 |
ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)» |
1,6 |
7,2 |
2,1 |
ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (объем на 2011 г. составит 6,5 млрд. руб., на 2012 г. – 6,5 млрд. руб.) |
6,4 |
17,1 |
12,3 |
ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах» |
2,6 |
6,6 |
2,5 |
ФЦП «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации» (объем на 2011 г. составит 21,1 млрд. руб., на 2012 г. – 21,1 млрд. руб.) |
11,7 |
27,7 |
11,1 |
ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы» |
6,0 |
9,5 |
2,8 |