Шпаргалка по дисциплине "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 23:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы макро планир.doc

— 583.50 Кб (Скачать файл)
  1. Позитивные и негативные стороны рынка

Можно отметить следующие проявления этого влияния:

- Рыночная экономика  в принципе не знает таких  традиционных для командно –  административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди  и т.д.;

- Эффективное распределение и использования ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;

- Возможность успешного  функционирования рынка при наличии  весьма ограниченной информации: уровень цен и уровень затрат  на различные ресурсы;

- Высокая степень  его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;

- Оптимальное использование  достижений науки и техники;

- Стимулирует рост  производства, ускоряет темпы его  развития;

- В рыночной экономике  не существует производства ради  производства, в центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентировано производство;

- Свобода выбора  и действий предпринимателей  и потребителей;

- Способность к  удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества продукции;

- Относительно быстрое  восстановление нарушенного равновесия;

- В определенной  мере создает саморегулирующуюся  систему хозяйствования, в которой  каждый занимает свою нишу, которая  эффективно функционирует без  прямого вмешательства государства.

2. Негативные стороны  рынка. Не стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки. Можно указать на следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества:

- Рынок порождает  факторы, которые нарушают свободу  предпринимателя. Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;

- Отсутствие стимулов  для производства товаров и  услуг коллективного и общественного  назначения;

- Рынок не способен  решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т.п.;

- Отсутствие механизма  защиты окружающей среды;

- Неспособность  сохранения не воспроизводимых  ресурсов;

- Отсутствие соблюдения  социально-экономических прав человека, в частности права на доход и права на труд для тех, кто может и хочет работать;

- Рынок безразличен  к производству так называемых  общественных благ и услуг (национальная  оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т.п.);

- Рынок не только  обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть населения;

- Неспособность  содействовать развитию фундаментальных  и прикладных исследований в  науке;

- Неспособность  структурных изменений производства, организации денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем;

- Нестабильность  развития и подверженность спадам  производства и инфляционным  процессам;

- Рынку чужды  нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д. Разные народы  сложили немало пословиц и  поговорок по этому поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок – это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга» и т.д.

 

Объективная необходимость государственного регулирования экономики.

В XX в. главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики является английский экономист Дж. Кейнс. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику, т.к. у свободного рынка отсутствуют механизмы, способные обеспечивать стабильность экономики. Свой вклад в разработку теоретической системы Кейнса внесли А. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, Дж. Хикс и др.

Государственное регулирование - это система мер по централизованному воздействию государства, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др.

Обычно выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность.

Эффективность

Государство призвано создать такую экономическую ситуацию, используя различные экономические инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства. В частности большое значение имеют антимонопольная деятельность государства, активизация конкуренции, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма.

Справедливость

Для рынка справедливым считается получение высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, и наличие низких доходов у тех, кто потерпел в этом неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получения прожиточного минимума. Поэтому государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Государство заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

Стабильность

Государство поддерживает экономическую стабильность, сглаживает циклическую форму развития экономики. Проводит оно и антимонопольную политику.

Государство берет на себя решение тех функций, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Следовательно, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.

В различных странах выбраны проверенные опытом разнообразные методы регулирования экономики: налоговая система, контроль над ценами, экспертные оценки, долгосрочные нормативы, предельные лимиты и т.д. - это позволяет активно влиять на рынок и регулировать отношения купли-продажи производителей и потребителей. Эти методы должны постоянно обновляться и совершенствоваться с учетом новых задач и условий развития всей экономики, не сковывать инициативу и предприимчивость. Так, можно обеспечить гибкое использование плановых и рыночных начал не на основе их противопоставления, а путем эффективного сочетания.

 

  1. Государство в рыночной экономике (общая характеристика).

Доходы в рыночной экономике распределяются только по результатам конкуренции; отсюда высокие и низкие доходы, банкротства. Но это распределение не затрагивает занятых в фундаментальной науке, в управлении. Оно не распространяется на тех, кто еще не работает (дети), и тех, кто уже не работает (старики, инвалиды).  
Чисто рыночное распределение не гарантирует право на стандартное благосостояние, без чего нет демократического общества. Кроме того, рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто может и хочет работать. «Стратегические прорывы в науке, технологии, структурные преобразования в экономике не могут быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы». Негативные последствия рыночного механизма (монополизм, инфляция и др.) также требуют вмешательства государства. Следовательно, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство. 

Экономические функции государства определяются потребностями нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции и частичного предпринимательства.  Государство как сознательный субъект должно осуществлять свои функции осторожно, чтобы в рыночном механизме не было сбоев. Оно должно постоянно контролировать результаты регулирования и своевременно принимать меры для погашения негативных последствий. Следовательно, государственная деятельность не должна переходить границы, угрожающие рыночному механизму. Государство интегрируется в рыночное хозяйство. Появляется смешанная система, характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, ее социальной ориентацией, направляемой государством. 

