Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"
Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное количество благ, которое можно приобрести на его денежный доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителя понижается, и он будет сокращать потребление почти всех благ. Это и есть эффект дохода, отражающий влияние изменения цены на величину спроса на блага, которое имеет место из-за влияния этого изменения на величину реального дохода потребителя.
Эффект дохода выражает перемещение от одной кривой безразличия к другой, и, следовательно, с его помощью можно определить изменение реального дохода потребителя.
Эффект замещения- замена одного блага другим, обусловленная изменением их относительных цен. Понижение цены блага вызывает рост объема спроса на него. Более низкая цена одного блага при неизменных ценах на другие блага повышает его привлекательность, стимулирует потребителей заменить подешевевшим благом другие блага, оказавшиеся относительно более дорогими.
На рис. 1.3 представлены эффекты
дохода и эффекты замещения низкокач-
Д/некот-х благ эф дох-а теоретически может б достаточно большим, чтобы обеспечить увеличение кривой спроса на благо. Такое благо принято называть благом Гиффена - благо, спрос на кот-е растет даже при повышении его цены.
Рис. 1.2. График изменения эффектов дохода и эффектов замены (замещения) стандартного блага. Р1.3.График изменения эфф дох и замещ низкокаче-го блага.
Считается, что благо Гиффена практического значения не имеет, поскольку он должен обладать большой отрицательной величиной эффекта дохода. Однако, как прав-о, эф дохода незначителен и он существен лишь в том случае когда этот товар составляет высокую долю в бюджете потребителя.
Вопрос40.Поведение потребителя и классификация спроса. Функциональный и нефункциональный спрос. В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. В современной теории потребительского выбора предполагается, что: денежный доход потребителя ограничен; цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; потребители стремятся максимизировать совокупную полезность. Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах: множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ; ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не перенасыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна; транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя; субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута. Потребительский выбор - это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Функциональный спрос-обусловлен присущим данному благу потребительскими качествами. Нефункциональный спрос-возникающий у потребителя не в силу потребит характеристик товара,а под влиянием каких-либо иных факторов. Первой разновидностью нефуек спроса явл спрос,обусловленный внешними воздействиями.Наиболее значимые внешние воздействия(эффекты):Эффект присоединения к большинству(эф вагона)- увеличение спроса тем больше,чем больше данный товар покупают окружающие потребителя люди. Эффект сноба.Нежелание быть как все,желание выделиться. Эффект Веблена-увелич-е спроса на некот-е товары в силу более высокой цены по сравнению со своими аналогами. Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнит-ое потребление (покупку) тов-ов в наст-ем. Нерац-ный спрос-это незапланированный спрос, возник-ий под влиянием сиюминутного желания.
41.Производство-
Основные формы предприятий: частнопредпринимательские фирмы, корпорации, партнерства. Частнопредпринимательская фирма — это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам.
Несомненными достоинствами
Среди недостатков
Партнерство - это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Основные права здесь принадлежат всем партнерам. Они осуществляют эффективный контроль над деятельностью друг друга. Партнерства типичны для различных сфер интеллектуальной деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина и т. д. Они, как правило, жизнеспособны при ограниченном числе участников.
В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью. Это означает, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело.
Партнерства разделяют большинство достоинств частнопредпринимательской фирмы (в частности, их легко организовать и ими несложно управлять). Преимущества: в большей мере можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении, легче преодолеть финансовые барьеры для начала и продолжения деятельности.
Недостатки: скудность финанс-ых средств; неограниченная ответственность; разделение ф-ий, в результате которого может возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость интересов;угроза потенциального распада партнерства (в рез-те возникающих противоречий или выхода из дела одного из партнеров).
Корпорация -это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) становятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг возможно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций (облигаций). Кредиторы предъявляют иск к корпорации в целом, но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности).
Недостатки: Корпорации открывают широкий простор для всевозможных злоупотреблений. Возникает разрыв между ф-ей собственности и ф-ей управления. Мелкие и средние держатели обычно не обладают необходимой и достаточной информацией для осуществления действенного контроля. В корпорации происходит размывание прав собственности. Стремясь к личному обогащению, высшие менеджеры участвуют в рискованных операциях, а иногда идут и на прямые злоупотребления властью.
Другим крупным недостатком
деятельности современной корпорации
является двойное налогообложение.
