Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 15:07, курсовая работа
В современном словаре иностранных слов она определяется как «совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, один из важнейших рычагов государственного регулирования экономики». Фиск (от латинского fiscus) – государственная казна, казначейство. Фискалы – в первоначальном смысле слова – сборщики податей, мытари. В настоящее время фискальная политика представляет собой манипулирование государственным бюджетом: правительственными расходами, доходами и налогообложением, в целях способствующих экономическому росту, увеличению занятости, уменьшению инфляционного бремени, стабилизации экономической ситуации
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Фискальная политика как инструмент в рыночной экономике
1.1. Понятие и структура фискальной политики …………….……………5
1.2 Инструменты фискальной политики ……...……………….………… 13
1.3. Фискальная политика и ее эффективность………..……………..…… 16
Глава 2. Формирование фискальной политики в Российской Федерации
2.1 Налоговая система как элемент фискальной политики……………… 20
2.2. Понятие «государственного бюджета», его экономическая сущность и функции………………………………………………………..………………26
2.3. Дефицит и профицит бюджета………………………………………… 29
2.4. Основные показатели бюджета Российской Федерации на 2010-2012 годы…………………………………………...……………… 32
Заключение……………………………………………………………………34
Список использованной литературы
5.1. Общие принципы
Предельный объем расходов федерального
бюджета на 2010 год и на плановый период
2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза
поступления доходов в федеральный бюджет
и источников покрытия дефицита с учетом
ограничений, необходимых для обеспечения
макроэкономической стабильности, долгосрочной
сбалансированности и устойчивости бюджетной
системы (таблица 5.1):
Таблица 5.1
Расчет
предельного объема расходов федерального
бюджета
млрд. руб.
|
Оценка |
Прогноз | ||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год | |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы |
6 561,3 |
6 636,2 |
7 346,9 |
8 097,4 |
%% к ВВП |
17,0 |
15,7 |
15,7 |
15,5 |
Источники покрытия дефицита |
3 418,8 |
3 186,6 |
2 011,7 |
1 563,8 |
%% к ВВП |
8,9 |
7,5 |
4,3 |
3,0 |
Расходы (предельный объем) (1+2) |
9 980,1 |
9 822,8 |
9 358,6 |
9 661,2 |
%% к ВВП |
25,9 |
23,2 |
20,0 |
18,5 |
в том числе нераспределенные ресурсы |
80,0* |
234,0** |
483,1** | |
%% к общему объему расходов |
0,8 |
2,5 |
5,0 | |
Изменения к предыдущему году |
2409,2 |
- 157,3 |
- 464,2 |
302,6 |
% (в номинальном выражении) |
6,3 |
- 1,6 |
- 4,7 |
3,2 |
% (в реальном выражении) |
5,5 |
- 1,8 |
- 5,1 |
3,0 |
* - резерв в составе
ведомственной структуры
Принятые для формирования
проекта федерального бюджета объективно
обусловленные макроэкономические ограничения
задают «потолки» расходов федерального
бюджета при их сокращении в номинальном
выражении в 2010-2011 годах и некотором увеличении
по сравнению с предыдущим годом в 2012 году.
При этом несмотря на сокращение общего
объема расходов в реальном выражении
и их доли в ВВП объем расходов федерального
бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах
будет превышать показатели 2005-2006 годов
(15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП). Особенно
значительным это превышение будет в 2010
году, что вызвано необходимостью исполнения
принятых расходных обязательств и реализации
антикризисного плана Правительства Российской
Федерации, включающего в том числе решение
об отсрочке введения решения об увеличении
страховых взносов в систему социального
страхования, приводящее к значительному
увеличению расходов федерального бюджета
на финансирование дефицита Пенсионного
фонда Российской Федерации (таблица 5.2).
Таблица 5.2.
