Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"
Экономическое содержание отношений
собственности заключается,
во-первых, в том, что лицо присваивает
некие материальные блага, которые тем
самым отчуждаются от других лиц. Во-вторых,
присвоение имущества связано с осуществлением
над ним хозяйственного (экономического)
господства, т.е. с исключительной возможностью
лица, присвоившего конкретное имущество,
по своему усмотрению решать, каким образом
это имущество использовать.В-третьих,
лицо, присвоившее имущество, получает
не только приятное "благо" обладания
им как следствие своего хозяйственного
господства над имуществом.
Основными формами собственности являются: частная, коллективная (групповая) и общественная.
Частная собственность имеет место там, где средства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Она порождает у этих лиц материальную заинтересованность в рациональном использовании вещественных факторов производства с целью достижения максимального экономического эффекта.
Коллективная (групповая) собственность
характеризует принадлежность средств
и результатов производства отдельной
группе лиц. Каждый член этой группы является
сособственником факторов производства
и производимой продукции. К групповой
собственности относятся
Общественная собственность
На основе базовых форм собственности (частной, коллективной и общественной) возникают ее производные формы — акционерная, кооперативная, собственность трудового коллектива, совместная и др.
25.Механизм рыночного саморегулирования: предложение. Закон предложения. Функции предложения. Рыночный механизм- механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен и качества, объема производства. Предложение – понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях. Предложения определяют закономерную взаимосвязь между рыночными ценами и количеством производимого и предлагаемого к продаже. Соотношение цены и количества, поставляемых на рынок и предлагаемых к продаже товаров в течение фиксированной единицы времени — кривая предложения товаров в зависимости от их цены Закон предложения: с повышением цен соответственно вырастает и величина предложения с понижением цен сокращается так же и предложение. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличить предложение. Иными словами, у каждого продавца объем предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара.
Кривая предлож-я (рис.1) отражает взаимосвязь м/у колич-ом предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Она имеет положит наклон, свидетельствующий о реакции производителей на рыночные стимулы.
Рис.1. Кривая предложения
26.Индивидуальное и рыночное предложение. Факторы предложения Рыночное предложение-это суммарное предложение блага всеми индивидуальными потребителями, действующими на рынке. Индивидуальное предложение - это соответствующее каждой данной цене количество товара, которое готов предложить к продаже на рынке тот или иной производитель (продавец).
Факторы предложения – факторы, влияющие на величину предложения. Основным явл цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения (Уровень технологии, цены ресурсов, величина налогов, колич-во производителей) .
27.Механизм рыночного саморегулирования: спрос. Закон спроса. Функции спроса Рыночный механизм-механизм механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен и качества, объема производства. Спросом называется количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене независимо от того, действует он рационально или под влиянием среды. Спрос на какой-либо продукт представляет собой спрос в отношении какой-то отрасли экономики. Практика показывает наличие значительного разнообразия продукции, предназначенной для удовлетворения запросов потребителей. Все виды продукции обладают различной степенью взаимозаменяемости. Комбинированная продукция отрасли может рассматриваться как товар или благо. Однако общим критерием принадлежности какого-либо продукта к той или иной отрасли могут служить определенные признаки (форма, качество, степень рекламирования и т.д.). Высокая заменяемость предполагает, что товары удовлетворяют одну и ту же потребность, но изменение цены на взаимозаменяемые товары может повлечь за собой изменение спроса от одного продукта к другому. Следовательно, механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, спрос на которые растет.
Закон спроса выявляет причинно обусловленную зависимость платежеспособности покупателя от изменения цен на рынке.Его сущность: при прочих равных условиях спрос изменяется в обратной зависимости от цены.Термин «при прочих равных условиях» означает,что все др факторы/ переменные, рассматриваются как неизменные величины/константы.
Кривая спроса показывает,какое колич-во экономич-го блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент.
Рис.1 кривая спроса
Вопрос 28.Индивидуальный и рыночный спрос. Факторы спроса
Индивидуальный спрос – это спрос, предъявляемый конкурентным потребителям.
Кривая индивидуального спроса
показывает то количество продукта (товара),
которое потребители хотят
На индивидуальный спрос влияют: цена товара, уровень дохода потребителя, количество человек в семье потребителя, его социальный уровень, система ценностей, уровень задолженности.
