Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:25, курсовая работа
Сегодня проблема вмешательства государства в экономическую деятельность страны особенно актуальна для Республики Беларусь и обусловливается проводимыми в Республике Беларусь преобразованиями. В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его в одного из участников хозяйственной деятельности. В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.
Введение.
1. Экономические функции государства, формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.1. Экономические функции государства и инструменты проведения экономической политики.
1.1.1. Антимонопольное регулирование.
1.1.2. Макроэкономическая стабилизация.
1.1.3. Размещение ресурсов.
1.2. Формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.2.1. Методы государственного экономического регулирования.
1.2.2. Формы вмешательства государства в экономику.
1.2.2.1. Фискальная политика.
1.2.2.2. Кредитно-денежная политика.
2. Основные объекты государственного регулирования
в Республике Беларусь и характеристика целей государственного регулирования в каждом случае.
2.1. Социальная политика и занятость населения.
2.2. Условия конкуренции и антимонопольная политика.
2.3. Политика ценообразования.
2.4. Внешнеэкономическая политика.
2.5. Научно-техническая и инновационная политика.
2.6. Экологическая политика.
3. Основные отличия государственного регулирования в странах с различными типами экономических систем.
3.1. Традиционная экономическая система.
3.2. Командно-административная система.
3.3. Рыночная система.
3.4. Смешанная экономика.
Заключение.
Литература.
Содержание:
№ страницы | |
Введение. |
4 |
1. Экономические функции государства, формы и методы вмешательства государства в экономику. |
5 |
1.1. Экономические функции государства и инструменты проведения экономической политики. |
5 |
1.1.1. Антимонопольное регулирование. |
8 |
1.1.2. Макроэкономическая стабилизация. |
9 |
1.1.3. Размещение ресурсов. |
10 |
1.2. Формы и методы вмешательства государства в экономику. |
12 |
1.2.1. Методы государственного экономического регулирования. |
12 |
1.2.2. Формы вмешательства государства в экономику. |
14 |
1.2.2.1. Фискальная политика. |
16 |
1.2.2.2. Кредитно-денежная политика. |
19 |
2. Основные объекты государственного регулирования в Республике Беларусь и характеристика целей государственного регулирования в каждом случае. |
22 |
2.1. Социальная политика и занятость населения. |
23 |
2.2. Условия конкуренции и антимонопольная политика. |
26 |
2.3. Политика ценообразования. |
29 |
2.4. Внешнеэкономическая политика. |
32 |
2.5. Научно-техническая и инновационная политика. |
35 |
2.6. Экологическая политика. |
39 |
3. Основные отличия государственного регулирования в странах с различными типами экономических систем. |
42 |
3.1. Традиционная экономическая система. |
43 |
3.2. Командно-административная система. |
44 |
3.3. Рыночная система. |
45 |
3.4. Смешанная экономика. |
46 |
Заключение. |
50 |
Литература. |
53 |
Приложения. |
55 |
Введение.
С первых дней существования государства его роль не сводилась к выполнению исключительно политических функций. Государство всегда занималось экономической деятельностью, вмешиваясь в деятельность субъектов экономической жизни, обеспечивая тем самым устойчивость политической власти. Такое вмешательство государства в разные периоды и в разных странах существенно различалось.
Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших в экономической науке. Назревший ещё в начале XVIII века и сформулированный А. Смитом принцип невмешательства государства в экономику вплоть до 30-х годов ХХ столетия разделялся практически всеми странами и экономическими школами.
Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с мировым экономическим кризисом 1929–1933 годов. В условиях, когда объем производства упал почти вдвое, замерла международная торговля, миллионы людей оказались безработными, государства были вынуждены взять на себя широкие экономические полномочия в борьбе с кризисом. Иначе говоря, пришло понимание того, что рыночный механизм развития необходимо дополнять мерами государственного регулирования.
Теоретическим обоснованием этого вмешательства стала работа известного английского экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Идеи книги показали невозможность самоисцелений экономического спада, необходимость государственной политики, как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать её дальнейшей стабилизации и на долгие годы определили характер механизма государственного вмешательства в экономику.
В последние два десятилетия идет активное переосмысление роли государства в экономическом развитии и выявление тех тенденций, которые будут определять его место в обществе XXI века. По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике сегодня уже не подвергается сомнению.
Сегодня проблема вмешательства государства в экономическую деятельность страны особенно актуальна для Республики Беларусь и обусловливается проводимыми в Республике Беларусь преобразованиями. В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его в одного из участников хозяйственной деятельности. В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания. В свой работе я хочу определить экономические функции, которые выполняет государство, а также используемые при этом формы и методы вмешательства в экономику. Разобраться в основных отличиях государственного регулирования в странах с различными экономическими системами.
1. Экономические функции государства, формы и методы
вмешательства государства в экономику.
1.1. Экономические функции государства и инструменты проведения экономической политики.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Любое государство в современных условиях осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. [15;246]
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и другие.
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции.
К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:
1.создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
2. антимонопольное регулирование;
3. проведение политики макроэкономической стабилизации;
4. воздействие на размещение ресурсов;
5. деятельность в сфере распределения доходов;
6. деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.
Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также, контроль за их исполнением. Создание законодательной базы – это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты – производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и многие другие. [15;231]
Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов.
Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли. Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.
Значительный вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим, однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.
Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство – строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.
1.1.1. Антимонопольное регулирование.
К важнейшим законодательным
актам, регулирующим экономическую
сферу, выполняющим функцию защиты
конкуренции, следует отнести
Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль.
Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса. [15;324]
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
1.1.2. Макроэкономическая стабилизация.
Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики – это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.
Главные инструменты в решении этой задачи – фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства. [15;346]