Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:25, курсовая работа
Сегодня проблема вмешательства государства в экономическую деятельность страны особенно актуальна для Республики Беларусь и обусловливается проводимыми в Республике Беларусь преобразованиями. В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его в одного из участников хозяйственной деятельности. В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.
Введение.
1. Экономические функции государства, формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.1. Экономические функции государства и инструменты проведения экономической политики.
1.1.1. Антимонопольное регулирование.
1.1.2. Макроэкономическая стабилизация.
1.1.3. Размещение ресурсов.
1.2. Формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.2.1. Методы государственного экономического регулирования.
1.2.2. Формы вмешательства государства в экономику.
1.2.2.1. Фискальная политика.
1.2.2.2. Кредитно-денежная политика.
2. Основные объекты государственного регулирования
в Республике Беларусь и характеристика целей государственного регулирования в каждом случае.
2.1. Социальная политика и занятость населения.
2.2. Условия конкуренции и антимонопольная политика.
2.3. Политика ценообразования.
2.4. Внешнеэкономическая политика.
2.5. Научно-техническая и инновационная политика.
2.6. Экологическая политика.
3. Основные отличия государственного регулирования в странах с различными типами экономических систем.
3.1. Традиционная экономическая система.
3.2. Командно-административная система.
3.3. Рыночная система.
3.4. Смешанная экономика.
Заключение.
Литература.
В связи со сложившимися
экономическими условиями и ограниченностью
ресурсов социальная защита предусматривает
поддержку преимущественно
В республике выплачивается 10 видов различных социальных пособий. Реализуются государственные программы социальной помощи ветеранам, одиноким пожилым людям, инвалидам.
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности, и Президент Республики Беларусь на третьем Всебелорусском народном собрании указал на необходимость снижения к 2010 году уровня малообеспеченности в 2 раза. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения (приложение 1: диаграмма 1). [32;749]
Немаловажной составляющей социальной политики нашего государства является регулирование занятости: поддержание нормального, с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребностям экономики в квалифицированных работниках, но не приводить к чрезмерному росту заработной платы и резкому снижению занятости [32;503].
Политика занятости населения на макроуровне включает методы и инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального уровня наёмной рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда. Не менее важно проводить эффективную политику в области оплаты труда, трудовой миграции населения в направлении поощрения территориальной и отраслевой мобильности рабочей силы (приложение 2: таблицы 2,3)
Анализ процессов происходящих на рынке труда, существующих тенденций и динамики их развития, основных факторов, определяющих положение в сфере занятости, даёт основание полагать, что в ближайшей перспективе конъюнктура рынка труда будет по-прежнему трудоизбыточной и напряжённость на нём будет возрастать (приложение 3: таблица 4). Однако в республике предполагается активная реструктуризация экономики, выведение из хозяйственного оборота бесперспективных и нерентабельных производств, расширение форм деятельности граждан в домашнем хозяйстве, что в целом позволит поддерживать уровень официально регистрируемой безработицы до 2% экономически активного населения (приложение 3: таблица 5; приложение 4: диаграмма 2, таблица 6).
Социальная политика Беларуси в ближайшие годы должна быть направлена прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность страны. Государство должно обеспечить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить своё благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальное обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения.
Поскольку проблема бедности в Беларуси имеет системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах. Важную роль в них призваны сыграть меры по совершенствованию социальной политики в целом и её основных направлениях в частности.
2.2. Условия конкуренции и антимонопольная политика.
Сегодня в Республике Беларусь создана правовая база антимонопольного регулирования, предотвращающая создание новых монополий, в том числе в процессе реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений, проводится постоянный мониторинг отдельных товарных рынков, вырабатываются оперативные меры по улучшению конкурентной ситуации на них[32;565].
Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 году Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Регулярно стал составляться Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики.
Цели, основные задачи, принципы и
подходы к демонополизации были
определены в Комплексной программе
демонополизации народного
Основные цели антимонопольной политики государства заключаются в регулировании общественных отношений возникающих в сферах деятельности субъектов на рынках республики, ликвидации возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, достижении баланса интересов потребителей и производителей.
Данные цели реализуются в следующих направлениях:
В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике в основном сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными.
В Беларуси число предприятий
Наибольшее количество предприятий-монополистов в республике – в машиностроении и металлообработке, а по удельному весу в выпускаемой продукции предприятиями-монополистами лидируют химическая и нефтехимическая, стекольная и фарфорово-фаянсовая промышленность, чёрная металлургия.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.
В тех сферах,
в которых по объективным технологическим
причинам сохраняется состояние
естественной монополии, а возможная
конкуренция носит
Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Настоящий этап развития экономики
Беларуси по-новому ставит проблему оценки
экономической концентрации при
создании хозяйственных и финансово-
Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.
В процессе проведения государственной конкурентной политики должны быть обеспечены: равенство условий деятельности юридических лиц всех форм собственности, защита интересов отечественных производителей, повышение конкурентоспособности производимых ими товаров.
2.3. Политика ценообразования.
Государственную политику в области ценообразования в соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь. Правовые основы ценообразования определены Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 года «О ценообразовании». Совет Министров Республики Беларусь осуществляет регулирование цен и тарифов на важнейшие социально значимые услуги для населения и товары, имеющие стратегическое значение для страны.
Целями ценовой политики в республике является формирование механизма ценообразования, создание системы условий стимулирующих динамичное развитие экономики, обеспечивающих расширенное воспроизводство, повышения эффективности использования ресурсов, конкурентоспособности продукции, реализации мероприятий антиинфляционной политики, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и рост жизненного уровня населения [9;1].
Вопросы ценообразования и проведения эффективной политики в республике по-прежнему остаются приоритетными.
Ценообразующая политика, проводимая в Республике Беларусь позволила значительно снизить темпы роста потребительских цен (с 351% в 1999 году до 114,4% в 2004 году), укрепить белорусский рубль. В 2005 году удалось добиться самых низких темпов роста потребительских цен за последние годы. Среднемесячный прирост индекса потребительских цен в 2005 году составил 0,6%, что является наименьшим показателем за последние 15 лет.
Под особым контролем государства цены на продукты питания, потребительские товары, тарифы в отраслях жилищно-коммунального хозяйства и транспорта.
Проведение эффективной
Вместе с тем в сфере
Тем не менее, проводимая в республике политика государственного ценового регулирования является достаточно обоснованной и соответствует данному этапу трансформации экономики.
Немаловажным фактором обеспечения устойчивого экономического роста является снижение уровня инфляции. В последние годы в республике сохраняется позитивная тенденция замедления инфляционных процессов. Важнейшей задачей в ближайшей и долгосрочной перспективе по-прежнему остается выполнение установленных целевых параметров инфляции, что будет обеспечиваться инструментами ценового и макроэкономического регулирования.
С 2000 года в республике стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная и сбалансированная валютная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и устранение множественности валютных курсов, относительная стабилизация обменного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке.
В концептуальном плане важно, чтобы
денежно-кредитная и валютная политика,
проводимая Национальным банком, не ухудшала
ценовые условия
Устранение неоправданного инфляционного воздействия на экономику республики со стороны налоговой системы предполагает снижение налоговой нагрузки и упрощения системы налогообложения.
Анализ налогово-бюджетной сист