Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 12:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Экономической теории".
Понятие общества. Исторический процесс.
Общество – это отделившаяся от природы часть мира, которая представляет собой особую сферу жизнедеятельности человека. Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей, позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В своем развитии общество проходит ряд стадий (или этапов). Последовательная смена одних этапов развития общества другими называется историей.
Общество может развиваться двумя путями: эволюционным, медленно, постепенно накапливая изменения, которые приводят общество к новой фазе своего развития, и революционным, когда смена одних этапов развития на другой происходит сразу, при жизни одного поколения, при этом огромную роль всегда играет воля человека. Человеческая цивилизация развивается по своим законам:
Нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а напротив ухудшались; чем совершеннее орудие, тем выше производительность труда, тем большее количество населения можно прокормить. Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия вытесняются машинами, которые уступают место компьютерным технологиям. Глобальный, всемирный исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации получил название социального прогресса. Но в отдельные этапы жизни общества (экономические и политические кризисы, войны, эпидемии и т.д.) может появиться обратная тенденция – попятное движение общества, возвращение его на уже пройденный этап развития – регресс. Как мы уже выяснили, общество не стоит на месте, а постоянно изменяется, проходя различные стадии своего развития. Ученые с давних пор пытаются определить, какие именно стадии развития проходит общество. Постепенно сложились две точки зрения на периодизацию истории:: формационный и цивилизационный подходы.
Формационный подход к периодизации истории.
Для российской науки наиболее традиционным является формационный подход к периодизации истории, автором которого был Карл Маркс. За основу развития общества он взял способ производства материальных благ. В основе этого выделения лежит тот простой факт, что люди прежде чем заниматься политикой, искусством, наукой должны пить, есть, одеваться и т.д. Каждую стадию развития общества Маркс назвал общественно-экономической формацией. Маркс выделяет пять основных общественно-экономических формаций:
Теория Маркса имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, Маркс первым представил историю человечества как единый, глобальный процесс. С другой стороны, формационная теория не может объяснить почему разные общества развиваются с разной скоростью, перескакивают через отдельные стадии. Например, в России никогда не было рабовладельческого общества, а некоторые народы Азии и Африки до сих пор находятся на феодальной стадии развития. В логику формационного подхода не вписываются проблемы человечества, психическое состояние человека, культура, быт и т.д. Поэтому в современной науке за основу принят цивилизационный подход.
Цивилизационный подход к периодизации истории.
В основе этого подхода лежит понятие «цивилизация». Основные принципы изучения истории при помощи понятия «цивилизация» были разработаны английским историком А.Д. Тойнби в работе «Постижение истории». История человечества, по его мнению, - это совокупность историй отдельных локальных цивилизаций, которые проходят через стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. Французский философ Арон Р. и американский социолог О. Тоффлер предложили делить общество на три ступени развития.
Цивилизационный подход развивался в рамках другого научного течения – эволюционизма. Общество переходит от одной стадии развития к другой длительным эволюционным путем, постепенно накапливая изменения во всех сферах жизни общества и прежде всего в сознании и мировоззрении людей. Качественный переход на следующую, более высокую ступень развития возможен лишь тогда, когда люди будут внутренне готовы к переменам, будут хотеть этих перемен, когда новое станет привычной деталью их повседневной жизни.
2.Понятие
экономических ресурсов в
По мере накопления экономических знаний и необходимости исследования причин, условий и факторов, способствующих росту богатства, отдельные представители буржуазной экономической мысли пытались в трудах разрешить наиболее актуальные с их точки зрения вопросы.
Так, французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832) в своём главном труде «Трактат политической экономии» (1803) выдвинул теорию трёх факторов производства, согласно которой в создании стоимости товаров равноправно задействованы труд, земля и капитал. Они соответственно служат источниками доходов – заработной платы, прибыли и ренты. Доходы же рассматривались им как плата за производственные услуги, оказываемые факторами производства. Величину вклада каждого из них, Сей определял соотношением спроса и предложения. Что касается заработной платы, то она представлялась как доход от «производительной услуги» труда рабочих, а её величина измерялась уровнем их выработки. Вместе с тем, Сей считал, что заработная плата полностью возмещает труд рабочего, и утверждал, что мерилом заработной платы за труд служит то, что требуется рабочим для того, чтобы жить, нести расходы на содержание семьи и образование. В «Катехизисе политической экономии» Сей на вопрос: «Где источник доходов?» - кратко ответил: «В производящих фондах; они суть: наши промышленные способности, наши капиталы, наши земли». Далее он пояснил, что действие производящих фондов придаёт полезность продуктам, эта полезность даёт продуктам ценность, а эта ценность доставляет доход владельцам производящих фондов.
Если зарплата полностью
возместит результаты труда рабочего,
то, что останется на долю капиталиста,
банкира и земельного собственника?
Если источник доходов в производящих
фондах, то, какое отношение к
получению доходов имеет
Теория трёх факторов, неспособная выйти из круга логических противоречий, и объяснить истинный источник доходов, послужила отправным пунктом для теории предельной производительности, разработанной Джоном Бейтс Кларком (1847-1938). Наряду с понятием «факторы производства» в экономической литературе используется понятие «ресурсы производства».
Экономическая теория характеризует
ресурсы как совокупность природного,
социального и духовного
Ресурсы по своему составу многообразны, их принято подразделять на четыре группы.
1. Природные – естественные,
имеющиеся в природе ископаемые
(нефть, газ, уголь и др.), производственные
ресурсы в виде земли и
2. Материальные (капитальные)
– все созданное руками
3. Трудовые – экономически
активное, трудоспособное население, т.е.
часть населения, обладающая физическими
и духовными способностями для участия
в трудовой деятельности. На практике
в «ресурсном» аспекте обычно оценивают
трудовые ресурсы по трем параметрам:
социально-демографическому, профессионально-
4. Финансовые (инвестиционные) – совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает общество и которые могут быть выделены на организацию производства. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия «поступления и расходов», распределения денежных средств, их накопления и использования.
Что же общего между понятиями «ресурсы производства» и «факторы производства»?
Общим является то, что и
ресурсы и факторы выступают
одними и теми же природными и социальными
силами, при помощи которых осуществляется
производство. Различия заключаются
в том, что к ресурсам относят
природные и социальные силы, которые
могут быть вовлечены в производство,
а к факторам – силы, реально
вовлеченные в процесс
В экономической теории можно встретить различные подходы к классификации факторов производства. В марксистской теории выделяют три фактора: труд, предмет и средства труда. Иногда их формируют в группы и выделяют личный и вещественный факторы. К личному фактору относится рабочая сила, представляющая собой совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются в процессе производства; к вещественным – предметы и средства труда, составляющие в совокупности средства производства.