Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

В современном словаре иностранных слов она определяется как «совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, один из важнейших рычагов государственного регулирования экономики». Фиск (от латинского fiscus) – государственная казна, казначейство. Фискалы – в первоначальном смысле слова – сборщики податей, мытари. В настоящее время фискальная политика представляет собой манипулирование государственным бюджетом: правительственными расходами, доходами и налогообложением, в целях способствующих экономическому росту, увеличению занятости, уменьшению инфляционного бремени, стабилизации экономической ситуации

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Фискальная политика как инструмент в рыночной экономике
1.1. Понятие и структура фискальной политики …………….……………5
1.2 Инструменты фискальной политики ……...……………….………… 13
1.3. Фискальная политика и ее эффективность………..……………..…… 16
Глава 2. Формирование фискальной политики в Российской Федерации
2.1 Налоговая система как элемент фискальной политики……………… 20
2.2. Понятие «государственного бюджета», его экономическая сущность и функции………………………………………………………..………………26
2.3. Дефицит и профицит бюджета………………………………………… 29
2.4. Основные показатели бюджета Российской Федерации на 2010-2012 годы…………………………………………...……………… 32
Заключение……………………………………………………………………34
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

фискальная политика.docx

— 655.38 Кб (Скачать файл)

*- доходы от управления  Резервным фондом в 2010 году в  объеме 36,0 млрд. рублей, в 2011 году в  объеме 25,8 млрд. рублей учтены в  доходах федерального бюджета  
** - доходы от управления Фондом национального благосостоянии в 2010 году в объеме 41,6 млрд. рублей, в 2011 году в объеме 60,5 млрд. рублей, в 2012 году в объеме 35,9 млрд. рублей учтены в доходах федерального бюджета

Для сохранения бюджетных резервов в форме средств Фонда национального благосостояния в 2010-2012 годах повышается доля государственных заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009 году на срок до 1 января 2013 года приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем  иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составить в 2010 году 2,0 % к ВВП, в 2011 году – 2,7% к ВВП, в 2012 году – 1,6 % к ВВП.  
Структура иных источников финансирования дефицита федерального бюджета представлена в таблице 3.4:

 
Таблица 3.4

Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета  
в 2010-2012 годах  
млрд. рублей

 

2009 год 

2010 год 

2011 год 

2012 год 

Всего источников

405,2

830,3

1 269,1

851,7

%% к ВВП

1,05

2,3

2,7

1,6

увеличение

1 075,4

1 611,8

1 893,6

1 744,7

уменьшение

-670,2

- 781,5

- 624,5

- 893,0

Источники внутреннего финансирования дефицита

604,3

394,2

722,2

232,6

привлечение

1 021,7

962,0

1 097,2

930,6

в том числе государственные ценные бумаги

739,5

844,1

957,5

755,4

погашение

-417,4

-567,8

-375,0

-698,0

в том числе государственные ценные бумаги

-100,4

-275,7

-208,9

-518,9

Источники внешнего финансирования дефицита

-199,1

436,1

546,9

619,1

привлечение

53,7

649,7

796,5

814,1

в том числе государственные ценные бумаги

0,0

613,6

764,7

784,0

погашение

-252,8

-213,7

-249,6

-195,0

в том числе государственные ценные бумаги

-52,6

-48,2

-115,8

-52,4


4. Бюджетная политика в области доходов

В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.  
С начала 2009 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные проектировки на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов исходят из 91,3%).  
При расчете объема доходов федерального бюджета на 2010 год учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в действие с 1 января 2010 года.  
В части налогового законодательства приняты следующие решения:  
а) индексация ставок акцизов:  
на табачные изделия: индексация специфических ставок на 44% к уровню 2009 года и увеличение адвалорной ставки до 7%;  
на нефтепродукты - на 10% к уровню 2009 года;  
на алкогольную продукцию - на 30% к уровню 2009 года или на 20% к ранее утвержденным ставкам на 2010 год;  
на пиво - в 3 раза к уровню 2009 года или на 190% к ранее утвержденным ставкам 2010 года;  
б) увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ со 147 до 162 рублей за 1 тыс. куб. м;  
в) увеличение размеров государственной пошлины на ряд юридически значимых действий (по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (для юридических лиц); за совершение действий, связанных с приобретением гражданства или выходом из него, а также с въездом или выездом из страны; за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора; за государственную регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий);  
г) увеличение средних ставок транспортного налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз.  
По бюджетному законодательству предполагается реализация следующих решений:  
а) увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100%;  
б) зачисление в доход федерального бюджета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.  
В таможенном законодательстве будут осуществляться следующие меры:  
а) установление ставки вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты в зависимости от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;  
б) введение ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен.  
В банковском законодательстве запланировано внесение изменения в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части увеличения норматива зачисления в доход федерального бюджета от фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов, с 50 до 75%.

Рисунок 4.1

 

 

Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.4.1). В номинальном выражении  доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9  млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.

Рисунок 4.2

Снижение доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2010 году составит порядка 8%, а в процентах ВВП они окажутся на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета будет достаточно продолжительным, и даже к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009 года (рис. 4.2).  
Нефтегазовые доходы федерального бюджета существенно сокращаются: в 2009 году – 6,6% ВВП против 10,5% ВВП в 2008 году (рис. 3.3). В 2010-2012 годах они сохраняются на уровне 6,8-7,0% ВВП.

Рисунок 4.3

Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.  
Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует, что доходы федерального бюджета в период 2010-2012 годов незначительно вырастут по сравнению с уровнем 2009 года и в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП (таблица 4.1):

Таблица 4.1.

Прогноз доходов федерального бюджета (млрд. рублей)

 

            

 

Отчет

2009 год 

(76-ФЗ от 28.04.09)

2009 год 

(ожидаемое)

Прогноз

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2010 год

2011 год

2012 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

ВВП

21 625

26 903

33 111

41 668

40 420

38 461

42 372

46 783

52 123

1.

Доходы, всего

5 127,2

6 278,8

7 781,1

9 275,9

6 713,8

6 561,3

6 636,2

7 346,9

8 097,4

 

%% к ВВП

23,7

23,3

23,5

22,2

16,6

17,1

15,7

15,7

15,5

 

в том числе:

                 

2.

Нефтегазовые доходы

2 162,1

2 943,5

2 897,4

4 389,4

2 057,2

2 545,8

2 955,0

3 245,2

3 520,8

 

%% к ВВП

10,0

10,9

8,8

10,5

5,1

6,6

7,0

6,9

6,8

3.

Ненефтегазовые доходы

2 965,1

3 335,3

4 883,7

4 886,5

4 656,6

4 015,5

3 681,2

4 101,7

4 576,6

 

%% к ВВП

13,7

12,4

14,7

11,7

11,5

10,4

8,7

8,8

8,8

 

в том числе:

                 

3.1

поступление ЕСН

267,5

315,8

404,9

506,8

508,3

495,4

41,3

   

3.2

Временно свободные средства госкорпораций Роснанотех и Фонд ЖКХ

       

160,4

150,4

     

3.3

Возврат остатков субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ

       

77,6

77,6

     

3.4

Централизация счетов ФТС

       

100,0

100,0

     

3.5

Дивиденды по привилегированным акциям

           

18,0

55,2

55,2

4.

Ненефтегазовые доходы без учета ЕСН, средств госкорпораций и централизации счетов ФТС

2 697,6

3 019,5

4 478,8

4 379,7

3 810,3

3 192,1

3 639,9

4 101,7

4 576,6

 

%% к ВВП

12,5

11,2

13,5

10,5

9,4

8,3

8,6

8,8

8,8

5.

Справочно: Из них дополнительные доходы за счет изменения законодательства (слайд 8)

           

227,2

279,0

284,4

 

%% к ВВП

           

0.5

0.6

0.5

6

Доходы, всего в сопоставимых условиях, в %  к ВВП

         

14,9

15,6

15,7

15,6


Прогнозируемая структура доходов федерального бюджета приведена в таблице 4.2:

Таблица 4.2

Структура доходов федерального бюджета

 

2009

2010

2011

2012

млрд.  
руб.

% к ВВП

млрд.  
руб.

% к ВВП

млрд.  
руб.

% к ВВП

млрд.  
руб.

% к ВВП

Всего доходов

6561,3

17,1

6636,2

15,7

7346,9

15,7

8097,4

15,5

В том числе:

               

Нефтегазовые доходы

2545,8

6,6

2955,0

7,0

3245,2

6,9

3520,8

6,7

НДПИ (без ненефтегазовых доходов)

882,8

2,3

982,9

2,3

1088,0

2,3

1187,1

2,3

Таможенные пошлины

1663,0

4,3

1972,1

4,7

2157,2

4,6

2333,7

4,4

Ненефтегазовые доходы

4015,5

10,4

3681,2

8,7

4101,7

8,8

4576,6

8,8

НДС

1943,7

5,1

2148,4

5,0

2430,4

5,2

2792,0

5,4

Налог на прибыль организаций

172,8

0,4

191,5

0,5

192,4

0,4

200,3

0,4

ЕСН

495,4

1,3

41,3

0,1

0

 

0

 

Акцизы

105,8

0,3

145,1

0,3

182,7

0,4

233,9

0,4

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

11,1

0,0

10,7

0,0

11,2

0,0

11,8

0,0

Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов)

506,6

1,3

546,3

1,3

620,7

1,3

700,5

 

1,3


 

 

5. Основные подходы к формированию бюджетных расходов

Проектировки расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определены в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2102 годах, в котором, в частности, отмечено:  
«Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что  может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010–2012 годах по сравнению с 2009 годом.  
Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно  услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.»  
В качестве основных приоритетов бюджетных расходов Бюджетным посланием определены финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением  адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе – по проведению крупных международных мероприятий.  
Наряду с реализацией указанных приоритетов при планировании расходов федерального бюджета учтены внесенные в соответствии с Бюджетным посланием, изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие формирование бюджетных ассигнований в ведомственной структуре расходов федерального бюджета только на 2010 год с определением на плановый период 2011-2012 годов среднесрочных «потолков» расходов по разделам классификации расходов и субъектам бюджетного планирования. Такой подход, сохраняя базовые принципы среднесрочного федерального бюджета, создает необходимые ориентиры для субъектов бюджетного планирования по бюджетным проектировкам и стимулы для реструктуризации и повышения эффективности расходных обязательств.

Информация о работе Фискальная политика государства