Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"
Т.о.,эф масштаба произв-ва обусловливает динамику издержек в долгосрочном периоде и формирует форму кривой средних издержек.
44. Краткосрочный период функционирования фирмы-это промежуток времени, в течение которого объем производства может регулироваться только путем изменения количества наиболее мобильного (переменного) используемого фактора при неизменных объемах других факторов. В нем затраты которые не изменяютя называются постоянными, а факторы производства,размер которых изменяется-переменными.
Анализ производственной функции Q=f(K,L) с одним переменным фактором производят по динамике значений общего, среднего и предельного продуктов.
Общий продукт (TPL) – это общее количество произведенного продукта, которое изменяется по мере увеличения использования переменного фактора.
Средний продукт(АРLсредняя производительность труда) - это отношение общего продукта к колич-у затрач-го на его произв-во переменного фактора: АРL= TPL/ L. Предельный продукт(МPLпредельная производительность труда) – количество дополнительного продукта, полученное при использовании дополнительной единицы переменного фактора. МPL= ∆TPL/∆ L
Рис.Общий(1), средний и предельный(2) продукты переменного фактора производства
В краткосрочном
периоде действует закон
45. Долгосрочным периодом называется промежуток времени, в течение которого предприятие может изменять затраты всех факторов производства, в том числе осуществлять капиталовложения. Это означает, что в этом случае все факторы становятся переменными и не существует пределов для роса объема производства. В долгосрочном периоде для анализа производства применяется двухфакторная производственная функция с обоими переменными факторами капитала (К) и труда (L): Q=f(K,L).
Графически задаваемая при помощи производственной функции технология может быть представлена в виде непрерывных линии, называемых изоквантами, или линиями равного выпуска.
Изокванта– кривая, показывающая различные варианты комбинации факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта. Каждая точка одной изокванты имеет координаты, соответствующие минимальным объемам труда и капитала, необходимым (в различных пропорциях) для производства данного количества продукции.
Полная совокупность изоквант, каждая их которых показывает выпуск продукции, возможный при использовании различных комбинации факторов производства, называется картой изоквант или технологической картой.
Изокванты д/различ-х значений выпуска. Карта изоквант.
Изокванты имеют следующие св-ва:1)
Отрицательный наклон изокванты показывает, что сокращение одного фактора при определенном объеме производства всегда будет вызывать увеличение другого фактора. Выпуклая форма изокванта отражает не полную (неабсолютную) заменяемость факторов при замещении одного другим. Кривизна изокванты иллюстрирует эластичность замещения факторов при выпуске заданного объема продукта и отображает то, насколько легко один фактор может быть заменен другим.
Поскольку все факторы производства
в долгосрочном периоде переменные,
то необходимо выбрать оптимальную
комбинацию ресурсов для максимального
выпуска продукции при
С = РК*К+РL*L
Где L, K - количество единиц капитала и труда.
Данное уравнение называется уравнением бюджетного ограничения производителя. Графически его изображает изокоста – линия равных затрат. Она показывает комбинации ресурсов, использование которых ведет к одинаковым затратам, израсходованным на производстве.(рис2)
Рис2.Изокосты
Рост бюджета производителя или одновременное снижение цен обоих ресурсов сдвигает изокосту вправо, а сокращение бюджета или рост цен – влево.
Оптимальная комбинация ресурсов определяется путем совмещения карты изоквант и изокосты(рис3). Точка касания изокванты Q2 c изокостой С(точка Е) определяет положение равновесия производителя, где достигается максим-й объем производства при имеющихся ограниченных денежных средств, затраченных на покупку ресурсов.
Учитывая что в точке Е изокванта и изокоста имеют одинаковый угол наклона и что наклон изокванты измеряется предельной нормой технологического замещения, можно записать условие равновесия следующим образом.
MRTSLK= - K/ L= PL/PK
Поскольку замещение капитал
трудом компенсируется
Тогда предыдущие условие равновесия можно дополнить:
MRTSLK =- K/ L= MPL/MPK = PL/PK,отсюда MPL/ PL=MPK/PK, при Q=const.
Последнее выражение назыв правилом наименьших издержек.
Рис.3.Определение точки равновесия производителя
46.Экономическую природу фирмы,феномен её возникновения,причины создания,условия существования и влияния фирмы на соц-экономические процессы исследовали многие теоретические школы экономической теории-трудовая теория стоимости,т. маржинализма,неоклассическое направление, т. (нео)институционализма,т. обществ-го выбора и др направления.
В экономич науке сущ-т различные взгляды на экономич природу фирмы. Одни исследователи понимают под фирмой структуру деятельности, направленную на поиск наиболее выгодного способа производства в усл-х неопределенности. Другие полагают,что фирма-это экономич субъект,кот занимается хозяйственной деятельностью и обладает самостоятельностью в принятии производственных и управленческих решений.Фирма рассматривается также как общность людей,объединенных едиными мотивами деятельности. И,наконец,фирма-совокупность взаимовыгодных контрактов.
В связи с этим все существующие экономич теории,изучающие экономич природу фирмы,можно разделить на 2 большие группы-технологич и организационные.
В первую группу входят экономич школы,связан с разработкой теории произв-ва.В основе данной теории лежит производственная ф-ия,выражающая max объем выпуска при заданном уровне развития технологии и при возможных комбинациях факторов произв-ва.Во 2 группу входят те теории,кот рассматривают фирму как некий общественный институт.
Теория общественного выбора изучает
природу фирмы «извне»,исследуя
институциональную среду-политич,юридич,соц-ую.
Сторонники данной школы считают,что современное
общ-во имеет множество недостатков,несовршенно,
Альтернативные концепции
1. Фирма в неоклассической теории.Неоклассический вариант теории фирмы исходит из ее существования как из готовой предпосылки. Примером тому модели, в которых фирмы приобретают ресурсы на рынке, трансформируя их в продукты, которые, в свою очередь, реализуются на рынке.
Согласно традиционному
1) Под прибылью однозначно
2) Фирма действует как
3) Функция полезности фирмы как
неделимой единицы принятия
4) Все действия фирмы как
5) Фирме доступна полная и
достоверная информация
Также в рамках традиционной неклассической теории фирмы делалось предположение, что деятельность фирмы контролируется собственником.
2. Контрактная теория фирмы
Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются договорами - контрактами.
В институциональной теории фирмы - фирма, представляя собой совокупность внутр-х и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения: трансакционными издержками и издержками контроля (организационными издержками)
Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму. U-форма (унитарная) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. М-форма-характеризует фирму со многими подразделениями, выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы.
3. Стратегическая концепция фирмы. Точка зрения на фирму как на активного субъекта рыночных структур носит название стратегического подхода. Фирма в качестве активного агента экономических взаимоотношений не только и не столько подчиняется сложившейся структуре окружающей внешней среды, сколько активно своими собственными действиями формирует ее. Цель жизнедеятельности фирмы реализуется в ее стратегии. Стратегия понимается как сознательное, целенаправленное поведение фирмы.Выбирая линию стратегического поведения, фирма принимает во внимание поведение др экономич-х агентов(поведение своих конкурентов,действия спроса и правительства). Фирма может активно воздействовать на спрос, оказывать воздействие на правительст для проведения желаемых для нее мероприятий.
Альтернативные цели фирм:
1) Максимизация продаж или общ выручки. Предложена В.Баумолем. Выпуск при максимизации прибыли будет , чем выпуск при максимизации выручки.
2) Модель Уильямсона. Она основана на предпочтении расходов, в ней детально изучается дискреционное поведение, проявляемое управляющими.
47.Фирма как альтернативная система рынку. Трансакционные издержки в теории фирмы. Предприятие (фирма) трактуется как альтернативная рынку система. Внутри фирмы отношения регулируются не рыночными сигналами, а командами в условиях иерархической системы. Границы развития фирмы (ее оптимальный размер) определяется чертой, на которой уравновешиваются (соизмеряются) рыночные издержки и издержки административного механизма. Внутреннее строение и эволюцию фирм помогает понять теория Р.Коуза и введенное им в статье " Природа фирмы " трансакционных затрат. Р.Коуз показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, требуя подчас весьма внушительных затрат. Эти затраты были названы трансакционными. В отличие от производственных затрат, определяющихся объемом и технологией производства, трансакционные затраты возникают в процессе налаживания отношений рыночными агентами. Выделяются четыре категории транс. затрат: 1) затраты поиска информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг); 2) затраты, связанные с ведением переговоров и заключением контракта; 3) "надзорные" затраты (по контролю за соблюдением условий договора); 4) затраты по юридической защите контракта (например, судебные расходы в случае его нарушения ). Итак, фирма оказывается необходимой, когда благодаря ей достигается более высокая эффективность, чем это было бы под силу нескольким мелким организационным единицам, которые можно из нее составить.
48. Предельный доход (MR) — это приращение дохода, вызванное продажей дополнительной единицы продукции.MR=.
Более точным способом определения оптим-го размера производства явл сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС).
Увелич-е выпуска продукции повышает прибыль только в том случае,if доход от продажи дополнит-ой единицы продукции превышает издержки производ-ва данной единицы, т.е., если MR > МС. Напротив, когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции выше приносимого за счет ее реализации дохода (MR < МС), то, произведя соответствующую единицу товара, фирма лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки.
Очевидно, что в этих условиях max прибыль (min убытки) будет достигнута при том объеме производства, когда предельные издержки сравняются с пред. доходом. Эту закономерность в экономич-й науке принято называть правилом MR = МС. Согласно ему, максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производ-ва,соответствующем точке равенства пред-го дохода и пред-х издержек.
Общий(совокупный,валовой)(TR) включает всю сумму выручки от реализации,которую получает предприятие.Его величина определяется как произведение цены единицы продукта на объём реализованной продукции.