Рынок труда, его
функции. Спрос и предложение на рынке
труда.
Рынок труда — экономическая среда, на которой
в результате конкуренции между экономическими
агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный
объем занятости и уровень оплаты труда. Функции рынка труда
Функции рынка труда определяются
ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения
труд — важнейший производственный ресурс.
В соответствии с этим выделяют две главные
функции рынка труда: Социальная функция
— заключается в обеспечении нормального
уровня доходов и благосостояния людей,
нормального уровня воспроизводства производственных
способностей работников. Экономическая функция
— рынка труда заключается в рациональном
вовлечении, распределении, регулировании
и использовании труда. Спрос и предложение
труда
Спрос на рабочую
силу определяется потребностями
работодателей в найме определенного
количества работников необходимой квалификации
для производства товаров и услуг. Спрос
на рабочую силу находится в обратной
зависимости от ставки реальной заработной
платы, которая определяется как отношение
номинальной зарплаты к уровню цен. На
конкурентном рынке труда кривая спроса
на труд имеет отрицательный угол наклона:
с ростом общего уровня заработной платы
спрос на труд падает. Предложение труда определяется
численностью населения, долей в нем трудоспособного
населения, средним числом часов, отработанных
рабочим за год, качеством труда и квалификацией
рабочих. Предложение труда зависит от
величины заработной платы. Кривая предложения
труда имеет положительный угол наклона:
с ростом общего уровня заработной платы
предложение труда увеличивается. Сущность рынка труда
Рынок труда (рабочей силы) — важная многоплановая сфера
экономической и экономико-политической
жизни общества. На рынке труда получает
оценку стоимость рабочей силы, определяются
условия ее найма, в том числе величина
заработной платы, условия труда, гарантия
занятости, возможность получения образования,
профессионального роста и т.д.
Национальная экономика:
цели и результаты функционирования.
Нац. экономику следует рассматривать:
как хозяйство страны с его составом, структурой
и взаимосвязями отдельных элементов;
как единый комплекс с различными секторами
экономики и дополняющими их видами производств;
как организующее начало, где
экономическая деятельность индивидов,
семей, предприятий, государства характеризуется
определенной интеграцией и взаимозависимостью.
Исходя из вышеизложенного
национальную экономику в общем виде можно
определить как часть мирового хозяйства,
функционирующую в рамках национальных
границ, со свойственными ей специфическими
производительными силами и производственными
отношениями.
Технико-производственный комплекс.
По линии производительных сил национальная
экономика выступает как взаимосвязанная
система отраслей и видов производств.
С таких позиций национальная экономика
обнаруживается как единый технико-производственный
комплекс, выступающий результатом общественного
разделения труда. Такой комплекс, или
технико-производственная подсистема,
возникает на основе устойчивых взаимосвязей
между отдельными видами производств
в рамках конкретной страны.Сегодня принято
считать, что экономическая система включает:
1) экономическую конституцию; 2) институты
и организации, поддерживающие упорядоченность
экономических отношений (институциональная
структура);
3) экономический строй
или способ функционирования
экономики;
4) способ ведения хозяйства,
воспроизводящий методы хозяйствования;
5) механизм координации,
выступающий как порядок выработки
решений и согласования интересов,
как совокупность принципов мобилизации
и перераспределения ограниченных
экономических ресурсов страны.
Среди требований, которые предъявляются
к национальной экономической системе,
необходимо выделить: а) обеспечение эффективного
использования национальных факторов
производства; б) максимальную адаптацию
к влиянию природно-климатических и внешних
условий хозяйствования; в) полный учет
сложившихся национальных обычаев и традиций,
максимальное использование национальных
факторов развития; г) активное участие
в интеграционных процессах, позволяющих
стране занять достойное место в системе
международного разделения труда. Цели
и задачи функционирования национальной
экономики Национальные экономики представляет
собой множество хозяйственных систем
со своими закономерностями и особенностями.
В богатой палитре национальных экономик
обнаруживаются устойчивые закономерности,
повторяющиеся в общих чертах в однотипных
хозяйствах. Закономерности, внедряемые
искусственно в страну с экономикой иного
типа, могут не прижиться и приносить немалые
потери.
Главной стратегической целью
функционирования национальной экономики
выступает наиболее полное удовлетворение
всевозрастающих потребностей общества.
При этом достижение стратегической цели
также предполагает решение ряда стратегических
задач, которые в свою очередь опираются
на решение тактических задач. Что касается
тактических задач, то их число обычно
на порядок выше, нежели стратегических
задач.
Между стратегической целью,
стратегическими и тактическими задачами
функционирования национальной экономики
всегда существует тесная взаимосвязь.
Сбой в решении любой тактической задачи
ставит под угрозу решение стратегической
задачи, что тут же затруднит достижение
стратегической цели. Стратегическими
задачами функционирования национальной
экономики выступают: 1) стабильный и устойчивый
экономический рост; 2) высокий уровень
рациональной занятости населения, отсутствие
безработицы. 3) стабильный уровень цен,
подавление инфляции; 4) сохранение равновесия
в отношениях с внешним миром, поддержание
устойчивого обменного курса национальной
денежной единицы
Инвестиции и инвестиционная
политика.
Инвестиции – передача собственности
или права на нее, поскольку никакого увеличения
или расширения материального богатства
при этом не происходит. Инвестиции обеспечивают
динамичное развитие фирмы и способствуют
решению таких задач, как: расширение собственной
предпринимательской деятельности за
счет накопления финансовых и материальных
ресурсов; покупка новых предприятий;
диверсификация деятельности вследствие
освоения новых областей бизнеса. Критерии
классификации инвестиций следующие:
1) объект вложения капитала: реальные
(прямые) инвестиции – вложения, направленные
на увеличение основных фондов фирмы как
производственного, так и непроизводственного
назначения; осуществляются путем нового
строительства основных фондов, расширения,
технического перевооружения или реконструкции
действующих предприятий; финансовые
(портфельные) инвестиции – приобретение
активов в форме ценных бумаг для извлечения
прибыли; формирование портфеля ценных
бумаг; 2) периодичность инвестирования:
краткосрочные инвестиции – вложения
денежных средств на период до одного
года (финансовые инвестиции фирмы); долгосрочные
инвестиции – вложения денежных средств
в реализацию проектов, которые обеспечивают
получение предприятием выгод в течение
периода, превышающего один год (преобладающая
форма долгосрочных инвестиций предприятия
– капитальные вложения в воспроизводство
основных средств); 3) характер участия
фирмы в инвестиционном процессе: прямые
инвестиции, которые подразумевают непосредственное
участие фирмы-инвестора в выборе объектов
вложения капитала; непрямые инвестиции,
которые подразумевают участие в процессе
выбора объекта инвестирования посредника,
инвестиционного фонда или финансового
посредника (чаще всего это инвестиции
в ценные бумаги); 4) форма собственности
инвестируемых средств: частные инвестиции,
которые характеризуют вложения средств
физических лиц и предпринимательских
организаций негосударственных форм собственности;
государственные инвестиции – вложения
средств государственных предприятий,
государственных предприятий, государственного
бюджета разных его уровней и государственных
внебюджетных фондов. Инвестиционная
политика является составным звеном экономической
политики вообще, системой целенаправленных
и обоснованных мер, определяющих объем,
структуру и направления инвестиций, главным
образом – капитальных вложений, рост
основных фондов и их обновление на основе
важнейших достижений науки и техники.
Эта политика разрабатывается и проводится
как на макро- и мезо-, так и на микроуровне.
При разработке инвестиционной политики
организации целесообразно предусмотреть:
соответствие мероприятий, которые предполагается
осуществить в рамках этой политики, законодательным
и иным нормативным и правовым актам по
вопросам регулирования инвестиционной
деятельности; достижение экономического,
научно-технического, экологического
и социального эффекта рассматриваемых
инвестиций; получение организацией прибыли
на инвестируемый капитал;
эффективное распоряжение средствами
на осуществление бесприбыльных инвестиционных
проектов; использование организацией
государственной поддержки в целях повышения
эффективности инвестиций; привлечение
субсидий и льготных кредитов международных
и иностранных организаций и банков. Продолжительность
периода, на который обосновывается инвестиционная
политика организации, целесообразно
определить равным сроку реализации реформы
организации. При определении инвестиционной
политики учитываются: состояние рынка
продукции, производимой организацией,
объем ее реализации, качество и цена этой
продукции; финансово-экономическое положение
организации; технический уровень производства
организации, наличие незавершенного
строительства и неустановленного оборудования;
сочетание собственных и заемных ресурсов
организации; возможность получения организацией
оборудования по лизингу; финансовые условия
инвестирования на рынке капиталов; льготы,
получаемые инвестором от государства;
коммерческая и бюджетная эффективность
инвестиционных мероприятий, осуществляемых
с участием организации; условия страхования
и получения гарантий от некоммерческих
рисков.
Инфляция, ее виды
и социально экономические последствия.
Инфляция: сущность
и её виды Инфляция — это сложный
противоречивый процесс, вызывающий серьезные
социально-экономические последствия.
Инфляция и ее причины. Под инфляцией понимают
следующие явления, происходящие в экономике:
чрезмерное увеличение находящихся в
обращении бумажных денег по сравнению
с реальным предложением товаров и услуг;
снижение покупательной способности денег
(их обесценивание); общее длительное повышение
цен. Инфляционный процесс связан с двумя
факторами. Первый фактор обусловлен состоянием
производства, дисбалансом между объемом
производства товаров и услуг в денежной
форме и количеством денег, находящихся
в сфере обращения. Этот дисбаланс преодолевается
либо путем роста производства, либо инфляционным
повышением общего уровня цен. Второй
фактор — это состояние государственного
бюджета: если расходы государства начинают
превышать его доходы, то одним из главных
средств покрытия расходов становится
эмиссия денег. Однако рост цен сам по
себе не свидетельствует о развитии инфляции,
поскольку может быть связан с ростом
качества товаров, администрированием
и пр. Инфляционный рост цен — это относительное
обесценивание денег по сравнению со стоимостью
товаров, снижение покупательной способности
денег. Последствия инфляции. Инфляция
оказывает серьезное влияние на экономику
государства. Последствия инфляции испытывают
на себе все слои общества. Для потребителя
инфляция несет снижение реальных текущих
доходов и реальной ценности личных сбережений;
появляется эффект инфляционного обложения,
когда рост номинальных денежных доходов
переводит потребителя в более высокую
группу налогоплательщиков. Для производителя
искаженная цена делает невыгодным осуществление
инвестиций в реальную экономику, поэтому
предприниматель уходит либо на рынки
ценных бумаг, либо играет на разнице курса
валют. Поскольку рост доходов отстает
от роста цен, то цена рабочей силы становится
ниже, чем цена оборудования. Инфляция,
таким образом, создает механизм торможения
НТП, консервирует трудоемкое производство.
Кроме того, происходит ослабление позиций
национального производителя на мировом
рынке.
Безработица и ее
виды.
Безработица – неотъемлемый
элемент рынка труда. Она представляет
собой сложное, многоаспектное явление.
Взрослое население, обладающее рабочей
силой, делится на несколько основных
категорий в зависимости от того положения,
которое оно занимает относительно рынка
труда. Трудоспособное население – это
все те, кто по возрасту и состоянию здоровья
способны работать. Из состава взрослого
населения выделяется институциональное
население, ориентированное на нерыночные
структуры, т. е. на такие институты государства,
как армия, полиция, государственный аппарат.
Все остальное взрослое население является
неинституциональным. В состав занятого
населения включают тех, кто ориентирован
на рыночные структуры экономики. Безработными
считаются те лица трудоспособного возраста,
которые на данный момент не имеют работы,
выходят на рынок труда и ведут ее активный
поиск. Лица, имеющие работу, а также лица,
занятые неполный рабочий день или неделю,
относятся к категории занятых. К рабочей
силе относятся и занятые, и безработные.
Различают следующие типы безработицы:
фрикционную, структурную, сезонную, циклическую,
технологическую, региональную. Фрикционная
безработица связана с определенными
затратами времени на поиск работы. На
рынке труда всегда имеется некоторый
уровень безработицы, связанный с перемещением
людей из одной местности в другую, с одного
предприятия на другое. Для того чтобы
работники нашли для себя устраивающие
их рабочие места, а наниматели – рабочую
силу определенной квалификации, требуется
время. Данное время поиска работы образует
основу фрикционной безработицы. Структурная
безработица связана с технологическими
изменениями и сдвигами в производстве,
которые изменяют структуру спроса на
рабочую силу. Структурная безработица
обусловлена возникновением профессионально-квалификационного
несоответствия между структурой свободных
рабочих мест и структурой работников.
Развитие экономики постоянно сопровождается
следующими структурными изменениями:
возникают новые технологии, новые товары,
вытесняющие старые. Происходят сдвиги
в структуре спроса на рынке капиталов,
рынке товаров и рынке труда. В результате
этого происходят изменения в профессионально-квалификационной
структуре рабочей силы, что требует ее
постоянного территориального и отраслевого
перераспределения. Сезонная безработица
обусловлена сезонными колебаниями в
объеме производства определенных отраслей:
сельского хозяйства, строительства, промыслов,
в которых в течение года происходят резкие
изменения спроса на труд.Сезонные колебания
спроса на труд, как правило, определяются
особенностями ритма производственного
процесса. Поэтому размеры сезонной безработицы
в общем виде могут быть спрогнозированы
и учтены при подписании договоров между
работодателями и работниками.