Динамика расходов федерального бюджета в %% к ВВП
|
Отчет |
Оценка |
Прогноз | |||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Расходы федерального бюджета , в %% к ВВП |
16,3 |
15,9 |
18,1 |
18,2 |
25,9 |
23,2 |
20,0 |
18,5 |
Формирование структуры
расходов федерального бюджета с учетом
задачи поэтапной адаптации бюджетной
системы к сокращению бюджетных расходов
в %% к ВВП осуществлялось на основе следующих
подходов (таблица 5.3):
1) выделение расходных обязательств Российской
Федерации, обусловленных действующим
законодательством или международными
соглашениями и подлежащих исполнению
в полном объеме (публичных и приравненных
к ним расходных обязательств), основными
из которых являются:
обеспечение сбалансированности Пенсионного
фонда Российской Федерации;
пенсионное обеспечение военнослужащих
и приравненных к ним лиц;
социальные пособия и компенсации (федеральные
мандаты);
формирование стипендиального фонда для
обучающихся в федеральных учебных заведениях;
финансовое обеспечение судебной системы;
обслуживание государственного долга
Российской Федерации;
выполнение международных и налоговых
обязательств федеральных учреждений,
выступающих в договорных отношениях
от имени Российской Федерации;
предоставление субвенций субъектам Российской
Федерации на выполнение «делегированных»
полномочий;
2) выделение бюджетных ассигнований на
реализацию приоритетных направлений
государственной политики (мероприятий),
основными из которых являются:
обеспечение федеральных обязательств
по оплате труда и денежному довольствию
военнослужащих;
обеспечение обороноспособности, безопасности
и правоохранительной деятельности;
реализация приоритетных национальных
проектов «Здоровье» и «Образование»;
поддержка высокотехнологичных отраслей
и научно-технических инноваций;
развитие транспортной системы;
поддержка агропромышленного комплекса
и развитие села;
обеспечение жильем, в том числе обеспечение
жильем военнослужащих;
подготовка особо значимых международных
мероприятий (проведение XXII Олимпийских
зимних игр и XI Паралимпийских зимних
игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней
универсиады 2013 года в г. Казани, саммита
АТЭС во г.Владивосток в 2012 году);
предоставление дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности субъектов Российской
Федерации и межбюджетных субсидий социального
характера;
3) определение объемов бюджетных ассигнований
на исполнение других расходных обязательств
с уточнением сроков решения поставленных
задач, концентрации ресурсов на наиболее
значимых мероприятиях и объектах, оптимизации
расходов на обеспечение деятельности
органов государственной власти и федеральных
бюджетных учреждений с учетом отраслевых
особенностей, повышение эффективности
средств, направляемых на поддержку реального
сектора экономики, отказа от непервоочередных
расходов.
Таблица 5.3
Динамика расходов по группам расходных обязательств
2009
год |
2010 год (прогноз) |
2011 год (прогноз) |
2012 год (прогноз) | |||||||
млрд. рублей |
%% к 2009 году |
доля в общем объеме расходов |
млрд. рублей |
%% к 2010 году |
доля в общем объеме расходов |
млрд. рублей |
%% к 2011 году |
доля в общем объеме расходов | ||
Расходы, всего |
9 980,1 |
9 822,8 |
100,5 |
100,0 |
9 358,6 |
95,3 |
9 661,2 |
103,2 |
||
Расходы без учета условно утвержденных |
9 124,6 |
92,8 |
100,0 |
9 178,1 |
98,1 |
100,0 | ||||
в том числе: |
||||||||||
Публичные и приравненные к ним расходные обязательства |
3 192,0 |
3 925,2 |
123,0 |
39,9 |
3 657,7 |
93,2 |
40,0 |
4 007,6 |
109,6 |
43,7 |
Приоритетные направления государственной политики (мероприятия) |
3 244,9 |
3 339,4 |
102,9 |
33,9 |
3 3346,9 |
100,2 |
36,7 |
3 160,3 |
94,4 |
34,4 |
Иные расходные обязательства |
3 543,2 |
2 558,2 |
72,2 |
26,2 |
2120,0 |
83,0 |
23,3 |
2 010,2 |
94,8 |
21,9 |
При формировании
отдельных направлений расходов на 2010-2012
годы применялись следующие основные
подходы:
- увеличение размеров пособий гражданам,
имеющим детей, компенсаций и мер социальной
поддержки граждан, пострадавшим от радиационных
аварий, ежемесячных денежных выплат отдельным
категориям граждан исходя из прогнозного
уровня инфляции в 2010, 2011 и 2012 годах;
- сохранение в 2010 году размера иных социальных
пособий и компенсаций на уровне 2009 года,
с их индексацией, начиная с 2011 года по
уровню инфляции предыдущего года с внесением
соответствующих изменений в законодательство;
- сохранение действующих в текущем году
условий оплаты труда работников федеральных
бюджетных учреждений, денежного довольствия
военнослужащих, денежного содержания
федеральных государственных служащих;
- сохранение на уровне 2009 года бюджетных
ассигнований на формирование стипендиального
фонда для обучающихся в федеральных учебных
заведениях.
