Циклическая безработица. Ее
основой являются циклические колебания
объемов выпуска продукции и занятости,
связанные с экономическим спадом и недостатком
спроса. Циклическая безработица связана
с уменьшением реального ВНП и высвобождением
части рабочей силы, что ведет к росту
числа безработных.
Финансово- кредитная система.
Финансовая система представляет
собой определенным образом упорядоченную
совокупность финансовых отношений. Звенья
финансовой системы можно сгруппировать
в три крупных блока, каждый из которых
также имеет внутреннюю структуру: централизованные
финансы –государственный бюджет; внебюджетные
фонды; государственный кредит;
фонды имущественного и личного
страхования; фондовый рынок; децентрализованные
финансы – финансы коммерческих предприятий
и организаций; финансовых посредников
(кредитных организаций, частных пенсионных
фондов, страховых организаций и других
финансовых институтов); некоммерческих
организаций; финансы домашних хозяйств.
Каждое звено этой системы характеризуется
особыми методами формирования и использования
фондов денежных средств. Каждое звено
играет различную роль в общественном
воспроизводстве. Так, централизованные
финансы используются в качестве инструмента
регулирования национальной экономики
в целом. С помощью централизованных финансов
мобилизуются ресурсы в бюджетную систему
и происходит их распределение и перераспределение
между отраслями народного хозяйства,
экономическими регионами, отдельными
группами населения. Децентрализованные
финансы используются для регулирования
экономических и социальных отношений
в рамках отдельных хозяйствующих субъектов
и составляют основу финансов. От их состояния
во многом зависит общее финансовое положение
страны, так как именно здесь формируется
большая часть финансовых ресурсов. Финансы
домохозяйств – это личные финансы, т.е.
финансовые отношения между физическими
лицами, совместно проживающими и ведущими
общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство
может включать, кроме родственников,
людей, которые полностью или частично
вносят свою долю в бюджет домохозяйства,
а также состоять из одного человека, обеспечивающего
себя материально. Финансы выражают экономические
отношения, связанные с обеспечением источниками
финансирования государственного, муниципального
и частного секторов экономики, сфер производства,
обращения и домашних хозяйств.
Гос. Бюджет и его
основные статьи. Бюджетный дефицит и
гос. Долг.
Государственный бюджет – это
фонд финансовых ресурсов, который существует
в виде баланса денежных доходов и расходов
государства на определенный период времени.
Функции государственного бюджета перераспределение
национального дохода ; стабилизация общественного
воспроизводства, экономики; осуществление
государственной социальной политики.
Доходные статьи бюджета: налоговые поступления
(прямые и косвенные) ; неналоговые доходы
(доходы от использования и продажи государственного
имущества, целевые перечисления государству);
государственные займы (выпуск и продажа
ценных бумаг); эмиссия денег.
Расходные статьи бюджета: финансирование
социально-культурных учреждений (образование,
наука, культура, здравоохранение); мероприятий
финансирование народного хозяйства (промышленность,
энергетика, транспорт, сельское хозяйство
и т.д.); расходы по ликвидации катастрофы
на ЧАЭС; расходы на оборону (в том числе
на пограничные и железнодорожные войска,
оборонные, спортивно-технические общества);
пополнение государственных запасов и
резервов; содержание органов внутренних
дел (в том числе внутренних войск); государственное
управление; обслуживание государственного
долга. Бюджетный дефицит – превышение
расходов над доходами бюджета Профицит
– превышение доходов над расходами. Причины
бюджетного дефицита:• осуществление
крупных государственных программ развития
экономики;• рост административных расходов,
дотации убыточным предприятиям;•
милитаризация, рост военных расходов
государства;• военные и стихийные
бедствия• экономические кризисы.
Различают структурный и циклический
дефицит. Структурным называют дефицит,
возникающий при данном уровне государственных
расходов, налогов и естественном уровне
безработицы. Реальный дефицит может превышать
структурный в случае спада производства
Разность между реальным и структурным
дефицитом называют циклическим дефицитом
бюджета. Государственный долг – сумма
задолженности государства внутренним
или внешним физическим и юридическим
лицам. Внутренний долг – задолженность
правительства резидентам данной страны
(владельцам ценных бумаг). Составляют
займы, вклады населения, банкноты, лотерейные
билеты, краткосрочные обязательства.
Внешний долг составляет задолженность
государства другим странам, иностранным
компаниям, банкам, международным организациям
(МВФ, МБРР). Проблемы внутреннего долга:•
выплата процентов по долгу увеличивает
неравенство в доходах (ценные бумаги
покупают наиболее обеспеченные граждане,
а финансирование процентов идет из налогов,
которые платят все);• для погашения долга
и выплаты процентов поднимают ставки
налогов, а это снижает стимулы к инвестициям,
замедляет развитие экономики, вызывает
социальную напряженность в стране;•
выпуск в обращение новых государственных
бумаг приводит к повышению ставки ссудного
процента, что негативно сказывается на
процессе инвестирования капиталов;•
большой внутренний долг отпугивает иностранных
инвесторов и вызывает у населения страны
неуверенность в будущем.
Налоги. Фискальная
политика государства. Инструменты фискальной
политики.
Налоги – обязательные платежи,
взимаемые центральными и местными органами
власти с физических и юридических лиц
в целях удовлетворения общественных
потребностей. Функции налогов: • фискальная
– образуются государственные денежные
фонды, что создает условия для усиления
вмешательства государства в экономику;•
регулирующая – обеспечение макроэкономической
стабильности;• стимулирующая – создание
благоприятных условий для повышения
экономической активности;• социальная
– уменьшение разрыва в доходах различных
социальных групп с помощью прогрессивного
налогообложения и льгот лицам с малым
доходом. Принципы налогообложения:•
всеобщность – налогами облагаются все
субъекты; • обязательность;• равно напряженность
– налоги взимаются по единым ставкам;•
стабильность –;• простота и доступность
для восприятия;• гибкость – стимулирование
развития приоритетных отраслей;• социальная
справедливость;• заинтересованность
налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.;
Фискальная политика представляет
собой меры, которые предпринимает правительство
с целью стабилизации экономики с помощью
изменения величины доходов и/или расходов
государственного бюджета. (Поэтому фискальную
политику также называют бюджетно-налоговой
политикой.)
Целями фискальной
политики как любой стабилизационной
(антициклической) политики, направленной
на сглаживание циклических колебаний
экономики, являются обеспечение: 1) стабильного
экономического роста; 2) полной занятости
ресурсов (прежде всего решение проблемы
циклической безработицы); 3) стабильного
уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования
правительством прежде всего совокупного
спроса. Регулирование экономики в этом
случае происходит с помощью воздействия
на величину совокупных расходов. Однако
некоторые инструменты фискальной политики
могут использоваться для воздействия
и на совокупное предложение через влияние
на уровень деловой активности. Фискальную
политику проводит правительство.
Инструментами фискальной
политики выступают расходы и
доходы государственного бюджета,
а именно: 1) государственные закупки;
2) налоги; 3) трансферты
Экономические циклы и гос. Антициклическое регулирование.
Цикличность экономики – это
изменения в экономике периодически повторяющиеся
на протяжении ряда лет (подъемы и спады
в экономике). Время между двумя одинаковыми
состояниями в экономике составляет экономический
цикл.
Первая важнейшая фаза экономического
цикла - кризис (рецессия, сжатие, спад).
Вторая фаза цикла депрессия
– экономика достигает «дна», низшей точки
падения производства.
Третья фаза – оживление характеризуется
ростом производства, ведущего к восстановлению
предкризисного уровня.
Четвертая фаза цикла - подъем
(экспансия, бум) - объем производства превосходит
предкризисный уровень
Цикл сам создает условия и
предпосылки, необходимые для перехода
от одной фазы к другой.
Антициклическая политика государства
- мероприятия, направленные на предотвращение
резких колебаний в развитии производства
Циклическое развитие экономики
вызывает колебания основных макроэкономических
показателей — национального дохода,
занятости, инфляции и др. Эти колебания
неблагоприятно влияют прежде всего на
население страны, которое выступает в
роли потребителей, наемных работников
или предпринимателей. Для того чтобы
смягчить негативные последствия и сгладить
циклические колебания государство проводит
стабилизационную политику. Ее суть заключается
в том, чтобы сдерживать экономику в фазе
подъема, не допускать перегрева, а также
поддерживать экономику на стадии
спада и не давать ей "упасть" слишком
глубоко.
Основными инструментами стабилизационной
программы являются^
-денежно-кредитная (или монетарная)-
состоит в изменении денежного
предложения с целью стабилизации
совокупного объема производства,
занятости и уровня цен.
-бюджетно-налоговая (или
фискальная) политики- политика предполагает
воздействие на фазы экономического цикла
с помощью изменения государственных
расходов и налогов.
Разгосударствление и приватизация собственности(Сущность, цели, формы
и методы) . Разгосударствление и приватизация
собственности в РФ и РБ.
