Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:34, курсовая работа
Западная цивилизация на определенном историческом этапе выиграла глобальное историческое соревнование с более древними цивилизациями именно за счет более быстрого роста и развития человеческого капитала, включая образование, в средние века. В конце XVIII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай (и Индию) по душевому ВВП и вдвое - по показателю грамотности населения. Последнее обстоятельство, помноженное на экономическую свободу, а затем и демократию, стали главным фактором экономических успехов европейцев, а также США и других англосаксонских стран.
Человеческий капитал и историческое развитие стран и цивилизаций 3
Определения, сущность, виды и типы человеческого капитала 3
Возникновение понятия и социально-экономической категории «человеческий капитал» 3
Индивидуальный, корпоративный и национальный человеческий капитал, определения 4
Узкое и широкое определение человеческого капитала 5
Национальный человеческий капитал 6
Отрицательный, пассивный и положительный человеческий капитал 8
Человеческий капитал и индекс развития человеческого потенциала 11
Человеческий капитал как интенсивный фактор развития и драйвер инновационных волн 12
О роли человеческого капитала в процессах развития 12
Корреляция циклов развития ЧК и циклов развития мировой экономики 12
Инновации и их роль в процессах развития экономики и общества 16
Технологические уклады экономики с позиций теории и практики человеческого капитала 17
Человеческий капитал - главный фактор формирования экономики знаний 18
Измерение человеческого капитала 19
Методы оценки стоимости национального человеческого капитала 19
Измерение стоимости, качества и эффективности национального человеческого капитала 22
Российский человеческий капитал 26
Российский человеческий капитал и проблемы его роста 26
Некоторые пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала 28
Человеческий капитал и перспективы создания инновационной экономики РФ 30
Заключение и выводы 38
Список использованной литературы: 41
Основной недостаток ИРЧП состоит в том, что этот индекс не отражает качества образования, и качества ВВП на душу населения. В развитых странах качество и стоимость образования много выше, чем в бедных или в развивающихся странах. Значительная доля нефтегазового сектора экономики и доходов от него выталкивает вверх в рейтинге ИРЧП, например, нефтедобывающие арабские страны. А эти страны почти не задействуют свой национальный ЧК даже в добыче нефти и газа. Поэтому для учета высоких экспортных доходов при расчетах эффективности национальных ЧК стран с сырьевыми экономиками используется понижающий коэффициент. Он равен, в частности, для России - 0.75, для Казахстана — 0.56. Для развитых стран и развивающихся стран с диверсифицированной экономикой этот индекс равен 1.
Анализ процессов показывает, что ЧК и циклы его роста и развития являются главными факторами возбуждения инновационных волн развития и цикличного развития мировой экономики и общества.
Революционные изменения в экономике и обществе, крупнейшие инновации осуществлялись на базе накопленного человеческого капитала в каждый исторический период развития народа, страны, цивилизации.
Человеческим обществом
постепенно накапливались знания. На
их базе развивались образование
и наука. Формировался слой высокопрофессиональной
научно-технической, управленческой и
в целом интеллектуальной элиты,
под началом которой и
Под ростом ЧК понимается, как обычно, увеличение его стоимости, под развитием ЧК - повышение его качества.
Проведем параллели между типами экономики, технологическими укладами и уровнем и качеством ЧК.
Первая промышленная революция (табл.2) и первый технологический уклад (1770-1830гг.), введенный Сергеем Глазьевым на базе длинных волн Кондратьева, совпадают по времени. Этот рывок в развитии мировой экономики произошел на основе быстрого роста производительных сил и становления капитализма. Появление машин, технологий, оборудования и сам капитализм необходимо, в первую очередь, определить этапом развития человеческого капитала и его главных составляющих - культуры, воспитания, образования, знаний, медицины, экономической науки, совершенствования религий, развития экономики, общественных отношений и государственности.
Капитализм с его урбанизацией, с первыми машинами и оборудованием, с соответствующим ростом производительности труда стал материальным воплощением ускоренного развития человеческого капитала, повышения его производительности за счет нового качества ЧК - интеллектуальной мощи и новых знаний.
Именно креативные, культурные и образованные люди, профессионалы в своих сферах и отраслях совершили промышленную революцию. И позволили им это сделать, точнее, толкали их на научные, инновационные, промышленные и технологические инновации, накопленные предыдущими поколениями и ими самими знания и конкуренция.
