В формировании
и развитии экономической и
социальной структуры общества
большую роль играет государственное
регулирование. Одним из механизмов,
позволяющих государству проводить
экономическую и социальную политику,
является финансовая система
общества и входящий в ее
состав – государственный бюджет.
Совокупность бюджетных отношений
по формированию и использованию
бюджетного фонда страны составляет
понятие государственного бюджета.
Именно через государственный
бюджет производится направленное
воздействие на образование и
использование централизованных
и децентрализованных фондов
денежных средств.
По экономической
сущности государственный бюджет
– это денежные отношения, возникающие
у государства с юридическими
и физическими лицами по поводу
перераспределения национального
дохода (частично и национального
богатства) в связи с образованием
и использованием бюджетного
фонда, предназначенного на финансирование
народного хозяйства, социально-культурных
мероприятий, нужд обороны и государственного
управления.
Государственный бюджет объединяет
главные доходы и расходы государства.
Бюджет – это форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления,
это единство основных финансовых категорий
(налогов, государственного кредита, государственных
расходов) в их действии, т. е. через бюджет
осуществляется постоянная мобилизация
ресурсов и их расходование.
Централизация средств
имеет важное экономическое и
политическое значение. Это дает
возможность маневрировать ресурсами,
сосредотачивать их на решающих
участках экономического и социального
развития, осуществлять единую экономическую
и финансовую политику на территории
страны. Бюджет отражает размеры
необходимых государству финансовых
ресурсов и определяет тем
самым налоговую политику в
стране. Бюджет фиксирует конкретные
направления расходования средств,
перераспределение национального
дохода и внутреннего валового
продукта, что позволяет ему выступать
в качестве эффективного регулятора
экономики.
Бюджет можно рассматривать
как экономическую категорию, которая
выражает определенные экономические
отношения. Как экономическая категория
бюджетные отношения являются
составной частью финансовых
отношений, характеризуются теми
же чертами, которые присущи финансам
в целом, но при этом имеют
ряд особенностей. К ним можно отнести
следующие: государственный бюджет является
особой экономической формой перераспределительных
отношений, связанной с обособлением части
национального дохода в руках государства
с целью использования ее на удовлетворение
потребностей всего общества и отдельных
его государственно-территориальных образований;
с помощью государственного бюджета происходит
перераспределение национального дохода
между отраслями народного хозяйства,
субъектами страны, сферами общественной
деятельности; пропорции бюджетного перераспределения
стоимости в большей мере, чем у других
звеньев финансов, определяются потребностями
расширенного воспроизводства в целом
и задачами, стоящими перед обществом
на конкретном этапе его экономического
развития; область государственного бюджетного
распределения занимает центральное место
в составе государственных финансов, что
обусловлено ключевым положением государственного
бюджета по сравнению с другими финансовыми
звеньями.
В последние годы
стал преобладающим взгляд на
государственный бюджет с позиции
экономической сущности как на
самостоятельную категорию. С позиции
законодательного установления
государственного бюджета он
рассматривается как основной
финансовый план государства.
Государственный
бюджет с точки зрения экономической
категории выполняет распределительную
и контрольную функции. Благодаря
первой происходят концентрация
денежных средств в руках государства
и их использование с целью удовлетворения
общегосударственных потребностей. С
помощью второй функции становится возможным
определить, насколько своевременно и
полно ресурсы поступают в распоряжение
государства, как фактически складываются
пропорции в распределении бюджетных
средств, эффективно ли они используются.
Сфера действия
распределительной функции определяется
тем, что в отношения с государством
вступают почти все участники
общественного производства. Основным
объектом бюджетного перераспределения
является чистый доход, однако
это не исключает возможности
перераспределения через бюджет
и части стоимости необходимого
продукта, а иногда и национального
богатства.
Контрольная функция
позволяет через формирование
и использование фонда денежных
средств государства «сигнализировать»
о том, как поступают в распоряжение
государства финансовые ресурсы от разных
субъектов хозяйствования, соответствует
ли размер централизованных ресурсов
государства объему его потребностей.
Основу контрольной функции составляет
движение бюджетных ресурсов, отражаемое
в соответствующих показателях бюджетных
поступлений и расходных назначений.
Основными функциями
государственного бюджета как
финансового плана государства,
утверждаемого законодательными
органами власти, с экономико-законодательной
точки зрения являются: перераспределение
ВВП; государственное регулирование
и стимулирование экономики;
финансовое обеспечение бюджетной
сферы и осуществления социальной политики
государства; контроль за образованием
и использованием централизованных фондов
денежных средств.
Распределительная
функция бюджета проявляется
через формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств по уровням государственной
и территориальной власти и
управления. В развитых странах
через бюджеты разных уровней
распределяется до 50% ВВП. С помощью
бюджета государство регулирует
хозяйственную жизнь страны, экономические
отношения, направляя бюджетные
средства на поддержку или
развитие отраслей, регионов. Регулируя
таким образом экономические отношения,
государство способно целенаправленно
усиливать или сдерживать темпы производства,
ускорять или ослаблять рост капиталов
и частных сбережений, изменять структуру
спроса и потребления.
Важное значение имеет
социальная направленность бюджетных
средств. В социальной политике основными
приоритетами являются поддержка наименее
защищенных слоев населения, а также функционирование
учреждений здравоохранения, образования
и культуры, решение жилищной проблемы.
В процессе бюджетного
планирования и исполнения бюджета
осуществляется контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью народного хозяйства. В
условиях становления рыночных отношений
значение бюджетного контроля в процессе
мобилизации ресурсов и их использования
усиливается.
Функции государственного
бюджета осуществляются на основе
использования бюджетного механизма,
который является реальным воплощением
бюджетной политики и отражает
конкретную нацеленность бюджетных
отношений на решение экономических
и социальных задач. 17
2.3. Дефицит и профицит
бюджета
При сбалансированном
бюджете государственные доходы
равняются расходам. В том случае,
когда доходы больше расходов,
превышение называется профицитом
бюджета или положительным сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо)
существует при превышении расходов над
доходами.
Бездефицитность бюджета
не означает еще «здоровья» экономики.
Всегда необходимо обращать внимание
на то, какой именно (государственный,
региональный, муниципальный, консолидированный)
бюджет исполняется с профицитом. Так,
в последние годы государственный бюджет
РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный
бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного
сальдо подавляющего числа региональных
и почти всех местных бюджетов.
В экономической
теории сложились несколько подходов
к проблеме бюджетного дефицита.
Первая концепция:
бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.
Вообще, стремление всеми мерами бороться
с бюджетным дефицитом и не делать государственных
заимствований может привести к отрицательным
последствиям для экономики любой страны.
Допустим, наметился рост безработицы.
Доходы населения падают, налоговые поступления
сокращаются. Правительство, стремясь
получить бездефицитный бюджет, должно
либо увеличить число и повысить ставки
налогов, либо сократить государственные
расходы, либо использовать сочетание
этих мер. Следствием этих мероприятий
будет еще большее сокращение совокупного
спроса и дальнейший спад в экономике.
Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована
только на решение текущих экономических
проблем, но не способна решать перспективные
задачи. Правительство Е.Гайдара проводило
в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся
на концепции резкого снижения государственных
расходов на социальную политику, пытаясь
таким образом сократить бюджетный дефицит.
Однако ему не удалось ни ликвидировать
бюджетный дефицит, ни остановить спад
производства.
Вторая концепция:
бюджет должен быть сбалансирован на протяжении
экономического цикла, а не ежегодно. Это
означает, что правительство осуществляет
антициклическое воздействие и одновременно
стремится сбалансировать бюджет. В период
спада государство осуществляет стимулирующую
бюджетно-финансовую политику: снижает
налоги и увеличивает государственные
расходы, т.е. сознательно увеличивает
дефицит бюджета, стимулируя тем самым
рост совокупного спроса и подъем экономики.
В период подъема государство проводит
сдерживающую бюджетно-финансовую политику:
повышает налоги и снижает государственные
расходы. Возникает положительное сальдо
бюджета, которое используется для покрытия
дефицита бюджета в период спада. Данная
концепция имеет, однако, существенный
недостаток: она не учитывает того, что
спады и подъемы могут быть неодинаковы
по глубине и продолжительности, их чрезвычайно
трудно спрогнозировать. Например, длительный
и глубокий спад может смениться коротким
и незначительным подъемом. В этом случае
дефицит бюджета устранить не удастся,
он примет циклическую форму.
Третья концепция:
сбалансированность бюджета является
второстепенной проблемой. Первостепенная
экономическая задача государства, с точки
зрения сторонников данного подхода, —
это стимулирование экономического роста.
Выполнение этой задачи может сопровождаться
как устойчивым положительным сальдо
бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом
(именно такая картина типична, например,
для государственного бюджета США и ряда
европейских стран).
Небольшой бюджетный
дефицит для экономики многие
экономисты считают лекарством,
стимулирующим хозяйственное развитие.
Его роль сродни роли потребительского
кредита: получаешь блага сейчас,
но приходится много работать,
чтобы отработать его, вместо
того, чтобы получить эти блага
в будущем за меньшие деньги.
Кроме того, государство, в отличие
от домохозяйств, может постоянно
тратить больше, чем зарабатывать.
Однако передозировка
любого лекарства может быть
опасной. Рост бюджетного дефицита
порождает инфляцию, экономическую
нестабильность, рост внешних и
внутренних заимствований, которые
в свою очередь приводят к
дефолту.
Первостепенное внимание
надо обратить на то, на какие
цели расходуется бюджетный дефицит.
Едва ли можно упрекнуть правительство,
когда оно тратит деньги на
инвестиции в наукоемкие и
высокодоходные отрасли, на подготовку
к военным действиям в случае военной
угрозы. Однако слишком часто средства
госбюджета уходят на решение сиюминутных
проблем, разворовываются, а сам дефицит
возникает из-за неумения руководства
страны обуздать финансовые претензии
министерств, ведомств и различных лоббистских
групп.
Существует 3 традиционных
способа покрытия дефицита бюджета:
1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения,
3) производство денег, или «сеньораж»,
т.е. печатание денег. Однако в настоящее
время «сеньораж» не является простым
печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию.
Современный «сеньораж» выражается в
создании резервов коммерческих банков,
которые концентрируются в ЦБ и могут
быть использованы для покрытия дефицита
бюджета. Однако политика ЦБ, направленная
на рост величины резервов денежных средств,
поступающих к нему из коммерческих банков,
вызывает недовольство последних, ослабляет
их финансовое положение и усиливает противоречия
внутри финансовой системы страны.
Созданный в начале 2000-х в России
профицит федерального бюджета при дефиците
консолидированного бюджета страны вызывает
у экономистов противоречивые оценки.
Некоторые считают профицит не заслугой
Правительства, а его ошибкой: искусственная
«накачка» средств в федеральный бюджет
посредством отъема их из региональных
и местных бюджетов практически сводит
на нет возможности эффективного функционирования
региональных и местных органов власти.
Защитники позиции правительства считают,
что центральное правительство уже научилось
составлять сбалансированный бюджет,
предотвращая тем самым инфляцию, в то
время как дефициты местных бюджетов связаны
с низким качеством бюджетного процесса
в регионах. 18
2.4. Основные направления
бюджетной политики на 2010 год и плановый
период 2011 и 2012 годов (Проект)
1. Параметры социально-экономического
развития Российской Федерации в 2010-2012
годах
Мировой экономический кризис, сопровождавшийся
сильным падением мировых цен на энергоносители,
серьезно ударил по российской экономике
и выявил целый комплекс нерешенных проблем,
острота которых в прежние годы сглаживалась
благоприятной экономической конъюнктурой.
Это делает бюджетную систему России крайне
уязвимой с точки зрения фискальных рисков
и вынуждает проводить более жесткую бюджетную
политику с тем, чтобы избежать ситуации,
когда правительство будет испытывать
сложности по исполнению своих обязательств.
В этой связи принято решение основывать
бюджетное планирование на умеренно оптимистических
оценках перспектив экономики. В настоящее
время прогноз основных показателей социально-экономического
развития значительно ухудшился по сравнению
с тем, что ожидалось в середине 2008 года.
Столь серьезные изменения объясняются
в том числе и тем, что предыдущий прогноз
оказался сверх оптимистичным. Между тем,
именно на этом прогнозе основывался Федеральный
закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2009 год и на плановый период
2010 и 2011 годов" (табл. 1.). Исходя из завышенных
предположений, сформировались на среднесрочную
перспективу обязательства государства.
На фоне ухудшения ситуации приходится
пересматривать параметры бюджетной системы.
Но если в части доходов происходит объективное
их сокращение на более чем 40% по сравнению
с изначально запланированными, то по
расходам ситуация иная. В условиях кризиса
обязательства не просто сложно сокращать
– их приходится увеличивать, чтобы поддержать
ослабленную экономику и незащищенные
категории граждан(табл.1).