Дело в том, что часть дохода корпорации,
которая выплачивается
Диверсификация, концентрация и централизация производства:
Важнейшей составной частью структуры современной рыночной эко-
номики является диверсификация экономической деятельности. Под дивер-
сификацией подразумевается
деятельность предприятия. Активность крупных предприятий и целых от-
раслей расширяется за рамки основного бизнеса, под которым понимается
производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в объеме про-
даж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции. Диверсифи-
кация обусловлена стремлением предприятий в условиях конкуренции уп-
рочить свое положение, своевременно отреагировать на изменения эконо-
мической конъюнктуры, обеспечить
эффективность своей
Рост размеров предприятий может происходить и посредством поглощения одним предприятием другого или посредством добровольного объединения нескольких самостоятельных предприятий в форме акционерных обществ. Централизация производства (капитала) осуществляется в результате конкурентной борьбы и приводит к перераспределению ресурсов (капитала), имеющихся в обществе. Централизация производства отличается от концентрации производства, которая означает увеличение размеров отдельных предприятий за счет капитализации прибыли. Концентрация и централизация как два способа расширения масштабов предприятий находятся в тесной взаимосвязи. Оба процесса обусловливают быстрый рост масштабов предприятий, приводящий на определенном уровне к господству монополий. Концентрация и централизация производства ведет к сосредоточению гигантских богатств в руках немногих групп финансовой олигархии.
Акционерные общества,
образуемые в результате
42.Факторы произ-ва: Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека.
Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. К факторам производства относится не весь капитал, а только реальный капитал — здания, сооружения, станки, машины и оборудование, инструменты и проч. — то есть все то, что используется для производства и транспортировки товаров и услуг. Финансовый же капитал (акции, облигации, банковские депозиты и деньги) к факторам производства не относится, поскольку не связан с реальным производством, а выступает в качестве инструмента получения реального капитала.
Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.
Предельная производительность фактора производства- вклад производственного фактора, равный изменению дохода от производства продукта при добавлении или отнятии единицы этого фактора, если количества других факторов остаются неизменными.
В краткосрочном периоде дейст-т
Закон убывающей отдачи действует
при наличии определенных условий.
Во-1,все единицы переменного
43.Способ соединения факторов,а также количественное и качественное отношение факторов в производстве данного блага называется технологией производства. В зависимости от соотношения факторов в производстве различают трудоемкие,фондо- или капиталоемкие,материалоемкие, наукоемкие и т.п. технологии. В микроэкономике принято,что производственный агент(фирма,предприятие) в зависимости от своих инвестиционных возможностей и предполагаемой структуры расходов способен выбирать тот или иной тип технологии, приводящий к производству намеченного объема благ.
Математически соотношение объема применяемых факторов производства (ресурсов) и объема выпуска конкретного продукта выражается при помощи аппарата производственных функций.
Производственная ф-ия-ф-ия,
Трехфакторная производственная ф-ия
имеет вид: Q=f(K,L,M), где Q-max объем продукции,произведенный
при данной технологии и определенных
факторах производ-ва; K,L,M-затраты капитала,труда,материалов,
Свойства:1)Существует определенная взаимодополняемость факторов производства. Это значит, что данный производственный процесс состоится только при наличии опред-х факторов.2)Возможна определенная взаимозаменяемость факторов производства без сокращения объема производства. В процессе произв-ва 1 фактор может быть заменен другим в определенном количественном соотношении, но без полного исключения из проиводственного процесса заменяемого фактора.3)Существует предел роста объема выпуска, который достигается путем увеличения использования одного фактора при неизменности(постоянстве) остальных факторов.
Способ производства явл технологически эффективным,если произведенный объём продукции явл max возможным при использовании определенных объемов ресурсов.
Экономически эффективный способ производства заданного объема продукции-это производство данного объема благ с min затратами.
Задача производителя состоит в выборе технологически и экономически эффективного способа производства.
Эффект масштаба производства-соотношение между изменением объемов производства и изменением количества всех используемых ресурсов, проявляющееся в динамике средних общих издержек.
Рост масштабов производства сопровождается: -Положит-м эф масштаба произв-ва. Проявл в снижении средних затрат по мере увеличения выпуска продукции и назыв возрастающей отдачей от масштаба (экономией от масштаба). Такая зависимость означает, что объем производства растет быстрее затрат ресурсов.Данный эффект определяют следующие осн факторы: специализация ресурсов, эффективное использование капитала,возможность производства попутных продуктов.-Отрицат-м эф масштаба произв-ва. Проявл в росте средних затрат по мере увеличения выпуска продукции и назыв убывающей отдачей от масштаба. Такая зависимость означает,что объем производства растет медленнее,чем затраты ресурсов.-Постоянным эф масш произ-ва. Проявл в неизменности средних издержек при увеличении объема производства и назыв постоянной отдачей от масштаба. Это означает,что объем производства и затраты ресурсов растут в одинаковой пропорции