Конкуренция - стремление получить большую прибыль, стремление разбогатеть - заставляли капиталистов рисковать, использовать новшества (инновации). Применять в промышленных производствах новые устройства, машины, оборудование, технологии.
Возникла востребованная временем идеология капитализма - протестантизм. Религия креативности, поиска, культуры, науки, свободы и капитализма. Протестантские священники сами занимались научными исследованиями и стимулировали к этому свою паству.
Не случайно первыми вошли в капитализм наиболее образованные протестантские страны - Англия, Франция, Швейцария, Швеция и другие.
Отстали от них из христианской цивилизации католические и православные страны, а также Китай, Индия, страны Востока, Латинской Америки и другие.
Конкурентные «соревнования» цивилизаций и стран той эпохи решил накопленный человеческий капитал, его уровень и качество. У Западной цивилизации он оказался выше по стоимости и качеству и производительнее. Но в первую очередь по качеству культуры, образования и науки, определяемого более высокими инвестициями в них и процессом накопления и использования на практике знаний.
В конце XVIII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай по грамотности населения. И в два раза - по ВВП на душу населения.
Промышленная революция в научном отношении базировалась на развитии и достижениях математики, механики, физики, химии, экономической науки. На базе крупнейших инноваций были созданы и развивались текстильная промышленность и машиностроение.
Рост величины и качества ЧК (качества культуры, образования, здоровья, науки, предпринимательского ресурса, качества элиты и управления, качества жизни и государственных институтов и т.д.) позволил создать станки и машины, ставшие крупнейшими инновационными продуктами того времени.
Главной причиной промышленной революции стали рост знаний и появление профессионалов, способных изобретать машины и генерировать инновации. Сами машины - следствие выхода в своем развитии человеческого капитала на новую высоту, на новый уровень качества.
Особое значение в процессах развития имели ментальность и культура народа - база формирования этики труда, предпринимательства, основа качества труда. Ментальность и культура - одни из важнейших составляющих накопленного народом национального человеческого капитала.
Новые и быстро развивающиеся
составляющие ЧК - общее образование
и формирующееся
В итоге в первой половине 19 века формировались индустриальная экономика и общество. На этом этапе произошли следующие качественные изменения в человеческом обществе:
- произошло накопление
и реализация на практике
- произошла индустриализация
- механизация производств,
- в экономике и в
других сферах
- повысилось качество
жизни населения; развивались
культура, образование, наука и
постепенно готовилась база
- происходило опережающее развитие человеческого капитала за счет увеличения в него инвестиций, роста знаний, совершенствования профессионального образования, специализации научных исследований и роста количества и качества научных организаций, увеличения продолжительности жизни, роста экономической и политической свободы, повышения качества и эффективности элит, за счет процессов урбанизации - положительных перемен в культуре, в семье, религии, политике.
Таблица 2 Периоды технических революций2
Элементы технического прогресса |
Периоды наибольшей концентрации качественных сдвигов | ||
Конец 18 - начало 19 вв. (первая промышленная революция) |
Последняя треть 19 - начало 20 века (вторая промышленная революция) |
Середина 20 в. (третья промышленная революция - научно-техническая революция) | |
Орудия и средства труда |
Возникновение машинного производства |
Охват машинным производством основных рабочих процессов; массовое производство машин |
Формирование систем машин, комплексная механизация, автоматизация производства |
Двига- тельная сила и энергия |
Паровая машина |
Производство электроэнергии, электродвигатель, двигатель внутреннего |
Электрификация производства, атомный реактор, реактивный двигатель |
Предметы труда |
Массовое производство железа, чугуна |
Массовое производство стали |
Качественная металлургия, массовое производство алюминия и пластмасс |
Транспорт |
Железно-дорожный транспорт на паровозной тяге, пароход |
Дизельные суда, автомобильный и авиационный транспорт |
Развитие транспортных систем, реактивный транспорт и ракетная техника |
Средства связи и управления |
Почтовая связь |
Электросвязь (телеграф, телефон) |
Радиосвязь и электроника |
Сельское хозяйство |
Возникновение научных систем земледелия, селекция растений и животных |
Механизация сельского хоз., минеральные удобрения |
Комплексная механизация и химизация, микробиология, начало регулирования биологических процессов |
Строительство и строительные материалы |
Господство ручного труда, кирпич и дерево |
Первые строительные механизмы; цемент и железобетон |
Индустриальные методы строительства, использование новых строительных материалов и легких конструкций |
Формы организации науки |
Индивидуальная научная деятельность |
Возникновение специализированного научного труда |
Превращение науки в индустрию знаний, в отрасль экономики |
Образование |
Распространение грамотности и возникновение профессионального обучения |
Массовое общее и специальное образование |
Значительное повышение среднего уровня образования,
быстрое развитие высшего |
С точки зрения развития человеческого капитала, можно выделить следующие этапы промышленной революции:
1) развитие и повышение
эффективности образования,
2) появление профессионального
образования и
3) появление и развитие
предпринимательского ресурса
На этом и последующих
этапах промышленных и научно-технических
революций происходило
Вторая промышленная революция (последняя треть ХХ - начало ХХ веков) вершилась на базе нового витка роста качества и уровня накопленного человеческого капитала. Углубилось и приняло массовый характер профессиональное образование, развивалась и специализировалась наука, развивалась и повышалась культура народов. Вторая промышленная революция на базе развития человеческого капитала сформировала 2-4-е технологические уклады экономики, создала развитое индустриальное общество с высокой производительностью труда. Породила массовую генерацию инноваций, которые непрерывно повышали производительность труда. На базе научных исследований постепенно зарождалась в передовых странах индустрия знаний.
Третья научно-техническая революция началась с середины ХХ века и продолжается до сих пор. Она продолжила формирование 4-го уклада, сформировала в развитых странах мира 5-й технологический уклад экономики и начало 6-го, осуществила переход развитых стран к постиндустриальной экономике. Началось формирование в передовых странах экономики знаний и информационного общества. Происходит глобализация мировой экономики. Создана в развитых странах индустрия знаний, которая стала ведущей отраслью экономики.
Сергей Глазьев дал
в своих работах классификацию
технологических укладов эконом
Каждый очередной уклад экономики был связан с соответствующим этапом развития человеческого капитала и с его новым высоким качеством. Прежде всего, в образовании, в науке и в инновациях.
Табл.3. Технологические уклады (ТУ) (макроциклы, длинные волны) Н.Д. Кондратьева
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Период домини- рования ТУ |
1770-1830 |
1830-1880 |
1880-1930 |
1930-1980 |
1980-2040 (?) |
Лидеры ТУ |
Голландия, Велико- британия, Франция, Бельгия |
Те же + Германия и США |
Те же |
Те же + ЕС + Канада + СССР + Япония + Австралия |
Те же (включая всю Европу) + Сингапур + Китай + Корея + Индия + Бразилия + Мексика + РФ(?) |
Ядро ТУ |
Текстиль, каналстрой, водян. И ветрян. двигатели, чугун |
Паровой двигатель, ж/д, машино- и пароходо- строение, станкоинстру- ментальная пром., черная металлургия уголь |
Электро- техника, тяжмаш, ЛЭП, неорганическая химия, авиа- и автостроение, сталь |
Авиа-, авто-, тракторо- строение, цветмет, органическая химия, синтети- ческий каучук нефть |
Электроника, робототехника, биотехнологии, лазерная и иная оптика, фототехника, дистанционное управление, космос. газ |
Ключевой фактор развития |
Текстильное машино- строение |
Паровые двигатели, станки |
Электро- двигатель, сталь |
Двигатель внутреннего сгорания, нефть |
Биотехнологии, микроэлектроника, ядерная физика, вычислительная техника |
Основы теории современного инновационного развития заложил еще в начале ХХ века выдающийся австрийский экономист Йозеф Шумпетер. Он ввел и сам термин «инновация». В молодости Шумпетер мечтал стать великим экономистом. И по собственному заказу, собственными трудами им и стал.
Главный научный труд Шумпетера "Теория экономического развития" вышел в свет в 1911 году на немецком языке. В 1926 году Шумпетер издал существенно доработанное второе издание в Германии, а в 1934 году - в Англии. В своих работах он определил экономический рост как увеличение производства и потребления традиционных товаров. Экономическое развитие - как повышение уровня и качества жизни, смены его образа за счет крупных новшеств - инноваций, а также сопутствующих им средних и мелких полезных новшеств, которые, как правило, подкреплены патентами и изобретениями.
Информация о работе Человеческий капитал и историческое развитие стран и цивилизаций