Под разгосударствлением следует
понимать процесс устранения государственного
монополизма, формирования многоукладной,
смешанной экономики, ее децентрализации,
освобождения государства от функций
прямого хозяйственного управления. Таким
образом, разгосударствление означает,
с одной стороны, переход от командно-административных
к экономическим методам руководства,
а с другой – смену форм и содержания отношений
собственности. В свою очередь, разгосударствление
непосредственных отношений собственности
можно свести к трем основным взаимосвязанным
аспектам: во-первых, к созданию многообразных
типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию
хозяйств, остающихся в государственном
ведении, освобождении их от административно-командного
диктата; в-третьих, к приватизации, т.е.
передаче в распоряжение коллективов
и отдельных граждан части государственной
и огосударствленной собственности. Следовательно,
приватизацию следует рассматривать как
одну из форм разгосударствления. Однако
разгосударствление возможно и без приватизации.
В этом случае смена собственника не происходит,
а идет процесс децентрализации в пределах
государственного управления собственностью.
Приватизация – процесс передачи права
собственности на предприятия, имущественные
комплексы и иное имущество, ранее принадлежавшее
государству, коллективам работников,
гражданам или частным лицам, ведущим
производство на принципах негосударственных
форм собственности. В мировой практике
приватизация использовалась и в широкомасштабном
варианте как средство оздоровления отдельных
звеньев экономики. Разгосударствление
и приватизация собственности могут осуществляться
в следующих формах: выкуп имущества государственного
предприятия, сданного в аренду; превращение
государственных предприятий в акционерные
общества; создание коллективных (народных)
предприятий; продажа государственных
предприятий по конкурсу или на аукционе
и безвозмездная передача имущества гражданам.
Разгосударствление и приватизация производятся
и в других, не противоречащих действующему
законодательству формах.
Для выкупа государственной
собственности используются: личные средства
граждан; ценные бумаги; собственные средства
негосударственных юридических лиц; остатки
фондов экономического стимулирования;
часть прибыли, остающаяся в распоряжении
трудового коллектива предприятия; кредиты
банков и другие заемные средства; иностранные
инвестиции, если это предусмотрено законодательством,
и т.д
В Республике Беларусь приватизация
государственной собственности осуществляется
путем продажи:
1) акций (долей в уставных
фондах) на аукционе;
2) акций (долей в уставных
фондах) по конкурсу;
3) предприятий как имущественных
комплексов на аукционе;
4) предприятий как имущественных
комплексов по конкурсу;
5) акций открытого акционерного
общества по результатам доверительного
управления.
Государственное
регулирование экономики: сущность и формы.
Государственное регулирование
развития экономики — это воздействие
государства на деятельность хозяйствующих
субъектов и рыночную конъюнктуру в целях
обеспечения нормальных условий функционирования
рыночного механизма. Основные экономические
функции государства (правительства):
-обеспечение правовой базы функционирования
частного бизнеса; -зашита конкуренции.
Господство монополий наносит вред всему
обществу, поэтому антимонопольная деятельность
и поддержание конкуренции становятся
функциями государства; перераспределение
доходов через систему прогрессивного
налогообложения и систему трансфертных
платежей (пенсии, пособия, компенсации
и т. п.); -финансирование фундаментальной
науки и охрана окружающей среды; -изменение
структуры производства в целях корректировки
распределения ресурсов; -контроль и регулирование
уровня занятости, цен, темпов экономического
роста; финансир. производства или
непосредственное про- изводство общественных
товаров и услуг. Государственное влияние
на экономику осуществляется по двум основным
направлениям: -через государственный
сектор; -посредством воздействия на функционирование
частного сектора экономики с помощью
разнообразных экономических инструментов
(государственное регулирование экономики).
По объектам воздействия государственное
регулирование экономики означает деятельность
по регулированию трех взаимосвязанных
частей воспроизводственного процесса:
регулирование ресурсов, регулирование
производства, регулирование финансов.
К основным целям государственного регулир.
Эк-ки относятся: -минимизация неизбежных
негативных последствий рыночных процессов;
-создание финансовых, правовых и социальных
предпосылок эффективного функционирования
рыночной экономики; -обеспечение социальной
защиты тех групп рыночного общества,
положение которых в конкретной экономической
ситуации становится наиболее уязвимым.
Методы достижения этих целей подразделяются:
на прямые (или дирижистские)- основываются
на административно-правовых способах
воздействия на деятельность тех или иных
субъектов хозяйствования (меры запрета,
разрешения, ограничения). косвенные (или
экономические)- дают дополнительные стимулы
при принятии рыночного решения. Основная
область их применения — вся экономическая
среда. Косвенные методы регулирования
предполагают использование средств и
возможностей финансовой и кредитно-денежной
систем страны. Можно назвать следующие
средства (инструменты) государственного
регулирования экономики: -административно-правовые
инструменты; -финансовая (налоговая) система;
-кредитно-денежная система государства;
-государственная собственность; -государственный
заказ.