Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 18:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая теория 35.docx

— 126.42 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Понятие собственности ее характерные черты. Субъекты и объекты собственности. Типы и формы собственности.

Соб-сть -  истор. сложившиеся отнош. между людьми по поводу присвоения и отчуждения ресурсов, средств производства, произведенных в об-ве мат. и духовных ценностей. Субъекты соб-сти — физ. и юр. лица, между кот. складываются отнош. Соб-сти. Объекты соб-сти — средства производства, ресурсы, рабочая сила и предметы потребления, которые присваиваются людьми и становятся их собственностью. Формы: • владение — право физического обладания благом; • пользование — использование вещей в соответствии с их предназначением для удовлетворения определенной потреб¬ности; • распоряжение — совершение собственником определенных действий с объектом собственности (продажа, дарение, уничтожение и т.п.). Типы: 1)Частная соб-сть — тип соб-сти, при кот. искл. право на владение, распоряжение и пользование объектом соб-сти и получение дохода имеет частное лицо. Характерный признак ее — передача имущества по наследству. Она создается и умножается за счет предпринимательской деятельности, ведения собственного хоз-ва, доходов от средств, влож. в акции, облигации, кредитные учреждения. Ее объектами явл. жилые дома и квартиры, денежные средства, ценные бумаги, предприятия, другое имущество. 2) Общественно-долевая- часть доходов, имущество, другие ценности, на которые вправе претендовать один из участников общего дела, коллективных собственников, наследников. Мера, в которой участник общего дела вносит в него собственные ресурсы, денежные средства, именуемые долевым участием. (Кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации и т. д.) 3) Общественно-совместная- акционерная, долевая, кооперативная. 4) Государственная собственность — форма общественной соб-сти, явл. достоянием всех людей страны. 5)Местного самоуправл.- коммунальная, муниципальная, соб-сть административно-территориальных единиц (исполкомов). Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юр. лицами в соответствии с актами законодательства. Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юр. лицами, составляют казну соотв. админист.-территор. единицы.

  1. Функции и структура рынка. Субъекты и объекты рынка. Инфраструктура рынка и ее элементы.

Рынок – это сов-сть эконом. отнош. производства и обмена товаров при помощи денег; рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, отношения спроса и предложения; Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, т.е. сделок купли-продажи: физические лица – покупатели, продавцы, предприниматели; юридические лица – предприятия, объединения, организации, ассоциации, фирмы, государство и т.д. Объекты рынка – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи: материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства, технические новшества и идеи. Функции: 1.обеспечение взаимодействия производства и потребления; 2.регулирующую. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Рост цен является сигналом к расширению производства, падение цен – к сокращению; 3.стимулирующую. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений НТП, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг; 4. информационную. Рынок дает объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются; 5.посредническую. В рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции, а продавец – наиболее подходящего покупателя; 6. санирующую (санитарную). Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хоз. единиц и поощряет развитие эффективных фирм; 7.социальную. Рынок дифференцирует производителей. Рынок имеет многообразную структуру. Классификация: 1)  по объектам купли-продажи:  рынок ресурсов, потребительский рынок: продовольственный рынок; рынок непродовольственных; рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальные и др. услуги); финансовый рынок, состоящий из денежного рынка (валюта и золото), рынка кредитных ресурсов, рынка страхования, фондового рынка; рынок прав владения и пользования (рынок аренды и лизинга); рынок интеллектуальной собственности (рынок патентов на различные новшества, товарные знаки и др., рынок лицензий); рынок духовных ценностей 2) в пространственном разрезе  ( по масштабам):

локальные (местные) рынки (один или несколько районов страны); региональные рынки; национальные рынки; международные рынки (интегрированные национальные рынки нескольких стран членов ЕС, таможенных союзов в рамках СНГ и др.); мировой рынок. 3) по механизму функционирования: свободный (основан на механизме свободной конкуренции);  монополизированный; регулируемый государством; 4) по объемам сделок купли-продажи:  оптовые рынки; мелкооптовые; розничные 5) в соответствии с действующим законодательством различают: легальный (официальный) рынок; нелегальный (теневой) рынок: 6) по степени насыщенности выделяют: равновесный (спрос и предложение совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос). Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Организ. база инфр-ры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы. Мат. база инфр-ры рынка состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи. Осн. Эл-ты инфраструктуры рынка: 1) ярмарка. Она представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Ярмарка может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или нескольких видов. 2) аукционы. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал максимальную цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и добровольные, которые организуются по инициативе владельцев товара. 3) биржа – место, где заключаются сделки купли-продажи. Членами биржи могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже сделки. Различают товарные, фондовые и биржи труда. 4)   кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. Она включает центральный (государственный), коммерческие, ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки. 5) гос. финансы. Их основу составляют гос. и местные бюджеты.

  1. Цена. Функции и виды цен. Механизм ценообразования.

Цена, её сущность. Цена - это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги. Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др. Решающий момент в понимании категории «цена» — обмен. Функции цен:

1.учетная- цены позволяют сопоставлять различные блага, не сравнимые по потребительским характеристикам. 2.перераспределительная- предполаг. Перераспредел. созданного общ-ного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. 3.стимулирующая- поощрительное и сдерживающее воздействии цен на разные сферы воспроизводства.4.функция балансирования спроса и предложения- балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Розничной называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. розничная цена определена как цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учётом ситуации на рынке. Оптовой называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). оптовая цена определена как цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования. Закупочная цена — вид оптовой цены, применяемый при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке. Закупочные цены дифференцируются в зависимости от качества продукции и с учётом географической сегментации рынка. закупочная цена определена как цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации. Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки». В этой группе методов расчёта цен выделяют: Прайсинговые методы — в основе лежит принцип «издержки плюс прибыль». В качестве издержек могут использоваться полные, усреднённые, предельные, стандартные или нормативные затраты (полные, усреднённые, предельные затраты связаны с реальным производством; стандартные и нормативные оторваны от производства фирмы, они приняты при нормальных условиях производства — используются, когда нужно ограничить издержки). В качестве прибыли чаще всего берут среднеотраслевую, если иное не определено законодательством (идёт «накидка» на издержки) — есть товары, на которые «накидка» регулируется. Но существуют и другие методы определения прибыли — например, целевая прибыль. Если какое-то предприятие в силу определённой ситуации на рынке может воздействовать на цену (убедить или заставить рынок), то тогда оно может задавать прибыль (по модели «точки безубыточности»). Методы поэлементного расчёта цен. Когда используются эти методы, делается расчёт основных категорий затрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а все другие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей (выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмом производства). Методы, основанные на установлении фиксированной цены. Эти методы используют, когда существуют стандартные цены. Работа с фиксированными ценами предусматривает возможность их изменения. Ценностное ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счёт достижения выгодного для неё соотношения «ценность товара / затраты на товар». В рамках ценностного ценообразования формируются цены с ориентацией на спрос. Наиб. известный метод — метод устан. цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования — это магазины без цен (например, антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга — осн. процесс при данном методе. Кроме двух опис. подходов выделяют метод «пассивного ценообразования». В рамках пассивного ценообразования принято выделять цены с ориентацией на конкуренцию.

  1. Фирма (предприятие)- основной субъект микроэкономики.

Предприятие — самостоятельный хоз. субъект, обладающий правами юр. лица, производимый продукцию, товары, услуги, занимающийся разл. видами эконом. деятельности, целью кот. явл. Обеспеч. общественных потребностей, извлечение прибыли и прироста капитала. Цель: получение прибыли, достичь которую можно, производя какие-то товары, имеющие спрос, выпуск продукции или оказание услуг, получение max прибыли при min затратах. Задачи: выпуск конкурентоспособной продукции; изучать спрос на выпускаемую продукцию, эффективно использовать материальные ресурсы, внедрение достижений науки и техники, производить гибкую ценовую политику. Признаки предприятия: 1) Является хозяйственной единицей; 2) Обладает административной и эконом. самостоятельностью; 3) Имеет общность целей и действий; 4) Имеет собственника (частное лицо, гос-во); 5) Им. руководителя. Все предприятия в зависимости от организационно-правовых форм подразделяются на: - частное предприятие — это предприятие, им. в одном лице и учредителя, и собственника. Все остальные лица, участвующие в деятельности предприятия, являются наемными работниками. - полное товарищество (об-во) — объединение физ. или юр. лиц, отвечающих по обязательствам товарищества всем движ. или недвиж. имуществом. – смеш. товарищество -  отлич. от полного тем, что наряду с участниками, отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом, есть лица, ответственность кот. огранич. размерами их вкладов. – тов-тво с огр. ответственностью — объединение, формир. на основе вкладов уч-ков, которые несут ответственность только в пределах своих вкладов. - акционерное общество явл. добровольным объед. лиц (физ. или юр.). Обязательным условием явл. внесение некот. мат. вклада в уставной фонд об-ва. - кооператив — представляет собой вариант предпр-ства, когда средства производства явл. Соб-стью членов коллектива произв-лей. – гос. предприятие — вид хоз. Дея-сти, в которой активным предпринимателем выступает гос-во, в соб-сти которого находится весь осн. капитал. Подраздел. на: бюджетное предприятие- деятельность кот. полностью финансируется из гос. бюджета; гос. корпорации — предприятия, акции кот. полностью принадлежат гос-ву; смешанные предприятия — кот. образуются в виде акционерных об-тв или тов-ств, акции кот. принадлежат и гос-ву, и частным владельцам.

  1. Спрос закон спроса, кривая спроса, факторы и виды эластичности спроса. Показатели, факторы и виды эластичности спроса.

Спрос характеризуется шкалой, которая отражает готовность покупателей в данный отрезок времени приобрести товар по каждой из предложенных на рынке цен. При этом значение имеют объем спроса и цена спроса. Объем спроса – это то количество товара, которое потребители согласны купить. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара. Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценами и количеством товаров, которые будут куплены при каждой данной цене. Обратная зависимость объясняется следующими основными причинами: снижение цен увеличивает число покупателей; снижение цен расширяет покупательную способность покупателей; насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц товара, поэтому покупатели готовы покупать его только по более низким ценам. Закон спроса имеет графическую интерпретацию в виде кривой спроса. Важнейшим свойством кривой спроса является ее нисходящий (убывающий) характер. Следует различать понятия "изменение величины (объема) спроса" и "изменение спроса". Спрос, по существу, представляет собой функцию, выражающую зависимость величины спроса от значения цены при неизменности прочих факторов. Величина (объем) спроса – это количество единиц определенного товара, которое отдельный покупатель (индивидуальный спрос) или вся совокупность покупателей (рыночный спрос) готовы приобрести за некоторый период. Изменение спроса обусловливается многими факторами, т.е. в данном случае речь идет о тех факторах, которые на графике определяют особый вид, форму кривой спроса. В их числе можно выделить: Доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет. Это так называемые нормальные товары. Кривая спроса смещается вправо. Те товары, спрос на которые изменяется в обратном направлении по отношению к изменению доходов, называются товарами низшей категории. По мере роста доходов спрос на них уменьшается и кривая спроса смещается влево. Потребительские вкусы и предпочтения. Благоприятное для данного продукта изменение вкусов или предпочтений, вызванное рекламой, изменениями моды вызовет увеличение спроса на него и, наоборот, неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса. Соответственно, кривая спроса будет смещаться в первом случае вправо, во втором случае – влево. Цены на сопряженные товары. Существуют товары взаимозаменяемые, т.е. товары-субституты, и взаимодополняемые, т.е. комплементы. Между ценой на один из товаров-субститутов и спросом на другой существует прямая связь: спрос на товар возрастет и кривая сместится вправо, если цены на взаимозаменяемые товары возрастут. Между ценой на один из товаров-комплементов и спросом на другой товар существует обратная связь: спрос на товар возрастет и кривая сместится вправо, если цены на взаимодополняемые товары снизятся. Потребительские ожидания. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь больше. Ожидания увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Зависимость величины (объема) спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. Для характеристики и количественного анализа спроса как функции используются показатели эластичности.  В самом общем виде эластичность отражает процентное изменение значения функции в результате определенного процентного изменения переменной, т.е. является характеристикой чувствительности. Для характеристики спроса на товар используют несколько показателей (коэффициентов) эластичности: эластичность спроса по цене (ценовая эластичность); эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность. Эластичность спроса по цене (коэффициент ценовой эластичности) определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. Поскольку зависимость величины спроса от цены является обратной, то коэффициент ценовой эластичности будет отрицательной величиной. Коэффициент перекрестной эластичности – характеризует степень реакции величины (объема) спроса на один товар при изменении цены другого товара. Если коэффициент перекрестной эластичности больше нуля, то товары взаимозаменяемые; если меньше нуля – то товары взаимодополняемые; если равен нулю – то товары независимые, несвязанные.

 

  1. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на величину предложения. Кривая предложения. Эластичность предложения и виды эластичности предложения.

Предложение, характеризуется с помощью шкалы. В ней представл. разные количества товара, которые производитель желает произвести и продать по каждой данной цене в конкретный временной промежуток. Основными показателями предложения выступают величина (объем) предложения и цена предложения. Величина (объем) предложения – то количество товаров, которое готовы продать продавцы. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров. Закон предложения: величина (объем) предлагаемых товаров находится в прямой зависимости от цены единицы этого товара. Величина (объем) предложения возрастает с увеличением цены и падает при ее снижении. Таким образом, закон предложения выражает связь между рыночными ценами и количеством товаров или услуг, которые производители желают предложить. Такая зависимость между ценой и предложением обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, т.е. появляется стимул для него наращивать производство. Во-вторых, при высокой цене появляются новые заинтересованные производители, предлагающие свои товары для получения прибыли. В отличие от кривой спроса, кривая предложения поднимется слева направо. Она наглядно демонстрирует закон предложения: чем выше цена единицы товара или услуги, тем больше величина предложения. Кривая предложения отражает взаимосвязь количества предложения продукции и их цен. Каждая точка на кривой предложения характеризует конкретное количество предложенного товара или услуги при данной цене товара. Величина (объем) предложения – это количество единиц определенного товара, которое отдельный производитель (индивидуальное предложение) или вся совокупность покупателей (рыночное предложение) готовы приобрести за некоторый период. Величина (объем) предложения меняется тогда, когда изменяется цена товара (на графике – движение по одной и той же кривой предложения). Изменение предложения происходит тогда, когда изменяются прочие факторы, которые раньше принимались за постоянные. В их числе можно выделить: Цены на производственные ресурсы. Могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятствовать этому (если они растут). Изменения в технологии производства. Совершенствование технологии позволяет с меньшими затратами произвести единицу продукции, что приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения. Государственная политика в области налогообложения и субсидирования. Налоги увеличивают издержки производства и уменьшают предложение. Субсидии снижают издержки производства и увеличивают предложение. Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем могут повлиять на желание производителя поставлять его на рынок в настоящее время. Зависимость величины (объема) предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения. Для анализа предложения используют показатель эластичности. Эластичность предложения измеряет степень изменения величины (объема) предложения в зависимости от увеличения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение изменения величины (объема) предложения товара к изменению цены этого товара. Эластичность предложения зависит от ряда факторов. Это резервы производственных мощностей; уровень товарных запасов; количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен (чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше и возможность увеличить предложение). Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются следующие временные периоды: мгновенный, краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Мгновенный период характерен тем, что реализации подлежит уже произведенный товар. Товар поступает в продажу по установившейся рыночной цене, т.е. предложение здесь должно подстраиваться под спрос. Под краткосрочным понимается период, недостаточный для осуществления производителем каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Долгосрочный период характерен тем, что производитель в состоянии изменить свои производственные мощности, осуществить структурную перестройку производства, обновить оборудование.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"