Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

В современном словаре иностранных слов она определяется как «совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, один из важнейших рычагов государственного регулирования экономики». Фиск (от латинского fiscus) – государственная казна, казначейство. Фискалы – в первоначальном смысле слова – сборщики податей, мытари. В настоящее время фискальная политика представляет собой манипулирование государственным бюджетом: правительственными расходами, доходами и налогообложением, в целях способствующих экономическому росту, увеличению занятости, уменьшению инфляционного бремени, стабилизации экономической ситуации

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Фискальная политика как инструмент в рыночной экономике
1.1. Понятие и структура фискальной политики …………….……………5
1.2 Инструменты фискальной политики ……...……………….………… 13
1.3. Фискальная политика и ее эффективность………..……………..…… 16
Глава 2. Формирование фискальной политики в Российской Федерации
2.1 Налоговая система как элемент фискальной политики……………… 20
2.2. Понятие «государственного бюджета», его экономическая сущность и функции………………………………………………………..………………26
2.3. Дефицит и профицит бюджета………………………………………… 29
2.4. Основные показатели бюджета Российской Федерации на 2010-2012 годы…………………………………………...……………… 32
Заключение……………………………………………………………………34
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

фискальная политика.docx

— 655.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Бюджет – это  система, используемая правительством  и другими организациями для  планирования доходов и расходов  и для осуществления контроля  над ними.

   В настоящее время  бюджет и налогово-бюджетная политика  неотделимы друг от друга. Налогово-бюджетная политика включает в себя мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных средств. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом.

   Таким образом, фискальная  политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам  построения налоговой системы  и регулировать экономические  взаимоотношения внутри страны. Кроме того, реализация фискальной  политики должна учитывать три  важнейшие функции государственного  управления налогообложением:

   1. Обеспечение финансирования  государственных расходов, то есть  прямая функция налогов.

   2. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных групп  с целью сглаживания неравенства  между ними, недопущения резкого  расслоения общества (социальная  функция).

   3. Государственное  антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).

   Подводя итог, хотелось  бы сделать следующие выводы:

1. По поводу финансов возникают экономические отношения, которые государство может использовать в проводимых фискальных мероприятиях. Фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования.  Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов). Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику;

 

2. Наиболее значительными инструментами фискального воздействия являются налоги и государственные закупки. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую ( рестрикционистскую ) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер;

3. Налоговая система любой страны эффективна в том случае, если сформирована на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны;

4. Дискреционная и недискреционная фискальные политики применяются в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП. Дискреционная политика дает эффект в краткосрочном периоде;

5. Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы. Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы. Бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. Наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.);

6. Изменения в бюджетно-налоговой сфере и бюджетно-налоговая политика играют ключевую роль в хозяйственном развитии страны и проведении эффективной экономической политики.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. «Макроэкономика», М. 1999г.

  1. Гальперин и др. «Макроэкономика»,  СПб. 1997г.

  1. Долан Э.Д., Линдсей Д. «Макроэкономика» пер. с англ., СПб. 1994г.

  1. Макконел К.Р., Брю С.Л. «Экономикс: принципы, проблемы, политика»,  М,  «Инфра», 2000г.

  1. Менкью М.Г. «Макроэкономика» пер. с англ., М, 1994г.

  1. Сакс Дж., Ларрен Ф.В. «Макроэкономика: глобальный подход.» пер. с англ. М, 1996г.

  1. Самуэльсон П. «Экономика», 1992г.

  1. Арешонков В.Г «Экономика» 1996 М.: Инфра-М

  1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М.: Дело, 1997

  1. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. Гл. 16. С. 260 — 277.

  1. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку. 1992. Т. 1. Гл. 6,8,14,20.    Т.   2. С. 206 — 209.

  1. Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 1993. Гл. 3.

  1. Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. Т. 1. Г л. 9,10,19.

  1.  Гиляровская С.В. О самостоятельности бюджетов в Российской  Федерации// Финансы.2007. №2.

  1.  Овсянников Л.Н. Государственный финансовый контроль: подходы к стандартизации//Финасы.    2007. № 2.

  1.  Л.А.Васильева. доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах// Финансы. 2007. № 9.

  1.  В.Сенгачев. Бюджетная политика и ее роль  в обеспечении экономического роста// Вопросы экономики. 2007. №5.

 

Электронные русурсы:

  1. http://www.fpcenter.ru

  1. http://www.nalog.ru

  1. http://www.kommersant.ru

  1. http:// revolution.allbest.ru/

  1. http:// www.rg.ru

  1. http:// www.finec.ru

 

1  Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М.: Дело, 1997. С. 371

2 http://www.fpcenter.ru

 

3 Агапова Т.А., Серегина С.Ф. «Макроэкономика», М. 1999г. С. 78

 

4  Менкью М.Г. «Макроэкономика» пер. с англ., М, 1994г. С. 213

5  Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М.: Дело, 2007. С. 136

 

6  Долан Э.Д., Линдсей Д. «Макроэкономика» пер. с англ., СПб. 2001г. С. 194

7 Самуэльсон П. Экономика. М. 2002. Т. 1. Г л. 9. С. 99

 

8  В.Сенгачев. Бюджетная политика и ее роль  в обеспечении экономического роста// Вопросы экономики. №5.

 

9  Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку. 1992. Т. 1. Гл. 6,8,14,20.    Т.   2.

 

10  Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 1993. Гл. 3.

 

11 http://www.nalog.ru

12 Макконел К.Р., Брю С.Л. «Экономикс: принципы, проблемы, политика»,  М,  «Инфра», 2000г. С. 472

13  Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. Гл. 16. С. 260

14  http://www.kommersant.ru

 

15 http://www.nalog.ru

 

16  Долан Э.Д., Линдсей Д. «Макроэкономика» пер. с англ., СПб. 1994г. С. 292

17  Овсянников Л.Н. Государственный финансовый контроль: подходы к стандартизации//Финасы.    2007. № 2.

 

18  В.Сенгачев. Бюджетная политика и ее роль  в обеспечении экономического роста// Вопросы экономики. №5.

 

 


 



Информация о работе Фискальная политика государства