Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:25, курсовая работа
Сегодня проблема вмешательства государства в экономическую деятельность страны особенно актуальна для Республики Беларусь и обусловливается проводимыми в Республике Беларусь преобразованиями. В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его в одного из участников хозяйственной деятельности. В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.
Введение.
1. Экономические функции государства, формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.1. Экономические функции государства и инструменты проведения экономической политики.
1.1.1. Антимонопольное регулирование.
1.1.2. Макроэкономическая стабилизация.
1.1.3. Размещение ресурсов.
1.2. Формы и методы вмешательства государства в экономику.
1.2.1. Методы государственного экономического регулирования.
1.2.2. Формы вмешательства государства в экономику.
1.2.2.1. Фискальная политика.
1.2.2.2. Кредитно-денежная политика.
2. Основные объекты государственного регулирования
в Республике Беларусь и характеристика целей государственного регулирования в каждом случае.
2.1. Социальная политика и занятость населения.
2.2. Условия конкуренции и антимонопольная политика.
2.3. Политика ценообразования.
2.4. Внешнеэкономическая политика.
2.5. Научно-техническая и инновационная политика.
2.6. Экологическая политика.
3. Основные отличия государственного регулирования в странах с различными типами экономических систем.
3.1. Традиционная экономическая система.
3.2. Командно-административная система.
3.3. Рыночная система.
3.4. Смешанная экономика.
Заключение.
Литература.
К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.
К встроенным стабилизаторам
относится и система пособий
по безработице и различных
Государственный бюджет – это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно, общенациональный или федеральный бюджет, наряду с которым существуют областные и местные бюджеты. [18;375]
Дефицит бюджета и величина государственного долга – это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит бюджета – это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения бюджетных расходов, второй – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста или иных причин).
В экономических системах
с фиксированным количеством
денег в обращении
Бюджетный дефицит относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.
Бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики, надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета.
Государственный долг – это сумма накопленного за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, то определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства и играют одну из важнейших ролей в государственном регулировании экономики. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
1.2.2.2. Кредитно-денежная политика.
Большинство современных
экономистов рассматривают
Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.
Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента. [18;316]
В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство обращения и как средство сохранения стоимости.
Инструментарий кредитно-
1. операции на открытом
рынке, т.е. на вторичном
2. политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
3. изменение норматива обязательных резервов.
В настоящее время
в мировой экономической
Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.
Учетная ставка – это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.
Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения. [18;311]
Среди инструментов монетарной политики дисконтная политика (политика учетных ставок) занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.
Механизм изменения нормы обязательных резервов банков, как инструмента кредитно-денежной политики, таков:
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.
Кредитно-денежная политика
оказывает самое
Для стимулирования производства центральный банк с помощью известных инструментов монетарной политики увеличивает денежное предложение. Ставка процента уменьшается, что ведет к увеличению инвестиционного спроса. Рост инвестиций, в свою очередь, увеличивает ВНП. На данном этапе монетарная политика достигла своей цели: спад приостановился, безработица уменьшилась, возрос доход общества. Но рост доходов в обществе приводит к увеличению спроса на деньги. В следствие этого, величина процентной ставки увеличивается, что приводит к сокращению инвестиционного спроса и инвестиций, а это, в свою очередь, – к уменьшению ВНП.
В монетарной политике следует
различать краткосрочные и
Таким образом, мы видим, что в арсенале государства имеется широкий набор методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических субъектов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки.
2. Основные
объекты государственного
Объекты государственного
экономического регулирования это
– сферы, отрасли, регионы, а также
условия социально-
Основной целью
От основной цели, в
зависимости от объектов государственного
экономического регулирования, распространяются
опосредующие конкретные цели, без
осуществления которых
В соответствии с текущей
экономической ситуацией в
2.1. Социальная политика и
Переход к рыночной
модели хозяйствования неизбежно привносит
в жизнь общества хронические
«болезни» капиталистической
В условиях социально-экономических преобразований в Республике Беларусь удалось сохранить многие структуры и потенциал социальной сферы, и сегодня наша страна располагает развитой системой социальной защиты населения, которая включает различного рода выплаты, пособия и трансферты. Экономические затраты на различные социальные программы (за исключением расходов на образование и здравоохранение) в республике составляют порядка 14 процентов валового внутреннего продукта. Значительная доля расходов приходится на пенсии, субсидирование обменного курса, бюджетные субсидии, льготные кредиты, предоставляемые банковской системой, и перекрестное субсидирование, осуществляемое предприятиями [32;732].
Основными целями социальной политики является стимулирование развития отраслей социальной сферы, обеспечение эффективной социальной защиты на основе функционального, организационного её совершенствования и обновления, обеспечение устойчивого роста благосостояния народа, сокращение бедности, гарантии на медицинскую помощь, полноценное питание, образование, создание условий для развития человеческого потенциала.
Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, содержащих как задающие социальные блоки и параметры, так и средства и механизмы их достижения, а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ [32;733].
Разработка и реализация направлений социальной политики осуществляется государственными органами, научными институтами и общественными структурами на основе принципов и приоритетов общеэкономической политики государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах Президента и Правительства Республики Беларусь. Такими документами являются Программа социально-экономического развития Республики Беларусь и Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь, они и определяют приоритеты цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной сферы.