Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:25, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня проблема вмешательства государства в экономическую деятельность страны особенно актуальна для Республики Беларусь и обусловливается проводимыми в Республике Беларусь преобразованиями. В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его в одного из участников хозяйственной деятельности. В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.

Содержание

Введение.
1. Экономические функции государства, формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.1. Экономические функции государства и инструменты проведения экономической политики.
1.1.1. Антимонопольное регулирование.
1.1.2. Макроэкономическая стабилизация.
1.1.3. Размещение ресурсов.
1.2. Формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.2.1. Методы государственного экономического регулирования.
1.2.2. Формы вмешательства государства в экономику.
1.2.2.1. Фискальная политика.
1.2.2.2. Кредитно-денежная политика.
2. Основные объекты государственного регулирования
в Республике Беларусь и характеристика целей государственного регулирования в каждом случае.
2.1. Социальная политика и занятость населения.
2.2. Условия конкуренции и антимонопольная политика.
2.3. Политика ценообразования.
2.4. Внешнеэкономическая политика.
2.5. Научно-техническая и инновационная политика.
2.6. Экологическая политика.
3. Основные отличия государственного регулирования в странах с различными типами экономических систем.
3.1. Традиционная экономическая система.
3.2. Командно-административная система.
3.3. Рыночная система.
3.4. Смешанная экономика.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ люда.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых  поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

К встроенным стабилизаторам относится и система пособий  по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Государственный бюджет – это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно, общенациональный или федеральный бюджет, наряду с которым существуют областные и местные бюджеты. [18;375]

Дефицит бюджета и  величина государственного долга –  это важнейшие показатели состояния  экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое  внимание. Дефицит бюджета – это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения бюджетных расходов, второй – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста или иных причин).

В экономических системах с фиксированным количеством  денег в обращении правительство  располагает двумя традиционными  способами покрытия дефицита бюджета  – это государственные займы  и ужесточение налогообложения.

Бюджетный дефицит относится  к так называемым отрицательным  экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.

Бездефицитность бюджета  еще не означает «здоровья» экономики, надо четко представлять себе, какие  процессы протекают внутри самой  финансовой системы, какие изменения  воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета.

Государственный долг – это сумма накопленного за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, то определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство  в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства и играют одну из важнейших ролей в государственном регулировании экономики. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

1.2.2.2. Кредитно-денежная политика.

Большинство современных  экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.

Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.

Эта цель достигается  с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые  осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента. [18;316]

В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами  являются предложение и спрос  на денежном рынке. Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как  средство обращения и как средство сохранения стоимости.

Инструментарий кредитно-денежной политики являются:

1. операции на открытом  рынке, т.е. на вторичном рынке  казначейских ценных бумаг; 

2. политика учетной  ставки, т.е. регулирования процента  по займам коммерческих банков  у центрального банка;

3. изменение норматива  обязательных резервов.

В настоящее время  в мировой экономической практике основным инструментом регулирования  денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или  продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных  банков и других финансово-кредитных  учреждений. Суть их заключается в  том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы  в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.

Учетная ставка – это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.

Учетную ставку устанавливает  центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения. [18;311]

Среди инструментов монетарной политики дисконтная политика (политика учетных ставок) занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

Механизм изменения нормы обязательных резервов банков, как инструмента кредитно-денежной политики, таков:

  • если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения;
  • при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.

Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и  уровень цен.

Для стимулирования производства центральный банк с помощью известных инструментов монетарной политики увеличивает денежное предложение. Ставка процента уменьшается, что ведет к увеличению инвестиционного спроса. Рост инвестиций, в свою очередь, увеличивает ВНП. На данном этапе монетарная политика достигла своей цели: спад приостановился, безработица уменьшилась, возрос доход общества. Но рост доходов в обществе приводит к увеличению спроса на деньги. В следствие этого, величина процентной ставки увеличивается, что приводит к сокращению инвестиционного спроса и инвестиций, а это, в свою очередь, – к уменьшению ВНП.

В монетарной политике следует  различать краткосрочные и долгосрочные последствия для национальной экономики. Если в краткосрочном периоде  центральный банк, проводя политику расширения денежного предложения, стимулировал рост ВНП, то в долгосрочной перспективе эффект вливаний в национальную экономику заметно снижается.

Таким образом, мы видим, что в арсенале государства имеется широкий набор методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических субъектов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки.

2. Основные  объекты государственного регулирования  в Республике Беларусь и характеристика целей государственного регулирования в каждом случае.

Объекты государственного экономического регулирования это  – сферы, отрасли, регионы, а также  условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, мешающие нормальному функционированию экономики и не разрешаемые без вмешательства государства.

Основной целью государственного экономического регулирования является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя  внутри страны и адаптация его к изменяющимся условиям.

От основной цели, в  зависимости от объектов государственного экономического регулирования, распространяются опосредующие конкретные цели, без  осуществления которых генеральная  основная цель не может быть достигнута. Эти цели неодинаковы по назначению и масштабам, но чаще всего они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Приоритетное положение отдельных целей государственного регулирования постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план [29;72].

В соответствии с текущей  экономической ситуацией в Республике Беларусь к основным объектам государственного экономического регулирования относятся: социальное обеспечение и занятость, условия конкуренции, ценообразование, внешнеэкономические связи, НИОКР, окружающая среда.

2.1. Социальная политика и занятость  населения.

Переход к рыночной модели хозяйствования неизбежно привносит  в жизнь общества хронические  «болезни» капиталистической системы: безработицу, резкое имущественное расслоение, бедность многочисленных слоёв населения.

В условиях социально-экономических  преобразований в Республике Беларусь удалось сохранить многие структуры  и потенциал социальной сферы, и  сегодня наша страна располагает  развитой системой социальной защиты населения, которая включает различного рода выплаты, пособия и трансферты. Экономические затраты на различные социальные программы (за исключением расходов на образование и здравоохранение) в республике составляют порядка 14 процентов валового внутреннего продукта. Значительная доля расходов приходится на пенсии, субсидирование обменного курса, бюджетные субсидии, льготные кредиты, предоставляемые банковской системой, и перекрестное субсидирование, осуществляемое предприятиями [32;732].

Основными целями социальной политики является стимулирование развития отраслей социальной сферы, обеспечение эффективной социальной защиты на основе функционального, организационного её совершенствования и обновления, обеспечение устойчивого роста благосостояния народа, сокращение бедности, гарантии на медицинскую помощь, полноценное питание, образование, создание условий для развития человеческого потенциала. 

Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством  осуществления стратегических и  тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, содержащих как задающие социальные блоки и параметры, так и средства и механизмы их достижения, а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ [32;733].

Разработка и реализация направлений социальной политики осуществляется государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе принципов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах Президента и Правительства Республики Беларусь. Такими документами являются Программа социально-экономического развития Республики Беларусь и Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь, они и определяют приоритеты цели и задачи, а также направления и средства их  достижения в области социальной сферы.

Информация о работе Экономические функции государства