Функции государства по поддержанию рыночного механизма :

  • Обеспечение правовой базы рыночной экономики (защита прав собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и др.);
  • Защита от конкуренции (антимонопольная деятельность, защита прав потребителя). 

Функции государства по усилению рыночного механизма:

  • В перераспределительной политике (корректируя распределение ресурсов через налоговую систему, государство способствует развитию общественных благ: строительству школ, больниц и т.п.); 
  • В макроэкономическом регулировании экономики с целью ее стабилизации (с помощью бюджетных и кредитных рычагов государство осуществляет контроль за уровнем занятости, инфляции, стимулирует экономический рост); 
  • В проведении эффективной внешнеэкономической политики. 

Роль государства в рыночной экономике велика и многообразна. Так, на Западе государственное регулирование превратилось в важнейший элемент хозяйственного механизма современной рыночной системы и является активным участником всех стадий воспроизводственного процесса: производства – распределения – обмена – потребления. В результате среднегодовые темпы расширенного промышленного производства в лидирующих странах мира составили к 70-м годам примерно 5,5%, что намного превышало показатели довоенного периода. Крупные государственные ассигнования на науку, обширные налоговые льготы и субсидии частномонополистическому капиталу способствовали бурному развитию НТП и структурной перестройке экономики. Значительно возросли ассигнования на социальные цели – медицину, образование, пенсионное обеспечение и др. 
Однако к началу 80-х годов все чаще стали проявляться и кризисные явления, связанные с развитием госсектора и государственным вмешательством в экономику. Разбухание бюрократической структуры в системе государственного управления, снижения темпов роста, эффективности, лавинообразное нарастание инфляционных процессов, структурно-энергетические кризисы и др. – все это положило так называемому «консервативному сдвигу» в процессе государственного регулирования. Масштабы государственного регулирования постепенно ужимались, а за последние 10 лет приобрели более косвенный характер. Сегодня государственное регулирование ориентируется больше на долгосрочные цели научно-технического прогресса и экономического роста, хотя социальные расходы по-прежнему остаются важнейшей составной частью государственного бюджета. 

  1. Управление в общественных системах : сущность, главный и непосредственный субъекты, двойственный характер.

Управление – система сознательных, целесообразных, планомерных воздействий субъекта управления на его объекты с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, нормальное функционирование, приспособление к изменяющимся условиям внешней среды. Субъекты управления : социальные институты, организации, группы людей и отдельные индивиды, осуществляющие управленческие действия (принимающие решения и организующие их реализацию). Непосредственные субъекты управления : а) на макроуровне — государство с присущими ему органами представительной, законодательной власти, президент и его аппарат, исполнительные органы власти — правительство страны; б) на уровне субъектов РФ и местных органов власти — соответственно представительные и исполнительные органы власти. в) В коммерческих предприятиях - менеджеры с административно-управленческим аппаратом. Главным субъектом управления (по Конституции РФ) - народ, выбирающий своих представителей в органы государственной власти и опосредованно управляющий своими делами. На деловых предприятиях главным субъектом управления являются их собственники — индивидуальные или коллективные. Управление в общественных системах всегда носит двойственный характер: 1) функция непосредственно процесса производства = объективная необходимости координации деятельности людей во времени и пространстве в конкретной экономической, социальной, правовой, политической и технологической обстановке — организационно- техническая сторона управления. 2) функц. собственности на средства производства, поскольку кооперация труда, организация совместной трудовой деятельности осуществляются собственником средств производства . Именно социально-экономическая сторона управления определяет цели, характер и инструментарий управленческой деятельности.  

  1. Природа и сущность планирования

1. Планирование — центральная функция управления. Управление - определение целей деятельности и организации работ группы людей таким образом, чтобы эти цели достигались по завершении деятельности; процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать цели организации и достичь их.

Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и ее члены для их достижения. По сути и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:

1.    В каком состоянии организация находится в настоящее время?

2.    В каком направлении хочет двигаться организация?

3.    Каким образом организация собирается сделать это?

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

Основная цель - интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.

Планирование  – систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернатив в ожидаемых условиях.

Рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности на различных предприятиях и фирмах состоит в разработке вариантов желаемого будущего и нахождения путей более эффективного приближения к нему.

Внутрифирменное планирование — это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

2. Виды планирования:

- По степени  охвата

общее планирование и частичное планирование

- По содержанию  предпринимательской политики 

стратегическое планирование, тактическое планирование и оперативное планирование

- По объектам (сферам  функционирования)

планирование сбыта, планирование производства, планирование персонала, планирование заготовок, инвестиционное планирование, планирование финансов

- По глубине планирования

глобальное, контурное, ограниченное по заданным рамкам и детальное

- По временному  горизонту планирования 

краткосрочное планирование, среднесрочное планирование и долгосрочное планирование

- По координации  во времени 

планирование по календарным срокам (последовательное) и скользящее (перекрывающее) планирование   

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика"