Деньги - это особый товар, служащий
всеобщим эквивалентом. Денежная система
– это форма организации денежного обращения
в стране, т. е. движение денег в наличной
и безналичной формах. Она включает следующие
элементы: денежную единицу (меру денег,
принятую в стране за единицу (рубль, доллар
и др.); масштаб цен (весовое количество
денежного металла, принятое в стране
в качестве денежной единицы и ее составных
частей); виды денег в стране, порядок их
эмиссии и обращения; государственный
аппарат, осуществляющий регулирование
денежного обращения. Для современного
этапа развития денежной системы характерно
появление электронных средств платежа.
Электронные средства платежа - это платежные
пластиковые карточки, имеющие магнитную
ленту, содержащую всю необходимую информацию
о ее владельце. Данные средства платежа
служат денежными документами, удостоверяющими
наличие счета ее держателя в кредитном
учреждении. Они применяются при оплате
товаров и услуг, а также при получении
наличности с помощью банковских автоматов-кассиров
(банкоматов) и банковских терминалов
в торговых точках, на улицах, в банках.
Функционирование денежной системы невозможно
без наличия развитого денежного рынка.
Денежный рынок - это часть рынка ссудных
капиталов, где осуществляются в основном
краткосрочные депозитно-ссудные операции,
обслуживающие главным образом движение
оборотного капитала фирм, краткосрочных
ресурсов, банков, учреждений, государства
и частных лиц. Иными словами, это рынок,
на котором в результате взаимодействия
спроса на деньги и их предложения устанавливается
равновесная ставка процента, представляющая
собой «цену» денег. Денежный рынок включает
в себя институты, обеспечивающие взаимодействие
спроса и предложения денег. Для нормального
функционирования рыночной экономики,
поддержания стабильных темпов ее роста,
уровня и динамики цен, занятости требуется
определенная денежная масса, или совокупность
платежеспособных средств, обращающихся
в стране в данный момент. Денежная масса
в обращении – это предложение денег.
Правом эмиссии наличных денег обладает
только Центральный банк.
Товарные и фондовые
биржи.
Товарная биржа
Товарные биржи осуществляют
куплю-продажу контрактов на поставку
товаров. Любая товарная биржа торгует
контрактами на небольшое количество
стандартных видов товаров, в основном,
стратегического характера, таких, например,
как нефть и нефтепродукты, цветные
и драгоценные металлы, зерновые, мясо,
сырьё для текстильной и деревообрабатывающей
промышленности и т.д. Все эти товары
продаются крупными партиями и по ценам,
формируемым под влиянием соотношения
спроса и предложения. Хотя каждая товарная
биржа действует независимо от других
бирж и на ней формируются свои определённые
цены на определённые виды товаров, однако
благодаря налаживанию информационных
связей между биржами происходит выравнивание
цен и, как следствие, формирование единого
мирового рынка. Все сделки, совершаемые
на товарных биржах, предполагают использование
стандартных контрактов. Поскольку эти
контракты не предполагают немедленную
и обязательную поставку товара, они получили
название фьючерсных контрактов. Этот
вид контрактов строго стандартизован
по количеству и качеству товара, срокам
и месту поставки и т.д. Поэтому, сделка
купли-продажи совершается на определенное
количество фьючерсных контрактов без
процедуры осмотра товара. Фьючерсный
контракт (или фьючерс), в отличие от контракта
на поставку реального товара, может быть
исполнен одним из двух способов: либо
путем заключения противоположной сделки
(офсета) на равное количество товара в
любой день в соответствии с условиями
поставки, либо поставкой обусловленного
товара. Хотя на сегодняшний день на сделки,
завершаемые поставкой реального товара,
приходится приблизительно 1.0% биржевого
оборота, важна сама возможность осуществить
покупку или продажу реального товара.
Несмотря на то, что современные биржи
в основном представляют собой рынок фьючерсов
и опционов, важно не потерять связь между
ним и рынком реального товара. Фондовая
биржа
Главными инструментами фондовой
биржи являются ценные бумаги: акции и
облигации. Акция - это ценная бумага, свидетельствующая
о внесении определенной доли в капитал
акционерного общества, дающая право на
участие в управлении им и на получение
части прибыли в виде дивиденда.
Облигация - это ценная бумага,
подтверждающая обязательство государства
или выпустившего ее акционерного общества
возместить владельцу ее номинальную
стоимость в предусмотренный в ней срок
с уплатой фиксированного процента. Владелец
облигации акционерного общества не является
его членом и не имеет права голоса. Покупая,
ценные бумаги по низкому курсу и продавая
их по более высокому, можно получить крупную
биржевую прибыль. Являясь организатором
рынка ценных бумаг, фондовая биржа первоначально
занималась исключительно созданием необходимых
условий для ведения эффективной торговли,
но по мере развития рынка её задачей стала
не только организация торговли, но и её
обслуживание. Механизм биржи разнообразен.
Для осуществления работы на бирже выбирается
руководящий орган биржи - биржевой комитет,
в который входят крупные товаропроизводители
или же их доверенные лица. Члены биржи
подразделяются на биржевых посредников
(брокеров и маклеров) и дилеров, которые
проводят операции с ценными бумагами.
Гос. Политика занятости
и соц. защиты безработных. Биржи труда.
Государственная политика занятости
– это комплекс мер воздействия на социально-экономическое
развитие общества и каждого его члена.
Она имеет несколько уровней: общегосударственный,
региональный и локальный. Выделяют европейскую,
скандинавскую и американскую модели
политики занятости. Европейская модель
предполагает сокращение числа занятых
при повышении производительности труда
и как следствие росте доходов работающих;
такая политика предполагает дорогостоящую
систему пособия для большого количества
безработных. Скандинавская модель основывается
на обеспечении занятости практически
всем трудящимся путем создания рабочих
мест в государственном секторе со средними
условиями оплаты труда. Такая политика
рассчитана в основном на государственные
средства, при дефиците которых наступает
спад производства, что влечет за собой
увольнение. Американская модель ориентируется
на создание рабочих мест, не требующих
высокой производительности, для значительной
части экономически активного населения.
При этом безработица формально уменьшается,
но увеличивается количество людей с низкими
доходами.
Использование той или иной модели влияет
на политику занятости на макро– и на
микроуровне. На макроуровне новые подходы
в политике занятости способствуют повышению
гибкости рынка труда, уменьшению расходов
на рабочую силу, ведут к свертыванию социальных
программ. Однако расширяются системы
подготовки и переподготовки кадров, создаются
дополнительные рабочие места, ужесточаются
условия выдачи пособий. Принимаются меры
по усилению роли частного сектора в решении
проблем занятости. Других социальных
проблем. На микроуровне проводится политика
сдерживания роста заработной плат, удлинения
продолжительности рабочей недели. Более
широко используются различные формы
неполной занятости. В результате кризисные
явления обостряются. Государственная политика
в области содействия занятости населения
направлена на: развитие людских ресурсов
для труда; обеспечение равных возможностей
всем гражданам независимо от факторов
(пол, возраст и т. д.) в реализации права
на добровольный труд и свободный выбор
занятости; создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека; поддержку трудовой и предпринимательских
инициатив граждан, осуществляемой в рамках
законности, а также содействие развитию
способностей к производительному, творческому
труду; обеспечение социальной защиты
в области занятости населения, проведение
специальных мероприятий, способствующих
обеспечению занятости граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих
трудности в поиске работы; предупреждение
массовой и сокращение длительной безработицы;
поощрения работодателей, сохраняющих
действующие и создающие новые рабочие
места, прежде всего для граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих
трудности в поиске работы; сочетание
самостоятельности органов власти субъектов
РФ, органов местного самоуправления в
обеспечении занятости населения; координацию
деятельности в области занятости населения
с деятельностью по другим направлениям
экономической и социальной политики;
координацию деятельности государственных
органов, профессиональных союзов, иных
представительных органов работников
и работодателей в разработке и реализации
мер по обеспечению занятости населения;
Проведение активной политики государства
в области занятости населения осуществляется
путем разработки и реализации федеральной
и региональной программ занятости, которые
формируются исходя из ситуации на рынке
труда и прогноза его развития.
Биржа труда — специализированное
место, в котором осуществляется посредничество
между предпринимателями и наёмными работниками.
Обычно биржа труда владеет базой данных
вакансий разных предприятий и базой данных
соискателей рабочих мест.
Государственные биржи труда,
кроме помощи в поиске работы, осуществляют
общее изучение спроса и предложения рабочей
силы, предоставляют информацию о требующихся
профессиях, занимаются профессиональной
ориентацией молодёжи, производят учёт
безработных и выплачивают пособия.
Инвестиционный процесс.
Инвестиционный процесс - это
механизм сведения вместе тех, кто предлагает
деньги (имеющих временно свободные средства),
с теми, кто предъявляет спрос (испытывающими
потребность в них). Инвестиции — денежные
средства, ценные бумаги, иное имущество,
в том числе имущественные права, иные
права, имеющие денежную оценку, вкладываемые
в объекты предпринимательской и (или)
иной деятельности в целях получения прибыли
и (или) достижения иного полезного эффекта.
Виды инвестиций В зависимости
от объектов вложения средств: Реальные
инвестиции – это вложение средств в реальные
материальные и нематериальные активы,
к которым можно отнести основной и оборотный
капитал, а также интеллектуальную собственность.
Портфельные (финансовые) инвестиции связанные
с формированием портфеля и представляют
собой вложение средств в финансовые инструменты:
акции, валюта, драгоценные металлы и камни.
Портфель – это совокупный объем различных
инвестиций собранных воедино для достижения
конкретной цели вкладчика. По характеру
участия в инвестировании различают: Прямые
инвестиции - имеют место быть, когда непосредственно
сам инвестор участвует в процессе отбора
объектов инвестирования. Косвенные инвестиции.
В этом случае, объекты инвестирования
определяются не владельцем инвестируемого
капитала, а различными инвестиционными
консультантами, фондами, компаниями,
паевыми фондами и другими финансовыми
учреждениями. Виды инвестиции в зависимости
от сроков:
Краткосрочные инвестиции подразумевают
вложение средств на отрезок времени не
превышающий одного года. Среднесрочные
инвестиции – вложение денег на период
от одного до пяти лет. Долгосрочные инвестиции
– вложение средств на срок превышающий
пять лет. Виды инвестиций в зависимости
от их доходности: Высокодоходные инвестиции,
Среднедоходные инвестиции, Низкодоходные
инвестиции, Бездоходные инвестиции осуществляются
с иными целями, нежели получение прибыли,
которой по этому виду вложения средств
и нет. В основном эти инвестиции преследуют
цели получения экологического, социального
или других типов внеэкономического эффекта.
В зависимости от уровня инвестиционного
риска существуют: Безрисковые инвестиции,
Низкорисковые инвестиции, Среднерисковые
инвестиции, Высокорисковые инвестиции.
По инвестиционной территории различают
такие виды инвестиций как: Внутренние
инвестиции – вложение капитала в объекты,
что расположенные в границах той или
иной страны (региона). Внешние инвестиции
– вложение средств в объекты, что расположены
за границей.
В зависимости от формы собственности:
Государственные, Частные.
Гос. Регулирование
и инвестиционные процессы.
Государственное регулирование
инвестиционной деятельности осуществляется
с целью реализации экономической, научно-технической
и социальной политики. Оно определяется
показателями экономического и социального
развития Украины, республиканскими и
региональными программами развития народного
хозяйства, бюджетами, предсказуемыми
в них объемами государственного финансирования
инвестиционной деятельности. При этом,
создаются льготные условия инвесторам,
осуществляется инвестиционная деятельность
в наиболее важных для удовлетворения
общественных потребностей направлениях,
прежде всего, в социальной сфере, в техническом
и технологическом усовершенствовании
производства, в создании новых рабочих
мест для граждан, нуждающихся социальной
защите, во внедрении открытий и изобретений,
в агропромышленном комплексе, в реализации
программ ликвидации последствий Чернобыльской
аварии, в производстве строительных материалов,
в области образования, культуры, охраны
культурного наследия, охраны окружающей
среды и здоровья. Регулирования условий
инвестиционной деятельности осуществляется
путем: - предоставления финансовой помощи
в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных
ссуд на развитие отдельных регионов,
отраслей, производств; - государственных
норм и стандартов; - мероприятий по развитию
и защите экономической конкуренции; -
разгосударствления и приватизации собственности;
- определение условий пользования землей,
водой и другими природными ресурсами;
- политики ценообразования; - проведения
государственной экспертизы инвестиционных
программ и проектов строительства - других
мероприятий. Гл. основами гос. Инвестиц.
политики явл.: увел. объемов капитальных
вложений субъектов хоз-ния за счет прибыли
и новой амортизационной политики;
усиление влияния государства на активизацию
инвестиционного процесса через увеличение
объемов бюджетного финансир. капитального
строительства крупных инфраструктурных
объектов и введения кредитных основ бюджетного
финансир. инвестиций; создание условий
для привлечения долгосрочных кредитов
коммерческих банков, упорядочение деятельности
инвестиционных и инновационных фондов,
переход от сертификации к денежной приватизации;
увел. инвестиционных ресурсов, которые
формируются на фондовом рынке и за счет
сбережений населения.
Нац. Хозяйство и
его показатели.
Сущность национальной экономики
состоит втом, что она представляет собой
сложившуюся систему национального и
общественного воспроизводства государства,
в которой между собой взаимосвязаны отрасли,
виды и формы общественного труда, сложившиеся
в результате длительного исторического
эволюционного развития конкретной страны.
Влияние на особенности национальной
экономики оказывают исторические, культурные
традиции, географическое положение государства,
его роль в международном разделении труда
и т.д.
Структура национальной экономики
– это совокупность исторически сложившихся
устойчивых, способных к воспроизводству
функциональных взаимосвязей между различными
единицами национальной экономики. Выделяют
след. виды структуры нац. экономики: 1)
домашнее хозяйство, подразумевающие
рассм. Ст-ры нац. экономики как взаимосвязи
между домашними хозяйствами. Выделение
этого вида структур связано с тем, что
домашние хоз-ва явл. мощным эконом. субъектом,
производящим значительную часть национального
богатства, влияющим на характер других
взаимосвязей; 2) социальная структура,
исходящая из деления национальной экономики
на определенные сектора, которые находятся
между собой в органичной взаимосвязи.
Деление производится по различным критериям,
например группам населения, предприятий,
видам труда. Обычно выделяют государственный
и частный сектора экономики; 3) отраслевая
структура, предполагающая выделение
отраслей экономики и определение характера
и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль
национальной экономики – это единицы
национальной экономики, в процессе общественного
производства выполняющие схожие функциональные
задачи. Этот вид структурирования национальной
экономики имеет большое значение, так
как позволяет реализовать качественное
прогнозирование экономического развития;
4) территориальная структура, предполагающая
анализ географического распределения
производительных сил в рамках национальной
экономики – разделение национальной
экономики на различные экономические
районы; 5) инфраструктура национальной
экономики, исходящая из определения рода
и характера взаимодействия сфер экономики;
6) структура внешней торговли, предполагающая
анализ характера соотношений различных
товарных групп, их импорта и экспорта.
Внутренняя и внешняя
экономическая политика РБ.
В экономике, основанной на
рыночной конкуренции и макроэкономическом
регулировании, государству отводится
весьма значительная роль. Вмешательство
государства в экономические процессы
осуществляется с целью прогрессивных
сдвигов в пропорциях воспроизводства,
условий для добросовестной конкуренции,
предотвращения негативных социальных
и экономических последствий. В своем
вмешательстве государство использует
методы прямого и косвенного регулирования
экономики. К методам прямого государственного
воздействия относятся: · определение
стратегических целей развития экономики,
их выражение в индикативных и других
планах, целевых программах; · государственные
заказы и контракты на поставки определенных
видов продукции, выполнение работ, оказание
услуг; · нормативные требования к качеству
и сертификации технологии и продукции
(стандартизация); · правовые и административные
ограничения и запреты по выпуску определенных
видов продукции и т.п.; · лицензирование
некоторых видов деятельности и внешнеторговых
операций; · экологический контроль.