Далее приводится обоснования предварительных
проектировок бюджетных ассигнований.
5.2 Обеспечение исполнения публичных и приравненных к ним расходных обязательств
В целом, объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных и приравненных к ним расходных обязательств в 2010 году по сравнению с 2009 годом возрастет на 23 %, а их доля в общем объеме расходов – с 32 до 39,9 %, в основном за счет увеличения трансфертов Пенсионному фонду Российской Федерации (таблица 5.4):
Таблица 5.4
Бюджетные
ассигнования на исполнение публичных
и приравненных к ним расходных
обязательств
Наименование расходного обязательства |
2009 год (бюджетная роспись) |
2010 год |
2011 год |
2012 год | ||||||
прогноз, млрд. рублей |
отклонение от 2009 года |
прогноз, млрд. рублей |
отклонение от 2010 года |
прогноз, млрд. рублей |
отклонение от 2011 года | |||||
в млрд. рублей |
в %% |
в млрд. рублей |
в %% |
в млрд. рублей |
в %% | |||||
ВСЕГО |
3 192,0 |
3 925,2 |
733,2 |
23,0 |
3 657,7 |
-267,5 |
-6,8 |
4 007,6 |
349,9 |
9,6 |
Покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации |
354,7 |
1 166,3 |
811,6 |
128,8 |
662,4 |
-503,9 |
-43,2 |
730,1 |
67,7 |
10,2 |
Компенсация выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков |
72,8 |
72,8 |
- |
47,8 |
-25,0 |
-34,3 |
55,7 |
7,9 |
16,5 | |
Компенсация выпадающих доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков |
4,8 |
4,8 |
100 |
5,6 |
0,8 |
16,7 | ||||
Компенсация выпадающих доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков |
13,4 |
13,4 |
100 |
15,6 |
2,2 |
16,4 | ||||
Расходы по пенсионному обеспечению |
1 423,6 |
1 015,0 |
-408,6 |
-28,7 |
1 125,5 |
110,5 |
10,9 |
1 224,6 |
99,1 |
8,8 |
из них: |
||||||||||
Валоризация пенсионных прав граждан |
502,2 |
- |
- |
561,3 |
59,1 |
11,8 |
609,5 |
48,2 |
8,6 | |
Пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц |
206,7 |
230,0 |
23,3 |
11,3 |
232,6 |
2,6 |
1,1 |
235,2 |
2,6 |
1,1 |
Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению |
180,2 |
252,8 |
72,6 |
40,3 |
296,8 |
44,0 |
17,4 |
339,3 |
42,5 |
14,3 |
Социальные пособия, компенсации, ежемесячные денежные выплаты |
481,6 |
530,3 |
48,7 |
10,1 |
592,8 |
62,5 |
11,7 |
602,4 |
9,6 |
1,6 |
Стипендии |
42,8 |
42,0 |
-0,8 |
-1,9 |
42,0 |
0,0 |
- |
42,0 |
0,0 |
- |
Обеспечение судебной системы |
108,7 |
105,0 |
-3,7 |
-3,4 |
107,5 |
2,5 |
2,4 |
110,0 |
2,5 |
2,3 |
Обслуживание государственного долга Российской Федерации |
235,1 |
333,2 |
98,0 |
41,7 |
487,3 |
154,6 |
46,4 |
602,9 |
115,9 |
23,8 |
Исполнение государственных гарантий Российской Федерации |
1,6 |
4,3 |
2,7 |
168,8 |
5,6 |
1,3 |
30,2 |
7,6 |
2,0 |
35,7 |
Выполнение международных обязательств |
119,9 |
94,3 |
-25,6 |
-21,4 |
96,7 |
2,4 |
2,5 |
98,4 |
1,7 |
1,8 |
Ассигнования на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
67,9 |
72,9 |
5,0 |
7,4 |
73,1 |
0,2 |
0,3 |
73,1 |
0,0 |
- |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации |
261,7 |
227,7 |
-34,0 |
-13,0 |
226,5 |
-1,2 |
-0,5 |
235,2 |
8,7 |
3,8 |
Иные публичные расходные обязательства |
88,4 |
261,7 |
173,3 |
196 |
173,2 |
-0,1 |
0 |
204,4 |
31,2 |
18 |
Одним из приоритетов
бюджетных расходов является обеспечение
исполнения обязательств, вытекающих
из измененного пенсионного законодательства,
целью которого является повышение материального
положения пенсионеров.
Исходя из новых условий назначения трудовой
пенсии, фиксированный базовый размер
пенсии устанавливается для всех получателей
трудовой пенсии, в том числе для пенсий
по старости, в размере 2 562 рубля (с дифференциацией
в зависимости от категории получателя
пенсии). В среднем размер пенсии к концу
2010 года составит 8 408 рублей, а к концу
2012 года – 10 145 рублей, прибавка от валоризации
составит более 1 250 рублей.
В соответствии с федеральным законом
«О страховых взносах в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
фонды обязательного медицинского страхования»
с 1 января 2010 года упраздняется единый
социальный налог и вводятся страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование,
обязательное социальное страхование
на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством, обязательное
медицинское страхование.
При этом, в 2010 году предусматривается
сохранение тарифов страховых взносов
в действующих размерах для отдельных
категорий плательщиков страховых взносов:
сельскохозяйственных товаропроизводителей
(тарифы страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации и фонды
обязательного медицинского страхования
сохраняются в размере действующих ставок
ЕСН);
организаций и индивидуальных предпринимателей,
имеющих статус резидента технико-внедренческой
особой экономической зоны (устанавливается
только тариф страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации в размере 14%);
организаций и индивидуальных предпринимателей,
уплачивающих единый сельскохозяйственный
налог (устанавливается только тариф страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации в размере 10,3%);
организаций и индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему налогообложения,
а также организаций и индивидуальных
предпринимателей, уплачивающих единый
налог на вмененный доход для отдельных
видов деятельности (устанавливается
только тариф страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации в размере 14%);
плательщиков страховых взносов, использующих
труд инвалидов, общественных организаций
инвалидов, предприятий и учреждений общественных
организаций инвалидов (устанавливается
только тариф страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации в размере 14%).
Кроме того, для части из перечисленных
выше категорий плательщиков страховых
взносов (для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
организаций и индивидуальных предпринимателей,
имеющих статус резидента технико-внедренческой
особой экономической зоны; организаций
и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих
единый сельскохозяйственный налог; а
также для плательщиков страховых взносов,
использующих труд инвалидов, общественных
организаций инвалидов, предприятий и
учреждений общественных организаций
инвалидов) в 2011-2014 годах предусматривается
постепенное повышение тарифов страховых
взносов до общеустановленной ставки.
Действующие и вновь принимаемые в рамках
пенсионной реформы расходные обязательства,
подлежащие исполнению за счет бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации,
а также выпадающие доходы бюджета Фонда
будут обеспечены страховыми взносами
и межбюджетными трансфертами из федерального
бюджета.
В целях обеспечения сбалансированности
бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации на покрытие его дефицита планируется
в 2010 году 1166,3 млрд. рублей, в том числе
образовавшегося за счет сохранения тарифов
страховых взносов на уровне ставки единого
социального налога – 670 млрд. рублей,
в 2011 году – 662,4 млрд. рублей, в 2012 году
– 730,1 млрд. рублей.
На компенсацию выпадающих доходов бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации
в связи с установлением пониженных тарифов
страховых взносов для льготных категорий
плательщиков предусматривается в 2010
году 72,8 млрд. рублей, в 2011 году – 47,8 млрд.
рублей, в 2012 году – 55,7 млрд. рублей.
На обеспечение валоризации предполагается
направить в 2010 году - 502,2 млрд. рублей,
в 2011 году - 561,3 млрд.рублей, в 2012 году –
609,5 млрд.рублей.
Кроме того, часть расходных обязательств
Российской Федерации передается для
администрирования Пенсионному фонду
Российской Федерации с предоставлением
соответствующих межбюджетных трансфертов
(таблица 5.5).
В федеральном бюджете предусмотрены
бюджетные ассигнования на осуществление
ежемесячных денежных выплат инвалидам,
ветеранам, гражданам, подвергшимся радиационному
воздействию, другим категориям граждан
с учетом увеличения этих выплат по уровню
инфляции.
Трансферты Пенсионному фонду Российской
Федерации, предусматриваемые для выплаты
материнского (семейного) капитала на
2010 год, обеспечат потребность 298 тыс. получателей
этих средств, в 2011 году – 339 тыс. получателей,
в 2012 году – 350 тыс. получателей.
Более 1,9 млн. человек в 2010 году и 2,5 млн.
человек в 2012 году получат компенсационную
выплату по уходу за нетрудоспособными
лицами в размере 1200 рублей в месяц.