Понятие спроса на определенный товар
отражает поведение массового
На рыночный спрос оказывают влияние: цена товара, доходы покупателей, число покупателей, предпочтения покупателей.
Кр-я рыноч-го спроса показывает объем спроса всех потребителей при любой P и представляет собой сумму кривых спроса всех рыночных субъектов (р. 1).
Рис.1. Индивидуальный (а) и рыночный спрос (б)
Она может быть построена из кривых индивидуального спроса (по горизонтали) на данный продукт путем сложения его количеств (Qd1+ Qd2+ Qd3), на которые каждый покупатель предъявляет спрос при каждой возможной цене на единицу продукта. Как и кривая индивид-го спроса, кривая рыночного спроса будет иметь отриц-ый наклон.
Факторы: производственные, соц-экономич ,социальные, психологические, демографические, торгово-экономические, инфраструктурные, физиологические, национально-климатические.
1)Взаимодействие спроса и
Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.
При рыночном равновесии спроса и предлож отсутствуют факторы как для повышения, так и д/понижения цены до тех пор, пока все прочие усл-ия сохр =.
Графич изображение
На рис. 4.1 показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.
Цена, по которой благо продается
или покупается, может не совпадать
с равновесной ценой. Аналогично
и реальный объем продаж может
не совпадать с равновесным
Рис. 4.1. Взаимодействие спроса и предложения
2)Одним из основных параметров механизма рыночного ценообразования является цена равновесия спроса и предложения.
Рыночная ситуация, при которой
предложение превышает спрос, создает
конкуренцию продавцов и
Под влиянием конкуренции предлож и спрос постоянно движутся в направлении равнов цены.Этот процесс представляет собой механизм ценообра.
Потребитель, готовый купить товар по более высокой (плановой) цене, чем равновесная цена, в случае покупки товара по равновесной цене получает ренту потребителя, которая эквивалентна разнице между плановой ценой и ценой равновесия. Покупатели, для которых равновесная цена высока, уходят с рынка. Продавцы, которые могли бы продавать товар по плановой цене, ниже равновесной, продав его по равновесной цене, получают ренту продавца (эквивалентна разнице между равновесной и плановой ценами). Продавцы, имеющие более высокий уровень затрат и вынужденные предлагать свои товары дороже, вытесняются с рынка.
Вопрос30. Рыночное равновесие - это когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Такая цена имеет тенденцию в отсутствии изменений спроса и предложения оставаться неизменной. Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.
Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объем спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.
Виды устойчивости:Абсолютная, Относительная, Локальная (колебания цен происходит, но в определенных пределах), Глобальная (Устанавливается при любых колебаниях).Функции равновесной цены:Распределительная, Информационная, Стимулирующая,Балансирующая.
Пусть реальная рыночная цена будет выше равновесной, скажем Р` >РЕ (рис. 4). При такой цене объем спроса составит QD`, тогда как объем предложения QS`. В этом случае производители предпочтут несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Таким образом, избыток предложения (Q`S - Q`D) будет оказывать понижающее давление на цену.
Рис. 4. Дефицит и избыток. |
Теперь рассмотрим случай, когда реальная цена будет ниже равновесной, например Р`` < PЕ. Тогда объем спроса QD`` окажется выше объема предложения QS`` товар станет дефицитным. Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса (QD`` - QS``) будет оказывать повышающее давление на цену.
Этот процесс будет, очевидно, продолжаться до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне РЕ, при котором объемы спроса и предложения равны.
Равновесие на рынке при определенных условиях оказывается устойчивым; любое отклонение от положения равновесия приводит в действие силы, которые возвращают рынок в исходное состояние.
Т.о.Если цена выше цены равновесия, объем предложения превышает объем спроса. Возникает затоваривание.Если цена ниже цены равновесия, объем спроса превышает объем предложения. Товар становится дефицитным.
31. Главным в подходе Л.Вальраса явл разница в объеме спроса и предложения.Если существ-т избыток спроса Q2-Q1 при цене P1,то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цен до тех пор,пока не исчезнет избыток.В случае избытка предложения (при цене P2 )конкуренция продавцов приводит к исчезновению его и установлению цены равновесия.
Главным в подходе А.Маршалла при формировании равновесия явл разность цен между низкой ценой P1 и высокой- P2.Маршалл исходит из того,что продавцы прежде всего реагируют на разность цен спроса и цен предложения.Чем больше этот разрыв,тем больше стимулов для роста предложения.Увеличение(уменьш) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены.