Заключение
Бюджет – это
система, используемая правительством
и другими организациями для
планирования доходов и расходов
и для осуществления контроля
над ними.
В настоящее время
бюджет и налогово-бюджетная политика
неотделимы друг от друга. Налогово-бюджетная
политика включает в себя мероприятия
по сбору налогов и расходованию бюджетных
средств. Эта политика является важнейшим
инструментом формирования государственного
бюджета. С другой стороны она включает
в себя теоретическую основу и на практике
определяет статьи расхода бюджетных
средств.
Изучение источников формирования
государственного бюджета, а также факторов,
влекущих за собой дефицит бюджета, является
одной из важнейших задач ряда государственных
институтов и экономической теории в целом.
Таким образом, фискальная
политика, проводимая правительством,
обязана отвечать основным принципам
построения налоговой системы
и регулировать экономические
взаимоотношения внутри страны.
Кроме того, реализация фискальной
политики должна учитывать три
важнейшие функции государственного
управления налогообложением:
1. Обеспечение финансирования
государственных расходов, то есть
прямая функция налогов.
2. Поддержание социального
равновесия путем изменения соотношения
между доходами отдельных групп
с целью сглаживания неравенства
между ними, недопущения резкого
расслоения общества (социальная
функция).
3. Государственное
антициклическое и противоинфляционное,
секторальное, отраслевое и региональное
регулирование экономики (собственно
регулирующая функция).
Подводя итог, хотелось
бы сделать следующие выводы:
1. По поводу финансов возникают
экономические отношения, которые государство
может использовать в проводимых фискальных
мероприятиях. Фискальная политика является
одним из основных инструментов макроэкономического
регулирования. Фискальная политика
в зависимости от механизмов ее регулирования
на изменение экономической ситуации
делится на дискреционную и автоматическую
фискальную политику (политику встроенных
стабилизаторов). Под дискреционной политикой
понимают сознательное манипулирование
правительством государственными расходами
и налогами. Ее еще называют активной фискальной
политикой. На практике уровень государственных
расходов, налоговых поступлений может
измениться даже в случае, если правительство
не принимает соответствующих решений.
Это объясняется существованием встроенной
стабильности, которая определяет автоматическую
(пассивную, недискреционную) фискальную
политику;
2. Наиболее значительными инструментами
фискального воздействия являются налоги
и государственные закупки. В периоды
спада производства необходимо увеличивать
государственные расходы, снижать налоги
или делать и то и другое, т.е. проводить
стимулирующую (экспансионистскую) политику.
В целях снижения темпов инфляции реализуют
сдерживающую ( рестрикционистскую ) фискальную
политику. Она заключается в сокращении
государственных расходов, увеличении
налогов или в сочетании тех и других мер;
3. Налоговая система любой страны
эффективна в том случае, если сформирована
на общих методологических подходах, учитывающих
платежеспособность населения, налоговые
льготы для стратегических целей экономики,
равномерное распределение налогов по
субъектам хозяйствования, оптимальность
налогового бремени и др. Важным звеном
налоговой политики государства являются
критерии налогообложения. Государство
не ограничивает свое вмешательство в
экономику лишь варьированием налоговых
ставок. Целями государственной политики
могут быть обеспечение выравнивания
уровня доходов граждан, поддержание социально
значимых отраслей дотациями и инвестициями,
стимулирование малого бизнеса, чистого
экспорта, стабилизация экономики. В связи
с этим государство будет осуществлять
определенные расходы из государственной
казны;
4. Дискреционная и недискреционная
фискальные политики применяются в комплексе,
в зависимости от текущей динамики ВВП.
Дискреционная политика дает эффект в
краткосрочном периоде;
5. Государственный бюджет –
смета доходов и расходов государства
на определенный период, чаще всего на
год, составленная с указанием источников
поступления государственных доходов
и направлений расходования средств. Бюджет
имеет доходную и расходную части, которые
в планируемой перспективе должны быть
сбалансированы. Роль бюджета в национальной
экономике значительна. Он является частью
финансов страны, которую контролирует
государство, поэтому с помощью бюджета
государство способно вмешиваться в рыночные
механизмы. Бюджет является способом аккумуляции
денежных средств для решения крупных,
глобальных экономических проблем. Наличие
бюджета позволяет решать сложные социальные
проблемы (бедности, безработицы, голода,
грамотности, здоровья нации и др.);
6. Изменения в бюджетно-налоговой
сфере и бюджетно-налоговая политика играют
ключевую роль в хозяйственном развитии
страны и проведении эффективной экономической
политики.
Список использованной
литературы:
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. «Макроэкономика»,
М. 1999г.
Гальперин и др. «Макроэкономика»,
СПб. 1997г.
Долан Э.Д., Линдсей Д. «Макроэкономика» пер. с англ., СПб. 1994г.
Макконел К.Р., Брю С.Л. «Экономикс: принципы, проблемы, политика», М, «Инфра», 2000г.
Менкью М.Г. «Макроэкономика» пер. с англ., М, 1994г.
Сакс Дж., Ларрен Ф.В. «Макроэкономика: глобальный подход.» пер. с англ. М, 1996г.
Самуэльсон П. «Экономика», 1992г.
Арешонков В.Г «Экономика» 1996 М.: Инфра-М
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М.: Дело, 1997
Булатова А. С. Экономика: учебник.
М.: Бек. 1994. Гл. 16. С. 260 — 277.
Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку. 1992. Т. 1. Гл. 6,8,14,20. Т. 2. С. 206 — 209.
Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы
и статистика. 1993. Гл. 3.
Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. Т. 1. Г л. 9,10,19.
Гиляровская С.В. О самостоятельности
бюджетов в Российской Федерации//
Финансы.2007. №2.
Овсянников Л.Н. Государственный
финансовый контроль: подходы к стандартизации//Финасы. 2007. № 2.
Л.А.Васильева. доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах// Финансы. 2007. № 9.
В.Сенгачев. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста// Вопросы экономики. 2007. №5.
Электронные русурсы:
http://www.fpcenter.ru
http://www.nalog.ru
http://www.kommersant.ru
http:// revolution.allbest.ru/
http:// www.rg.ru
http:// www.finec.ru
1
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика»
М.: Дело, 1997. С. 371
2
http://www.fpcenter.ru
3
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. «Макроэкономика»,
М. 1999г. С. 78
4
Менкью М.Г. «Макроэкономика» пер. с англ.,
М, 1994г. С. 213
5
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика»
М.: Дело, 2007. С. 136
6
Долан Э.Д., Линдсей Д. «Макроэкономика»
пер. с англ., СПб. 2001г. С. 194
7
Самуэльсон П. Экономика. М. 2002. Т. 1. Г л.
9. С. 99
8 В.Сенгачев.
Бюджетная политика и ее роль в обеспечении
экономического роста// Вопросы экономики.
№5.
9
Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку.
1992. Т. 1. Гл. 6,8,14,20. Т. 2.
10
Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика.
1993. Гл. 3.
11
http://www.nalog.ru
12
Макконел К.Р., Брю С.Л. «Экономикс: принципы,
проблемы, политика», М, «Инфра»,
2000г. С. 472
13
Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек.
1994. Гл. 16. С. 260
14
http://www.kommersant.ru
15
http://www.nalog.ru
16
Долан Э.Д., Линдсей Д. «Макроэкономика»
пер. с англ., СПб. 1994г. С. 292
17 Овсянников
Л.Н. Государственный финансовый контроль:
подходы к стандартизации//Финасы.
2007. № 2.
18 В.Сенгачев.
Бюджетная политика и ее роль в обеспечении
экономического роста// Вопросы экономики.
№5.